Шемякин привез картины скандальных братьев Чепмэнов на Садовую

- А детей здесь нет? – полюбопытствовал Шемякин, выйдя к публике. - Дело в том, что у нас кое-какие картинки должны быть завешены, но, я вижу, что пока это не сделано. А должно висеть +16 или +18, и мы это сделаем. Фальшивое общество - как у нас сейчас трогательно спасают детей, одновременно поставляя поток порнопродукции и детской порнографии на Запад…

Приехав в Петербург на несколько дней раньше намеченного срока, Михаил Михайлович лично открыл выставку «Дети в искусстве» в рамках авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Антология форм» в фонде художника Михаила Шемякина на Садовой.

Сменив публицистический пыл на тон теоретика, Михаил Михайлович объяснил, что на этой выставке показано изменение отношения художника к «ангельским существам». Если приглядеться, в какие годы создана та или иная работа, то легко проследить эту ситуацию. От нежных, ангельских образов, трогающих за душу портретов, художники постепенно скатываются до своеобразной чикатиловщины.

- Есть у нас и работы братьев Чепмэнов, нашумевших в Эрмитаже, вызвавших негодование ряженых казачков… Надеюсь, сюда они не придут, а если придут, то у нас уже все будет завешено. Впрочем, некоторые вещи Чепмэнов действительно можно смотреть только детям после 16-ти.

Выставка «Дети в искусстве» состоит из двух частей. Основная экспозиция, свыше двухсот изображений ребенка в живописи, графике, скульптуре и инсталляции, демонстрируется впервые. Во второй части - работы современных художников, собранные после конкурса специально для этой выставки.

После энергичного вступительного слова Шемякина на видеоэкране показали любопытный документальный фильм, смонтированный из монологов петербургских детей, пытающихся ответить на вопрос: «Что такое искусство?». В торжественном открытии выступили учащиеся музыкальной школ, стипендиаты фонда Владимира Спивакова, лауреаты премии Юрия Темирканова.

Выставка открыла серию петербургских событий, посвященных 70-летнему юбилею Шемякина. 21 мая на сцене Большого зала Филармонии Михаил Михайлович встретится с петербуржцами и гостями города на своем творческом вечере. А 29 мая откроет еще и выставку «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце Русского музея.

Приехав в Петербург, Шемякин ответил на вопросы "Фонтанки". Интервью с мастером читайте в ближайшие дни в разделе «Спроси сам».

Досье Фонтанки

Джейк и Динос Чепмены (Jake and Dinos Chapman) – британские концептуальные художники, также известные как братья Чепмен. Живут и работают в Лондоне (Великобритания).

Константинос (Konstantinos, Динос) Чепмен родился в 1962 году в Лондоне. Иаковос (Iakovos, Джейк) Чепмен родился в 1966 году в Челтенхеме.

Братья выросли в семье англичанина и православной киприотки. Попробовав себя в разных профессиях, они окончили Королевский колледж искусств в Лондоне в 1990 году. С начала 1990-х годов братья Чепмены активно выставляются вместе.

Они принадлежат к образовавшейся в начале 1990-х годов группе "Молодых британских художников" (YBA, Young British Artists).

Впервые работы братьев Чепмен показал в своей галерее британский миллионер Чарльз Саатчи, а спустя пять лет, в 1997 году, в Королевской академии искусств прошла выставка "Сенсация", утвердившая статус художников.

Как правило, братья создают свои проекты, используя манекены или маленькие фигурки, которые определенным образом раскрашиваются и составляются в законченные скульптурные композиции. Или же они берут графику или живопись известных и безымянных авторов и дорабатывают ее в своем духе. Юной барышне с портрета неизвестного художника викторианской эпохи взамен румянца пририсовывают трупное пятно, а благообразный господин во фраке обзаводится ушами гнома и разрезанным от уха до уха ртом.

Творчество братьев Чепмен, как и подобает произведениям "молодых британцев", не ведает никаких табу и запретных тем. Кто-то видит в их творчестве насмешку над христианской моралью, кто-то — доведенный до абсурда язык Босха и Гойи, а кто-то — завораживающий интерес современного человека к страшилкам, фильмам ужасов и черному юмору. Чепмены объясняют свои работы конечностью нашего бытия, тяжестью жизни и человеческой хрупкостью.

Известные работы: "Деяния ради мертвых" (1994), "Зиготная акселерация: биогенетическая десублимированная либидональная модель" (1995), "ДНК зиготное" (1997), "Ад" (2000), "Секс" (2003), "Смерть" (2003) и другие.

Работы братьев Чепмен показываются по всему миру, включая выставки в Оксфордской Галерее современного Искусства (Великобритания, 2003), в Современном Художественном Центре PS1 (Нью Йорк, США, 2000), в Музее современного искусства Kiasma (Хельсинки, Финляндия, 2006), в Annenberg дворе Королевской академии искусств в Лондоне ("Летняя выставка", 2007), в Британском музее (Лондон, 2009), в Государственном центре современного искусства (Москва, 2009), на Московской биеннале современного искусства (2011).

В 2003 году Чепмены выдвигались на соискание премии Тернера.

Работа Джейка и Диноса Чепмен "Четырехголовая", выполненная в 1997 году, находится в собрании Государственного центра современного искусства в Москве.

Любители провокации, художники с их любовью к телесным и психологическим крайностям, часто становятся причиной скандала.

Скандальную славу тандему братьев принесла выставка "Сенсация" 1997 года в Королевской академии искусств в Лондоне. Оскопленные солдаты, развешенные на деревьях, детские тела из стекловолокна, сросшиеся в развратных позах, изувеченные трупы вызвали скандал и принесли Чепменам звание "главных извращенцев" современного британского искусства.

Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани подавал на них в суд от лица оскорбленных католиков, в 2003 году неизвестный посетитель залил красной краской одну из картин Чепменов.

Братья известны своими драками с галеристами.

В октябре 2007 года на ярмарке Frieze Чепмены разрисовывали банкноты достоинством 50 фунтов, увеличив их стоимость до 500, чем вызвали негодование Банка Англии.

19 октября 2012 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец Веселья". Центральный проект экспозиции представлял собой девять витрин аквариумов, в которых находятся небольшие человеческие фигурки, сделанные из пластика. Большинство из них одеты в нацистскую форму и вовлечены в фантасмагорическое насилие: они повально уничтожают друг друга. Помимо этого, в работе художников присутствовали распятый Рональд Макдональд, "босховские" уродцы.

После открытия в музей поступило более сотни жалоб от посетителей, которые заявили, что эти работы оскорбляют чувства верующих и являются экстремистскими.

7 ноября гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский попросил прокуратуру Петербурга разобраться с письмами, в которых горожане просят принять меры против "кощунственной", по их мнению, выставки британских художников братьев Чепмен.

Художники принесли извинения за свою выставку в Эрмитаже, отметив, что "больше в Россию они ни ногой".

Текст и фото Михаила Садчикова-младшего 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>