Ђ—мерть —талинаї: потомки оцен€т

25 €нвар€ 2018, 08:09
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ќ том, что фильм јрмандо »ануччи «—мерть —талина» до российского проката не допуст€т, говорили с самого начала. —лухи ходили разные: прокатного удостоверени€ не дадут, министр культуры ¬ладимир ћединский лично не допустит на экраны комедию про великого и ужасного вожд€.

¬ышло ровно так, как прогнозировали. —начала состо€лс€ загадочный «закрытый показ в ћинистерстве культуры». ѕотом по€вилось письмо де€телей культуры во главе, конечно, с Ќикитой ћихалковым и ¬ладимиром Ѕортко. “е попросили отозвать у картины прокатное удостоверение — временно.

ѕримерно всЄ в этой цепочке событий — цирк, похоже на дурной сериал или перформанс. ¬ ћинкультуры показывают прокатный свежачок — это с каких пор така€ практика? ј грамотный зритель еще и считывает месседж: известно, папа ƒжо, как „ерчилль и –узвельт называли —талина, любил по ночам фильмы смотреть. “ворческа€ интеллигенци€ пишет письма и просит оградить соотечественников от западной гадости — худший образец совок-ретро, как и практика открытых писем вообще. “ут еще и сын одного из ключевых персонажей, —ергей ’рущев, фильм назвал вредной агиткой и фальсификацией истории. Ќаконец, совсем фантастическа€ мера — «временно отозвать прокатное удостоверение». ѕримерно как временно казнить или временно побить.

¬ообще разрешение на показ фильма в –оссии, — вроде въездной визы дл€ иностранных граждан. ѕолучить его — процедура сугубо формальна€, но ћинкульт уже несколько лет пытаетс€ превратить еЄ в инструмент управлени€ прокатом. ¬ыставл€ет ценники за эти удостоверени€, пытаетс€ зарабатывать на их выдаче, наконец, использует их, чтобы реализовать давнюю фантазию отечественных кинематографистов — квотирование русского кино, то есть его приоритет в кинотеатрах.

∆алко не »аннуччи и его коллег: с них не убудет оттого, что «—мерть» в –оссии не увид€т.  омедиограф, сериальщик и автор зубодробительной политической сатиры «¬ петле» никаких рисков не испытывает. ќн держит марку — ничего не боитс€, ловко конструирует гротеск, выводит на экран вереницу пестрых масок. Ўутит про то, о чем прин€то говорить всерьез. Ѕалансирует на грани: здесь юмор€т про св€тое. –епрессии, победа над нацизмом, велика€ русска€ культура, наконец.

¬се наверн€ка знают сюжет, но можно в двух словах и напомнить: »ануччи разворачивает перед нами событи€, происход€щие сразу после смерти советского лидера. —тоит усатому вождю отправитьс€ в лучший мир, как на арену выбегает цела€ толпа уморительных героев. “русы, обжоры, пь€ницы, горлопаны, солдафоны. ¬ точном соответствии с выбранным форматом высказывани€ — фарсом — тут нет лиц и фигур, только маски и рыла.

Ќет и никаких границ у юмора. »ануччи смеетс€ не над репресси€ми и не над тоталитаризмом, не только над победами и политическими ходами. »нтеллигентскую богиню, великую пианистку ћарию ёдину, эталон выживани€ в бесчеловечное врем€ играет ќльга  уриленко — как клоунесса. ѕестро, €рко, броско. ћифологизированна€ советским самиздатом —ветлана јллилуева в исполнении јндреа –айзборо оказываетс€ только кисейной барышней, чувствительной девицей из водевил€. ¬се эти герои тут — живые люди, а не картинки из учебника истории. »менно ввиду своей живости — смешные. »менно такими их сделали актеры экстракласса: в первую очередь, ’рущев — —тив Ѕушеми и ћолотов — ћайкл ѕейлин из «ћонти ѕайтон».

ћайкл ѕейлин
ћайкл ѕейлин

‘ото: скриншот из трейлера

¬ итоге главной пострадавшей стороной стала кинопрокатна€ компани€ «¬ольга», выпускавша€ «—мерть». ƒве недели подр€д их релизы слетают: до комедии »ануччи был невинный «ѕаддингтон». Ќемедленно заговорили о том, что прокатчика «топ€т»: убытки от отмененных сеансов он терпит внушительные. «¬ольга» — одна из немногих серьезных независимых кинопрокатных контор, сделавша€ себе славное им€ на основательном, индивидуальном подходе к каждой ленте. ќни заказывают авторские переводы картин (скажем, киевский литератор ¬ладимир «јдольфыч» Ќестеренко дл€ них адаптировал диалоги в криминальной ленте «ѕророк» ∆ака ќдиара), крайне разборчивы. ƒва скандала подр€д такую скромную затею, обладающую репутацией и именем, вполне могут если не «потопить», то точно сильно ей навредить — и в финансовом, и в репутационном смысле.

Ќо ещЄ больше пострадали зрители. —начала детей чуть лишили давно ожидаемого и симпатичного мультика. “еперь всех остальных — отличной зубодробительной комедии. ј ещЄ — массового сеанса психотерапии. «—мерть» поражает, в первую очередь, тем, что это редчайша€ возможность взгл€нуть на советскую фактуру британскими глазами. ѕрименить фирменный английский стиль сатиры, борьбы со страхами и комплексами через смех, к своему, родному, натуральному.  аждого, кто «—мерть» увидит (ну не пройдет лента мимо своего зрител€ — пираты уже вовсю еЄ заливают в сеть), фильм лишит вечного страха и трепета перед политиками прошлого. јппаратчики наших дней куда страшнее.

»ван „увил€ев, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

«—мерть —талина». „то нам запретили смотреть — краткое содержание фильма

ћедитаци€ на тему мести: философи€ ћакиавелли в бешбармак-вестерне Ђ√олиафї

¬ прокат выходит Ђ√олиафї јдильхана ≈ржанова Ч казахстанско-российска€ копродукци€, участвовавша€ в конкурсной программе ЂЌовые горизонтыї 79-го ¬енецианского кинофестивал€.  артина была удостоена премии независимых италь€нских кинокритиков Bisato d'Oro в категории ЂЋучший актерї за работу Ѕерика јйтжанова и ƒани€ра јлшинова, сыгравших главные роли.

—татьи

>