олесо чудес: ƒедушке можно

08 феврал€ 2018, 14:59
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате — « олесо чудес», новый фильм ¬уди јллена. »менно эта лента стала, может быть, самой показательной в карьере режиссера и одного из главных фигурантов голливудских сексуальных скандалов.

«десь всЄ так, как привычно алленовским зрител€м. Ќехитрый анекдот, рассказанный из€щно и тонко, с кучей цитат и аллюзий. Ќа нью-йоркском пл€же в  они-јйленд обитает весела€ компани€: официантка, еЄ хамоватый супруг, сын-двоечник и бандит, а также красавчик-спасатель. ќфициантка в спасател€ влюблена, у них роман. Ќо тут по€вл€етс€ дочка мужа от первого брака, котора€ спасател€ пытаетс€ отбить — получаетс€ любовный треугольник.

ќт этого анекдота јллен отстран€етс€ чуть ли не в титрах: сразу вводит фигуру рассказчика. »м назначен тот самый спасатель. ѕо совместительству, начинающий драматург и студент, изучающий мастерство демонстрации страстей на театральной сцене.  аждое утро он мотаетс€ из родного богемного √ринвич-¬иллидж в развлекательный и шумный  они-јйленд, чтобы заработать на книжки и аренду квартиры. ќн повествует, сид€ на высоченном кресле посреди пл€жа, о прочих персонажах, их мысл€х, слабост€х и переживани€х. “е тоже одержимы искусством. ќфициантка грезила когда-то о подмостках, и до сих пор иногда достает из сундука костюмы, в которых блистала в школьном драмкружке. ≈Є сын прогуливает школу, не только устраива€ эффектные костры из всего, что подворачиваетс€ под руку, но и в большей степени в кино, засматрива€сь ширпотребом п€тидес€тых. ќбъ€вл€юща€с€ на пороге падчерица тоже не лишена вкуса — испытывает слабость к книжкам, бульварной литературе. Ќо и подсунутое ей исследование образа √амлета тоже принимает с благодарностью. 

« олесо» даже подготовленного алленовского зрител€ может ввести в см€тение: уж слишком фильм похож на дурной телеспектакль, наполненный дешевыми эффектами.  аждый здесь кого-то смутно напоминает, јллен не стесн€етс€ признаватьс€ в любви кино и эпохе, сформировавшей его. ¬  ейт ”инслет, исполнительнице главной роли, он разнюхал харизму и фактуру италь€нских кинодив ранга —офи Ћорен и јнны ћань€ни, взбалмошных донн в пеньюарах, у которых вечно что-то горит на кухне. ”инслет в эти рамки вписываетс€ великолепно. ≈Є муженЄк (ƒжеймс Ѕелуши), раздобревший и заматеревший комик начала дев€ностых, напоминает канонического персонажа американской драматургии, недалекого и тупого обывател€, которого бесконечно жаль, как геро€ ќ’Ќила или ”иль€мса. ƒжастин “имберлейк, которому досталась парти€ геро€-любовника, вовсе обескураживает тем, насколько старательно, словно в драмкружке отрабатывает каждую сцену. “ут есть эпизод, в котором он выслушивает поучени€ при€тел€-философа — не произнос€ ни слова, попросту не понимает, что ему в кадре делать. Ќо у јллена это снова срабатывает на обнажение приЄма.

Ќа пьесу похожа и сама композици€ фильма — аккуратна€, с четко обозначенными взлетами-падени€ми, кульминацией, разв€зкой, эффектными ходами. ѕод занавес действие вовсе оборачиваетс€ сценой из воображаемого спектакл€: героин€ ”инслет нап€ливает все свои драмкружковские побр€кушки и читает — с завывани€ми и заламывани€ми рук -— монолог, сплетенный из цитат из того же ёджина ќ’Ќила.



‘ото: vk.com/volgafilm

“акую театральность и условность только подчеркивает великий оператор ¬итторио —тораро, создатель «ѕоследнего танго в ѕариже» и «јпокалипсиса сегодн€». ќн селит героев буквально в прозрачном доме — вместо стен тут окна, за ними посто€нно ма€чат карусели, колеса обозрени€, огни забегаловок, тиры, здесь посто€нно кипит жизнь: старички обедают какие-нибудь, мужики рыбу лов€т. “акие приЄмы родом оттуда, из п€тидес€тых, это чиста€ италь€нска€ мода — не оставл€ть в кадре ни миллиметра без параллельного действи€. — цветом и светом —тораро работает совершенно театрально: подчин€ет драматургии. ≈сть сцена, например, где ”инслетт узнает, что еЄ любовник заигрывал с падчерицей, и в этот момент м€гкий зеленый блик на лице актрисы смен€етс€ драматичным, кроваво-красным.

¬ случае с режиссером, который на прот€жении последних п€тидес€ти лет снимает по ленте в год, уже невозможно говорить о почерке, опознавательных знаках и характерных призраках. Ќо « олесо» стало именно кратким гидом по алленовскому кино дл€ чайников. ≈сли зритель — ну, вдруг — забыл, кто это. ј тут — скандал, сын ¬уди расследует домогательства ’арви ¬айнштейна к актрисам, дочь рассказывает, что јллен еЄ изнасиловал в детстве. ћожно вспомнить, кто этот јллен такой, чем хорош. ѕосмотреть « олесо» — и всЄ простить за значительность и укорененность в истории. ƒедушке можно. ”м, умение цитировать, отстран€тьс€, ссылатьс€ и расшаркиватьс€ — слабое оправдание насили€, но всЄ-таки. ’оть так.

»ван „увил€ев, «‘онтанка.ру»

„то случаетс€ в полнолуние. ¬ ѕетербурге выступил “еатр танца ѕины Ѕауш

¬место фестивал€ Ђјлександринскийї, переехавшего на 2022 год, под его эгидой выступил легендарный немецкий коллектив, завороживший зал своим спектаклем на музыку “ома ”эйтса, јмона “обина, The Alexander Balanescu Quartett и других.

—татьи

>