
Игорь Корнелюк: «Надеюсь, опера меня не убьет»

Известный певец и композитор Игорь Корнелюк, написавший «Бандитский Петербург» и «Подожди, дожди», решил переквалифицироваться и сейчас заканчивает работу над оперой «Полироль». В интервью «Фонтанке» Корнелюк рассказал, что думает музыке к современным сериалам, как смотрит «Игру престолов», и посоветовал проводить «Евровидение» в сельском клубе.
— В летнем блоке программы «Вечерний Ургант» ведущий назвал вас «великим» и «королем», перефразировав одну из песен MC Хованского. Вам это польстило?
— Как назвал, «великий»? Я даже не обратил на это внимание и до сих пор не понимаю, что это значит. Я ко всей этой самозваной коронации отношусь скептически — тем более что сейчас взялся за крупную форму и пишу оперу.
— Оперу?
— Да, уже два года работаю над семейной оперой «Полироль». У нас с Региной (Регина Лисиц, постоянный соавтор Корнелюка, автор текста к песне «Бандитский Петербург» — Прим. Ред.) изначально была мысль назвать это «Игра в оперу», потому что главная задача — уйти от условностей жанра. Например, у нас не должно быть программок, где написано, что происходит на сцене. Ведь нормальный человек, который пришел в оперу, уже через пять минут перестает понимать, что там происходит. Новое название «Полироль» мы обыграем в спектакле.

Фото: Михаил Садчиков-мл.
Сюжет у нас оригинальный, оттолкнулись от известных немецких сказок. Начинается все очень легко, эдакая рождественская история с брызгами шампанского, но постепенно интонация скатывается в драматизм. Финал получился двусмысленный: вроде, все хорошо, а вроде нет. Он должен вышибать слезу у зрителя. Если ее нет, значит, я что-то сделал не так.
У нас будет большой симфонический оркестр, никаких электронных инструментов, барабанов и гитар. Единственное, пока я хочу, чтобы «Полироль» исполняли с микрофоном. Ведь большую часть своей энергии оперный певец тратит на то, чтобы озвучить зал, а мы хотим, чтобы в кульминационных моментах артисты могли петь тихо, почти шепотом.
— Вы сами решили написать оперу, или это был заказ?
— Поначалу — заказ, не буду говорить, от кого, потому что этой конторы больше не существует. Они мне не заплатили ни копейки. Когда исчезли, я был на середине пути и решил завершить начатое.
— Где поставите «Полироль»?
— Мы общаемся с одним академическим театром, но до конца не договорились. Главное условие — должен быть хороший оркестр, так как оркестровая партия сложная.
— Писать оперу — сложно?
— Тяжело было сделать драматургию, потому что привычка выговариваться за три-четыре минуты уже выработалась, а тут нужно было историю растягивать на длительный период. Уже не говорю о том, что мне все это пришлось оркестровать у себя в студии. В конце работы я отдам эти файлы людям, которые откроют их, напечатают, и это будет полноценная партитура.

Фото: Михаил Садчиков-мл.
Тяжело, когда работаешь-работаешь, а потом понимаешь, что месяц назад ты ошибся, грубо говоря, «наподдал»! И теперь из-за этого посыпалась вся форма, и все, что ты делал в течение месяца, выбрасываешь в корзину.
— Одна из последних попыток поставить современную оперу принадлежит Давиду Тухманову, который написал «Царицу» с Максаковой в главной роли. Но представление не имело большого успеха...
— У Тухманова был антрепризный проект, нам же антрепризу не потянуть – слишком дорого. Честно могу сказать, если бы я знал, что это так сложно, то не взялся бы. На старости лет приходилось переучиваться — рука ведь набита на песенном жанре, а тут пришлось осваивать другой язык. С операми Верди ведь как: «Поется? Поется! Запоминается? Легко! Песня ли это? Нет!». Оперный язык имеет немного другой масштаб, другую пружину, другое сопряжение.
— Как вы думаете, «Полироль» будет успешной? И есть ли сейчас потребность в таких проектах?
— У нас оперные театры превратились в музеи — в лучшем случае они являются полигоном для режиссеров, которые измываются над произведениями столетней давности. Свежего не пишется, а если пишется, то это носит формальный характер. Насчет успеха пока не могу сказать. Конечно, мне бы хотелось, чтобы гора не родила мышь.
— Илья Олейников, ведущий программы «Городок», несколько лет назад взялся за мюзикл «Пророк» и, как рассказывают, подорвал этим здоровье…
— Вы хотите спросить, не убьет ли это меня? Надеюсь, что не убьет! Илюшин мюзикл рождался на моих глазах, я ходил к нему на спектакль и снимаю перед ним шляпу, потому что он довел эту историю до конца!
— А какие у вас сейчас отношения с эстрадой?
— Когда работал над оперой, периодически тянуло в эту сторону, но Регина останавливала: «Не должно быть налета эстрады». Сейчас песни не пишет только ленивый, за день пишется больше, чем за все счастливые 1980-е, когда я только начинал. Жанр уже не представляет интереса, неблагодарный он, творчества мало осталось, бизнес-составляющая превалирует.
— На Западе ситуация лучше?
— Это не только российская проблема, а общемировая. Ради эксперимента я бы следующий конкурс «Евровидение» провел в колхозном клубе, где зрители сидели бы на лавках, под ногами была бы солома, а на сцене висела бы лампочка Ильича. Посмотрим, на что знаменитые исполнители способны без роскошных костюмов и антуража.
«Евровидение» ведь лакмусовая бумажка того, что происходит с этим несчастным жанром, когда вся Европа за год не может написать ни одной нормальной песни. То, что они поют, и песней назвать нельзя! Я устал это слушать, поэтому все чаще возвращаюсь к музыке 1960-х — 1980-х, которая очень свежо звучит сейчас.
— Вы продолжаете писать музыку для сериалов?
— Последние два года я занимался оперой. Были другие предложения по работе, но я сосредоточился на одном. Знаете, композитор в кино ограничен в выборе средств, интонаций, музыкального материала — многое зависит от режиссера, оператора, актеров и масштаба происходящего.
Хорошо работающей музыки в кино тоже сейчас крайне мало. Не замечали — смотришь фильм и вдруг ловишь себя на мысли, что где-то соседи включили какой-то музон не в тему? А потом понимаешь — нет, это не соседи, это там, на экране. В целом у меня очень грустное впечатление от отечественного кинематографа.

Фото: Михаил Садчиков-мл.
— Сами смотрите сериалы?
— Крайне редко. Из наших мне понравился «Физрук», Нагиеву посылаю большой респект, видно, насколько органично он смотрится в этом образе. Из западных мне понравились «Родина» и «Игра престолов» — очень качественно сделано. При просмотре сложилось впечатление, что самые опытные голливудские сценаристы перекочевали в сериалы и делают их на весьма достойном уровне.
— А хорошая музыка перекочевала в сериалы вслед за сценариями?
— Иногда она бывает очень хорошо сделана, слушаешь и удивляешься, насколько мастерски люди поработали. Но для сериалов, как правило, пишется один набор, который дальше сопровождает весь проект, ведь писать музыку на каждую серию невозможно.
Есть два подхода к киномузыке — европейский и американский. Европейский — это когда тема или мелодия звучит в картине, но она может жить самостоятельно, и ее потом можно будет вычленить и исполнять отдельно. На мой взгляд, это высший пилотаж. Американский — это когда ты слушаешь, все грохочет, но мелодия в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Но это все условности, ведь что для музыки главное – она должна работать! Если работает — она хороша, если не работает, тогда нужно что-то менять.
Михаил Садчиков-младший, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».