—трах без трепета: Ђ¬есна св€щенна€ї именитой —аши ¬альц в новой ћариинке

Ќа столетие «¬есны св€щенной» »гор€ —травинского, во многом определившей пути искусства всего ’’ века, ћариинский театр откликнулс€ мировой премьерой. Ёто первое балетное событие на новой сцене: интерес к созданной специально дл€ нас работе —аши ¬альц, хореографа с мировым именем, отчасти оттесн€ет споры вокруг нового здани€. —кажем лишь, что эта хореографи€ с пространством театра в конфликт не вступает.

—аша ¬альц после смерти великой ѕины Ѕауш осталась среди немецких женщин-хореографов за главную. ќна, конечно, обречена на то, что ее будут сравнивать с ѕиной, а в данном случае еще потому, что у той была сво€ «¬есна», ставша€ культовым спектаклем второй половины ’’ века. ¬озможно, именно поэтому ¬альц посто€нно цитирует ѕину – и спорит с ней. ” ѕины – размазанна€ по сцене земл€, у —аши – кучка черно-серого шлака или гари, у ѕины красное платье, которое обыгрывает отношени€ девушек со смертью и которое наденут на »збранницу; у —аши »збранницу тоже переодевают в €ркое платье, только лиловое. Ќе говор€ уже об отсылках пластических. Ќо сам спектакль —аши ¬альц другой.

—уд€ по интервью, данному в процессе работы, замысел ¬альц лежал в русле классических мотивов «¬есны», идущих от оригинала —травинского – Ќижинского и варьированных во множестве других постановок этого балета (их более полусотни, и с дес€ток из них – выдающиес€). ¬альц говорила все о том же: ритуал, природа, древн€€ мощь, пробуждение сексуальности. ќднако на деле вышло не совсем так, и очень хорошо, потому что при тотальном постмодернистском цитировании всех и вс€ (а вовсе не только ѕины), спектакль рисковал застр€ть в хореографической полемике.

¬ышло интереснее.

Ѕалет получилс€ про страх смерти и про человеческую попул€цию, объ€тую этим страхом.

¬ черном пространстве сцены сверху бьет свет. Ќа сцене пока всего лишь трое, пара и одинока€ женщина, и движени€ пока очень скудны. Ќо дальше – все не то, на что нас настроила перва€ мизансцена: эти трое – не протагонисты, они тут же раствор€тс€ в безым€нной общей массе, пластический минимализм перейдет в общее энергичное движение, а любовный треугольник тут вообще ни при чем. «ато нарастает чувство тревоги.

 онечно, оно диктуетс€ и музыкой, насыщенно и мощно исполненной оркестром √ергиева. Ќо напр€жение нагнетаетс€ и в самом балете. ћы все больше чувствуем, что происходит нечто страшное.

¬ бессюжетном танце просвечивают действи€.  ого-то хватают.  ого-то со стуком бросают оземь; кого-то тащат – четверо одну, двое одну, группа – двоих; кого-то несут и укладывают на землю, как мертвого.  то-то прот€гивает руки в мольбе.  то-то бежит, наде€сь спастись, как от облавы, кто-то кого-то душит, а женщина то ли насилует, то ли убивает мужчину –сидит на нем сверху, и бьет, и т€нет за волосы, не дава€ ему вырватьс€.

Ётот смоделированный —ашей ¬альц мир страха и насили€ вызывает крепнущую ассоциацию: война и/или репрессии.  огда музыка прерываетс€, и в звуковой пустоте мужчины снимают футболки и обнимаютс€, как перед смертью, а после ложатс€, так, что группа превращаетс€ в нагромождение полуголых тел, ассоциаци€ окончательно закрепл€етс€.

¬месте с тем спектакль не конкретен, но метафоричен. ќбразы узников и тюремщиков, насильников и казненных, спасающихс€ и погибающих, вписаны в танец, но автор как бы ни на чем не настаивает: наоборот, хочешь – увидишь это, хочешь – нет. ¬ целом же это эпос: он вне времени, и не случайно часть танцующих оказываетс€ в длинных одеждах, равно отсылающих к монашескому плащу, шинели или тоге, и не случайно эпизоды смен€ютс€ одни другими, не выстраива€сь в драматургически цельное действие.

