«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»: Щит и меч
В прокате — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», новый фильм Мартина Макдонаха и один из главных претендентов на «Оскар».
Мартин Макдонах прославился сначала как драматург: его пьесы до сих пор с успехом идут в театре, в том числе и в России. Потом он снял «Залечь на дно в Брюгге», прорывную мрачную комедию с Колином Фарреллом, ставшую хитом проката и разлетевшуюся на пословицы и поговорки. Затем — менее успешных «американских» «Семь психопатов», в которых заигрался в нового Гая Ричи.
Что Макдонах — лучший из живых драматургов, ясно давно. Но до сих пор казалось, что его козырь — родная британо-ирландская фактура. Он умеет работать с ней, с её выпивохами и лузерами-обитателями. Теперь выяснилось, что фактура не важна. Макдонаху подвластна любая среда. Он всё перерабатывает в бронебойную драматургию.
Главная героиня «Биллбордов» — Милдред Хейс, дочь которой убили и изнасиловали. Полиция в провинциальной дыре под названием Эббинг работает кое-как. Больше черных подростков гоняет, чем расследует реальные преступления. Чтобы хоть как-то заставить полицию работать и найти убийц, Милдред арендует три билборда на дороге, где никто давно уже не ездит. И вешает туда свои послания в адрес копов: её дочь изнасиловали и убили, полиция бездействует и «Как поживаете, шериф?». Эти три рекламных щита на заброшенном шоссе и становятся главным мотором действия.
Фото: официальная страница в Facebook
Неподготовленный зритель будет ждать чувствительной мелодрамы — но напрасно. По факту, «Три билборда» куда сложнее. Тут есть мрачнейший фарс, черная комедия про глубинку, криминальная драма, мощная социальная подоплека. Макдонах, как акробат, балансирует между этими очень разными манерами и интонациями, стилями и жанрами. «Билборды», в итоге, остаются явлением уникальным и единственным в своём роде. Беспощадной мелодрамой, социальной зубодробительной комедией, убийственно-жестокой комедией. Чувство меры здесь — выгоднейшее качество драматурга, ничего не доведено до окончательного вида. Комикование — наполовину. Слезливость — чуть-чуть.
Как любая хорошая драма, «Биллборды» — азартная игра для актеров. Здесь лучшие свои роли играют примерно все. В первую очередь, Фрэнсис Макдорманд, прима братьев Коэн. Сводя любую экспрессию к минимуму, весь фильм не меняя выражения лица, вечно с поджатыми губами, она, тем не менее, добивается какой-то невиданной яркости и выразительности. Для Вуди Харрельсона это вовсе прорыв: впервые он играет не туповатого мужлана с харизмой, а сложную, большую роль. Его шериф — любящий семьянин, смертельно больной и очень мужественный дядька, способный на удивительную отвагу. Сэм Рокуэлл в образе плохого копа-неумехи вовсе неузнаваем: он даже пластически роль решает на грани балета. Спотыкающийся, нелепый, нервный, на грани истерики — и снова очень яркий, разный, пестрый.
Фото: официальная страница в Facebook
Оператор Бен Дэвис, с которым Макдонах уже работал в «Семи психопатах», оказывается тут в очень непростом положении: такое буйство драматургии не очень понятно, как оформлять. Но он справляется, тонко чувствует фактуру и умело балансирует между комедийной пестротой и накалом страстей, теплым солнечным светом и мраком американской глубинки.
«Три билборда» уже получил четыре «Золотых глобуса» (лучший фильм, лучшая актриса, лучшая роль второго плана, лучший сценарий) и наверняка соберет урожай «Оскаров». Если ему-таки достанется главная кинопремия мира за лучший фильм — это будет не только честно, но и вполне революционно. Давно настолько яркие, самобытные, неудобные, экспериментальные по всем фронтам ленты не выстреливали так громко.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки»
15 новых культурных площадок Петербурга, где вы еще не успели побывать
Новости
- 22 января 2025 - «Ленкому» меняют руководство: Марка Варшавера переводят президентом, назначен худрук
- 22 января 2025 - Дом Радио с февраля начнет проводить занятия танцем для людей старше 60
- 21 января 2025 - В Музее истории религии затопило зал с нравоучениями, выставку пришлось закрыть
- 21 января 2025 - Умер один из последних гигантов французского кино — Бертран Блие, прославивший Жерара Депардье
- 20 января 2025 - Художественное училище имени Рериха впервые за много лет пустит внутрь публику
Статьи
-
09 января 2025, 16:43