Ольга Волкова: «На пенсию народного артиста в 14 тысяч рублей жить в Москве трудновато»

Легенда ленинградского театра - звезда ТЮЗа, Театра им. Акимова и БДТ - Ольга Волкова в середине 90-х, намаявшись в Питере без работы и денег, подалась в Москву, где теперь активно играет в антрепризах, снимается в кино и сериалах (за три последних года у нее 15 фильмов), словно забыв о своих летах. Недавно народная артистка России заглянула в родной город, чтобы вместе с юной блондинкой-депутатом Госдумы Марией Кожевниковой представить приключенческую комедию «Сокровища О.К.» (названную кинообозревателем «Фонтанки» «нашим ответом Индиане Джонсу»). После премьеры в «Художественном» Ольга Владимировна пообщалась с корреспондентом «Фонтанки».

- За три последних года вы снялись в пятнадцати картинах...

- Боюсь, даже больше. Я уже перестала считать.

- Чем вызвана такая волна интереса к персоне Волковой? Ваши ровесницы жалуются, что в этом возрасте нет интересных ролей…

- Так их и нет! Если и встречаются, как правило, застревают на пути к зрителю. Я уже перестала ждать замечательный фильм с Александром Абдуловым «Полонез Кречинского». Сколько людей клялись в любви и верности к Абдулову, говорили, что его не забудут, но вот картина с ним лежит пять лет на полке и никто не собирается ее покупать, никому не интересно. Не формат! Уже четверо актеров умерли после съемок «Полонеза Кречинского»... Очень дорога мне и роль пьяницы в «Иванове», но она была в угоду формату сокращена, если не сказать, изуродована. Так что приличные работы у меня есть, но кто их видел?! Все остальное играю в силу бытовых обстоятельств: надо как-то выживать, потому что на пенсию народного артиста в 14 тысяч рублей жить в Москве трудновато, а больше не предложено. А я ведь не только на себя работаю, вся семья на мне, а они безработные. Ничего страшного, в нормальной семье, если кто-то работает, то должен делиться. Поэтому нужна просто работа. Спасает то, что работать я люблю, и если даже хороших ролей нет, все равно с азартом врубаюсь, чтобы даже из абсолютно нежизнеспособного персонажа сделать живого.

- Как, интересно, вы это делаете? Переписываете роль?

- Нет, не переписываю. Но есть такие моменты, как социальные, политические, психологические «попадания», в своей книге я много пишу об этом. Социальное попадание складывается из ответов на вопросы – кто моя героиня, какая у нее речь, какой костюм, и так далее. У меня дома 15 париков, залежи аксессуаров и костюмов, в которых и снимаюсь. Задыхаюсь от вещей, но выбросить рука не поднимается. Если чего-то не нашлось, иду в магазин, покупаю кофточку, и она в кадре работает. Это азартная история - прописать за счет деталей свой персонаж, быть готовым к небольшой схватке с режиссером, художником – они не всегда согласны с моим мнением. Но особое удовольствие - когда тебе сначала говорят: «Нет-нет, ни в коем случае!», а потом, когда ты все-таки сделаешь: «Конечно, это же так здорово!»

- Получается, вы становитесь режиссером своей роли?

- Скорей, дизайнером, стилистом. Грим мой, аксессуары и в содержание что-то свое добавляю.

- Многие актеры уверены, что все это - не их забота...

- Но это же от беды, от того, что нет материала, играть нечего! Дали бы мне в свое время сыграть Нину Заречную, вот бы развернулась, сыграла не так, как принято. Во мне всегда сидело бунтарство, несколько раз в Петербурге меня освистали, а в Москве сказали: «Это единственно правильная версия!» Так было со спектаклем «Горячее сердце» в Театре комедии имени Акимова. В роли Параши я нашла такой ход, как никто не играла.

- Вот опять вы: «Я нашла!» А почему не режиссер нашел?

- Когда я предложила, режиссер глубокомысленно сказал: «Да, именно это я и имел в виду!» «Горячее сердце» - экстремизм русский, палящий, пылкий, преувеличенные эмоции… Поэтому и был азарт найти то, чего еще никто не делал.

- У кого вы такую манеру работы над ролью подсмотрели?

- Зиновий Корогодский научил меня играть в жанре, а слово «жанр» сейчас многие толкуют на свой лад. Но никто не отменял понятия жанра, законов, по которым строится роль. Сегодня многие работают за конверт – конец съемочного дня, и получай конверт. В чем пришел, в том ушел…

- Ольга Владимировна, а что нового у вас в театре?