–ешительно отказавшись от магического круга, который лежал в центре хореографии ѕины Ѕауш, ¬альц предлагает другие решени€: пространственной основой балета станов€тс€ группы – плотные массы людей, а самым интересным в пластическом плане – то, как эти массы живут, какой упругий и энергичный рисунок лежит в основе хореографии.

¬скоре после начала мы замечаем, что сверху по€вилось €ркое острие, как дамоклов меч нависающее над сценой ровно по центру. ќно спускаетс€, но так медленно, что движение незаметно: просто каждый раз, когда мы взгл€дываем на него, оказываетс€, что оно выросло. Ёто пр€ма€ метафора нависшей угрозы, приближающейс€ смерти.



‘ото: ѕресс-служба ћариинского театра/‘ото: Ќаталь€ –азина



‘ото: ѕресс-служба ћариинского театра/‘ото: Ќаталь€ –азина

 огда оно уже совсем низко, €вл€етс€ »збранница – вернее, становитс€ €сно, кто она. ≈катерина  ондаурова в этой роли обнаруживает экспрессивную мощь и колоссальный темперамент – и драматический, и динамический. ≈е ведут; она упираетс€, выставл€€ вперед негнущиес€ ноги: изможденна€, одеревеневша€ и смертельно бледна€, причем, кажетс€, что не от грима. ќна раздеваетс€ перед плотной толпой и стоит, лицом к ним, спиной к нам, с жестко вздернутыми плечами.

≈е одевают в лиловое (оставим в покое ѕину Ѕауш, потому что внутренн€€ наполненность этого жеста здесь ина€). Ќа таких же не гнущихс€, не держащих ее ногах она отступает к середине сцены. » начинаетс€ ее исступленное соло, экспрессионистский танец-крик. ¬ нем – тот вопрос, который выкрикивает большинство обреченных: почему €? “ак, веро€тно, сход€т с ума перед казнью. Ёто ужас смерти. » это смерть как казнь.

 огда острие достигает пола, »збранница падает, как расстрел€нна€.

ярка€ парти€ »збранницы длитс€ всего несколько минут. » это исключение: в целом «¬есна» ¬альц не балет протагониста, а балет массы, балет труппы. »ерархи€ отсутствует: то, что программка называет четырех солистов, кажетс€ условностью, на самом деле просто то один, то другой, выдел€€сь, становитс€ ведущим «голосом» в общем танцевальном действе.

“акое антииерархическое существование танцовщиков в спектакле – и в труппе – продукт ’’ века и антитеза нашей академической системе, идущей из века XIX.  оллизи€ эта с театральной нагл€дностью про€вилась после премьеры. Ќа поклонах создатели спектакл€ (хореограф и художники) встали в общий р€д, но не в центре, а рассредоточившись между артистами, а с именными цветами поступили так: распотрошили букеты, и пройд€ по р€ду, поспешно все раздали, так что у всех артистов оказалось по цветку, а у —аши ¬альц – непарадный пустой целлофан.

»нна —кл€ревска€, «‘онтанка.ру»

 



 

—мотреть Ђот печкиї: в KGallery показывают картины –ериха из частных коллекций

¬ 2024 году российские музеи отмечают 150-летие со дн€ рождени€ Ќикола€ –ериха: прошЄл блокбастер в “реть€ковке на  рымском ¬алу, в но€бре открываетс€ эрмитажна€ выставка в √лавном штабе. KGallery выступает с компактным проектом Ч в галерее собрали работы учителей –ериха, самого мастера и его учеников. ѕричЄм все вещи –ериха созданы до 1917 года, когда художник с семьЄй, жив€ в ¬еликом кн€жестве ‘инл€ндском, оказалс€ за границей. –аботы на выставке Ч из частных коллекций; получилс€ рассказ про непрерывность традиции от јйвазовского до художников по фарфору первой четверти XX века и, конечно, про собирательство.

—татьи

>