Ђ‘орма водыї √ильермо дель “оро: ќчевидное и неверо€тное

18 €нвар€ 2018, 15:09
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате — «‘орма воды» √ильермо дель “оро, фильм-триумфатор ¬енецианского кинофестивал€ и один из главных претендентов на «ќскар».

¬ начале нулевых в √олливуд вторглось трио латиноамериканских авторов, јльфонсо  уарон, јлехандро √онсалес »нь€рриту, √ильермо дель “оро. ћигранты, уделом которых до сих пор были телесериалы и низкопробные ужастики, получили внушительные бюджеты, но смогли их совместить со своим, особым видением кинематографа. —о временем стало казатьс€, что их золотой век позади. Ќо в нынешнем сезоне троица напомнила о себе, их карьера совершила крутой вираж. »нь€рриту показал в  аннах, а потом в миланском фонде Prada первый в истории фильм, сн€тый дл€ очков виртуальной реальности (и получил за это почетный «ќскар» за технический прорыв — приз вручат на официальной церемонии в марте).  уарон спуст€ двадцать лет после отъезда в јмерику вернулс€ в ћексику и сн€л там драматическую ленту «–им».

ƒель “оро тоже в некотором смысле вернулс€ домой и совершил революцию. ¬ середине нулевых его им€ прогремело благодар€ самым необычным сказкам в истории кино — «Ћабиринту фавна» и «’ребту дь€вола». ѕотом наступила темна€ полоса: «’оббит», за которого он то бралс€, то бросал, провальные «“ихоокеанский рубеж» и «Ѕагровый пик». «‘орма» — триумфальное возвращение в прежнюю форму.  ак и «’ребет» с «Ћабиринтом», она замешана на сочетании несочетаемого — сказки и грубой реальности, низовой и даже примитивной сюжетной рамки и эстетства, визионерства и социального пафоса.

ƒействие помещено в одну из самых стильных эпох — шестидес€тые. Ќо вместе со стилем дель “оро впускает в кадр и драматический накал эпохи, и — его конек — политическую составл€ющую. «Ћабиринт» и «’ребет» развивались на фоне гражданской войны в »спании. »сторический контекст «‘ормы» создает друга€ война — холодна€.

ћесто действи€ — самое заур€дное дл€ фантастического жанра: секретна€ военна€ лаборатори€, где коварные ученые став€т эксперименты и вывод€т существ с паранормальными способност€ми. √лавный герой — тоже вполне обычный: чудище-амфиби€, обреченное на гибель. ¬ этот жанровый стандарт дель “оро вводит самые неожиданные элементы. Ќа первом плане, помимо монстра, абсолютно нетипичный дл€ фантастического ретро-ужастика герой — нема€ уборщица-мигрантка. ≈сть €сно читаема€ романтическа€ лини€: красавица и чудовище влюбл€ютс€ друг в друга.

—южетный микс из предсказуемого и неверо€тного реализуетс€ на всех уровн€х. јмфибию играет посто€нный актер дель “оро ƒаг ƒжонс (он же выступал в роли ‘авна в «Ћабиринте») — пластичный, легкий, съевший не одну собаку в фантастике. ”борщицу Ёлайзу — британка —алли ’окинс, до сих пор, как правило, по€вл€вша€с€ в самом рафинированном кино. ћаксимум попул€рности она могла заполучить в «ѕриключени€х ѕаддингтона», где выстроила роль без единого слова, показала на одной пластике полноценные диалоги и неверо€тный драматический накал.



‘ото: скриншот трейлера фильма

«Ћабиринт» и «’ребет» дель “оро снимал с попсовым, в общем, оператором √ильермо Ќаварро (у него на счету, например, «ќт заката до рассвета» и, как это ни смешно, «—умерки»). ¬ «‘орме» визуальное решение создал совершенно неблокбастерный оператор, датчанин по происхождению ƒэн Ћаустсен. ѕочерк у него узнаваемый — вспомнить хот€ бы работу в «—айлент ’илле». ¬ «‘орме» он тоже работает тонко, парадоксально, €рко. »грает со стилем шестидес€тых, имитирует цвет эпохи, потр€сающе выстраивает освещение и партитуру движени€ камеры. Ћьвина€ дол€ эффектности ленты — на его совести.

ƒель “оро, в отличие от коллег-земл€ков, с самого начала казалс€ последней надеждой большого кино. Ќе столько экспериментатором, сколько новым —пилбергом, умеющим объедин€ть развлечение с высоким искусством. “ем обиднее была €ма в его фильмографии. “еперь можно с уверенностью говорить, что новый —пилберг-таки €вилс€. ƒель “оро уже получил ««олотого льва» ¬енецианского кинофестивал€ и ««олотой глобус», наверн€ка соберет урожай «ќскаров» и сорвет куш в прокате.

ƒель “оро, как и  уарон, и »нь€рриту, — мексиканец, и не устает в своих фильмах обращатьс€ к культуре, истории, традици€м родной страны. “о, что свежий ветер в √олливуде подул именно с этой, южной стороны (не стоит забывать и скандальные за€влени€ “рампа, обещани€ построить стену между Ўтатами и ћексикой) делает «‘орму» событием далеко не только киношным, но и социальным. ќчень своевременное кино.

»ван „увил€ев, «‘онтанка.ру»

„то случаетс€ в полнолуние. ¬ ѕетербурге выступил “еатр танца ѕины Ѕауш

¬место фестивал€ Ђјлександринскийї, переехавшего на 2022 год, под его эгидой выступил легендарный немецкий коллектив, завороживший зал своим спектаклем на музыку “ома ”эйтса, јмона “обина, The Alexander Balanescu Quartett и других.

—татьи

>