- Я принципиально не работаю в театре. Переехала в антрепризу.

- А это не театр?

- Тоже театр, но изгойский! Я тут случайно зашла на конференцию «Золотой маски» и сказала: «Чего же это вы так нами брезгуете?» Одни и те же люди получают «Маски» по пятому кругу... Тут было дело, потрясающий спектакль, мне удалось сыграть с Николаем Волковым, Сергеем Юрским: «Железный класс». Надо было снимать это и показывать по телеканалу «Культура», потому что это уходящая культура театра, но так и не сняли... Одни и те же люди получают

- Как бы нам не перехвалить антрепризу!.. Ведь, согласитесь, большинство антрепризных хитов по-прежнему ужасны…

- Какой смысл ругать чудовищ! Давайте отмечать лучших, достойных, тех, кто глаголом жжет сердца людей, несмотря на то, что с нас берут дикие деньги за аренду залов, за перевозку декораций, костюмов. Вот мы с Адой Роговцевой мы играли в ДК «Выборгский» спектакль «Париж спросонья», и зал на две тысячи мест встал и не отпускал нас минут десять…

- Ольга Владимировна, что вас сейчас связывает с Петербургом?

- Это мой дом, здесь живет моя дочь, а внучка учится в студии ТЮЗа.

- Вся в бабушку?

- Внешне вообще не похожа. В Москве я дала ей потрясающее образование, знает два языка, историю искусств. А теперь вот учится театральному искусству в Петербурге, здесь лучшая школа. Думаю, она даже на этом не остановится, потому что театр – это познание себя, своих возможностей, энергетических, организационных, волевых. Вполне возможно, пойдет дальше, займется чем-то еще. Ведь нынче эта тяга к театру погибельная, бессмысленная, не престижная и безденежная...

- Если только ты не стал звездой...

- Нынче звезды из какого только дерьма ни делаются! Москва лепит звезд на раз, и так же быстро они сдуваются. Не буду же я любимой внучке желать такой судьбы! Хотя и среди молодых есть по-настоящему талантливые ребята, кого даже звездность не испортила. Вот в фильме «Сокровища О.К.» главную роль сыграл Алексей Воробьев. Лешу многие знают как эстрадного певца, он на «Евровидение» ездил, но как актер он талантливей! В нашей приключенческой комедии сыграл просто ослепительно. Очень точно почувствовал жанр, в нем хватило чувства юмора, чувства вкуса сыграть все аккуратно. У этого парня удивительное чувство меры.

- Как вы считаете, фильм «Сокровища О.К.», наш ответ Индиане Джонсу, удался?

- Всем нынешним кинопродюсерам я готова подарить лобзик, чтобы удобней заниматься их любимым делом – распилом бюджета. Они и на съемочной площадке-то не появляются, и пока дойдет дело до съемок, то уже и распиливать нечего… А в «Сокровищах», встретившись с продюсером Владимиром Быркиным, глазам своим не верила. Мало того, что он все время находится на площадке, все видит, за всем следит, так он еще и творчески включается, подсказывает что-то, придумывает, опекает актеров! Но главное, проверяет, бережет деньги, чтоб никто не спер… Я с ним готова и дальше работать, тем более, ему нравятся мои сценарии.

- А вы не только книги, но и сценарии пишете?

- Только что написала сценарий для полного метра: тема Золушки, только у меня Золушка - мужик. Эта тема человека, который потерялся в жизни. Я познакомилась в Петербурге с потрясающим оперным и романсовым певцом Мишей Лукониным. Его судьба, его личность меня так задела, что вылилась в киносценарий…

- Хотите верьте, хотите нет, буквально неделю назад я случайно встретил Михаила Луконина и про себя опять подумал: «Ну почему такой артист не становится звездой? Прекрасный голос, интересная внешность, сам по себе доброжелательный, интеллигентный…» Может быть, упустил момент, и в сорок лет уже поздновато штурмовать вершины?

- Нет, он свеж, его голос звучит так, что можно сойти с ума. Звучит как инструмент, даже не вокал, а инструмент – это другая культура. Но, вы правы, он - мягковатый петербургский интеллигент, жена умерла, он с ребенком остался один, много мотался... Много сложностей. Но, конечно, я не просто воспроизвела реальную историю, а придумала свою… Я вас понимаю: я тоже хотела сделать Мишу звездой – снять его в главной роли в будущем фильме. Но кто же даст! Это же кино, большие деньги, бизнес…

Михаил Садчиков, Фонтанка.ру

Фото Михаила Садчикова-младшего

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>