«Последний портрет»: Художника обидеть может каждый

11 января 2018, 19:32
Версия для печати Версия для печати

В прокате — "Последний портрет", история о художнике-гении от актёра-негодяя. Потенциальный прокатный хит интернационального производства.

Альберто Джакометти — главный швейцарский гений. Его изображение украшает франковую банкноту, его работы — выставочные хиты. В 2008 году их в Эрмитаж привозили, можно было убедиться.

Это поэты и писатели имеют ярко выраженную национальную идентичность, языковую. Художники же по природе своей космополиты. Джакометти — итальянец по происхождению, работал в Париже, а свои произведения завещал немецкоязычному мегаполису Цюриху. Поэтому в том, что кино снял американец, задействовав интернациональный актёрский состав, ничего странного нет.

Для актера Стэнли Туччи, не раз игравшего роли образцовых негодяев, это режиссерский дебют. Прежде он снимал только простенькие короткометражки и участвовал в паре промоутерских компаний. Но руку набил: мастерство рассказчика наличествует точно.

Простота здесь — образцовая. Пожилой Джакометти переживает творческий кризис, шляется по Парижу шестидесятых, скучает и не может найти энергию для новых работ. Знакомство с критиком Джеймсом Лордом заставляет скульптора вернуться к подзабытой уже живописи, воспрянуть духом и обрести веру в себя.



Фото: скриншот трейлера фильма

Но в этой драматургической безыскусности скрыта настоящая пещера Али-Бабы. Главное сокровище — исполнитель роли Джакометти, великий Джеффри Раш. Задача перед ним — хуже некуда: играть гения. Плевать в холсты, ругаться, скандалить, пить. В любом другом исполнении это было бы позорище и пошлятина. Раш умудряется сделать теплыми и живыми даже эти пестрые краски, дает настоящий мастер-класс по актерскому мастерству. Там, где материал диктует лиризм — врубает клоунаду. Там, где предполагается, что надо рвать в клочья — решает роль скупо, минималистично.

Все остальные актеры — рама для этой яркой экспрессионистской картины. Лорда играет красавчик Арми Хаммер: эффектно удивляется и устает от причуд гения. Женские образы, созданные Клеманс Поэзи и Сильви Тестю — лучшее, что может сегодня показать славная французская школа актрис-красоток, которым надо просто подольше существовать на экране, больше ничего.



Фото: скриншот трейлера фильма

Решающую, наравне с Рашем, роль в «Портрете» сыграл оператор Дэнни Коэн. Главный художник современного британского кино, снявший «Девушку из Дании» и «Король говорит!», своими фирменными приемами — легкой дымкой, пастельными цветами, приглушенным светом, полумраком, подвижной камерой — создает великолепный изобразительный ряд. Соблазна играть со стилем самого Джакометти он счастливо избежал. Профессиональная скупость и легкая рука спасли.

Интернациональность интернациональностью, а все-таки нигде, кроме Британии, банальности не умеют воплощать на экране (холсте, в тексте, в звуках) так ярко и завораживающе. Они тут обретают первую свежесть. Вот уж точно чудо.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>