В погоне за счастьем: с кем петербуржцы изменили Достоевскому

27 декабря 2017, 14:40
Версия для печати Версия для печати

Петербуржцы ненавидят Гоголя и Сэлинджера, а выпущенная с намёком на шнуровскую песню книга «В Питере — жить» ворвалась в список бестселлеров. Вооружившись рейтингами продаж за 2017 год, «Фонтанка» выясняла, что читают горожане, и что это говорит об их психологическом самочувствии.

Жители Северной столицы всерьёз увлеклись психологическим здоровьем и самосовершенствованием, следует из данных, предоставленных «Фонтанке» крупнейшей в городе книжной сетью «Буквоед». Абсолютный лидер продаж в области художественной литературы и нонфикшна в 2017 году — книга психолога Михаила Лабковского «Хочу и буду». Сборник советов о «смысле жизни», «истинных желаниях», «зависимости» и о том, как выйти замуж, купили почти 12 тысяч горожан. Что и неудивительно — времена нынче неспокойные, надо на что-то опереться. А Лабковский — как мама, всегда рядом: его можно увидеть и в YouTube, и телевизионных и радиоэфирах, и на публичных лекциях.

Второе место в рейтинге с 9,5 тысячами проданных экземпляров сохранил двухтомник Грегори Робертса «Шантарам». В каком-то смысле «Шантарам» — это тоже «Хочу и буду», но в художественной форме. Автобиографический герой книги (написанной, кстати, во время тюремного заключения) — наркоман и бандит, зато может позволить себе высокие порывы. Линдсей Форд вызволяет из борделей проституток, организует бесплатную клинику для бедняков, спасает их от холеры. Добавьте к этому ещё и восточный колорит (действие «Шантарама» разворачивается в Бомбее), и поймите, почему так много читателей покупают эту развесистую 1000-страничную клюкву.

На третьем месте – ещё одно воодушевляющее сочинение. Британский нейрохирург Генри Марш признаётся: «Мне часто приходится разрезать головной мозг, и я ненавижу это делать». «Не навреди» — книга о работе доктора, триумфах и ошибках, спасённых и искалеченных человеческих жизнях. Повествование откровенное, но местами затянутое и скучноватое. Продано 9,2 тысячи экземпляров.

Единственная художественная новинка 2017 года, ворвавшиеся в рейтинг, — сборник «В Питере жить» (продано 9,1 тысячи экземпляров). Многоопытная редактор современной прозы Елена Шубина объединила под одной обложкой Дмитрия Быкова, Татьяну Толстую, Даниила Гранина, Елизавету Боярскую, Бориса Гребенщикова, Михаила Пиотровского — они поделились своими воспоминаниями и впечатлениями от города.

Топ-5 замыкает вечно актуальный роман «1984» Джорджа Оруэлла, который в 2016 году был в рейтинге «Буквоеда» на третьем месте. Впрочем, классика XX века — «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «О, Дивный новый мир» Олдоса Хаксли, книги Ремарка и Стивена Кинга, «Таинственная история Билли Миллигана» и «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза всегда продаются хорошо, хотя не всегда входят в первую пятёрку или десятку.

Среди других книг, не вошедших в топ-5, но близких к верхушке рейтинга, заметны многочисленные реинкарнации сборника «Куриный бульон для души», советы по Hygge — датской философии счастливой жизни, детектив «Девушка в поезде» Полы Хокинс, «Оно» Стивена Кинга (роман пользуется спросом, очевидно, на фоне экранизации), и — неожиданно — Конституция Российской Федерации с гимном. Продано больше 6,2 тысяч экземпляров, но вряд ли из-за того, что петербуржцы изучают свои права и устройство государства. Скорее, Основной закон востребован на уроках обществознания в школе.

Детская литература в «Буквоеде» покупается даже лучше, чем взрослая. В лидерах — две книжки по мотивам мультсериала «Гравити Фолз»: продано 7,4 тысячи экземпляров «Дневника Диппера и Мэйбл» и целых 14,5 тысячи «Дневника-3», по легенде, написанного неким загадочным персонажем мультика. Пьесу Джоан Роулинг «Гарри Поттер и проклятое дитя» приобрели 12,3 тысячи петербуржцев. Популярностью также пользуется сборник рассказов и стихов «Школьные «приколы»» (9,7 тысяч экземпляров) и повесть Лидии Гераскиной «В стране невыученных уроков» (7,6 тысяч экземпляров), ставшая основой для советского мультфильма.

Статистика «Дома книги» на Невском похожа на данные «Буквоеда». В здании со стеклянным куполом охотно покупают Роулинг, Лабковского, Оруэлла и зачитываются историями сборника «В Питере жить». Ещё одна свежая художественная новинка, попавшая рейтинг — новый роман Дины Рубиной «Бабий ветер» — о превратностях судьбы советской парашютистки, работающей в американском салоне красоты. Число проданных экземпляров в «Доме книги» не раскрывают.

Несколько по-другому ведут себя покупатели всероссийского онлайн-супермаркета Ozon.ru: судя по предоставленной статистике, они явно заинтересованы в изданиях по мотивации, образованию и саморазвитию. Лабковский — вновь на вершине рейтинга, за ним следуют пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Впрочем, они здесь оказались, скорее всего, из-за иной методики подсчёта — «Буквоед» и «Дом книги» не включали в свою статистику учебную литературу для школьников. Пятёрку замыкают книга американского бизнес-консультанта Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» и «Пиши, сокращай» основателей сайта «Главред» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой — советы о том, как создавать эффективные тексты «без языкового мусора».

Лайки и дислайки

Любопытный эксперимент по просьбе «Фонтанки» провёл «Буквоед» — здесь попытались определить, каких авторов больше всего любят и не любят петербуржцы. Для этого изучили предпочтения пользователей, прошедших регистрацию в интернет-магазине сети. Больше всего отметок «любимый писатель» собрали Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, Стивен Кинг, Джоан Роулинг и Эрих Мария Ремарк.

Дислайками в «Буквоеде» авторов отметить нельзя, но можно поставить «не нравится» конкретным книгам. Антирейтинг возглавил роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», по поводу которого, кстати, и литературоведы до сих пор не пришли к консенсусу, гениальное это произведение или посредственное. «Это обычная история подростка, которую можно укоротить и написать в любой группе «ВКонтакте»», — считает пользователь по имени Дана. «Для меня роман был не только скучен, главный герой у меня вызывал самые скверные чувства», — признаётся Катарина Гу Ми.

Не любят петербуржцы «Одиночество в сети» Януша Леона Вишневского (несколько читателей даже признались, что выбросили книгу в помойку), «Мертвые души» Николая Гоголя, «Лолиту» Владимира Набокова, и, неожиданно, самый петербургский текст всех времён и народов, «Преступление и наказание» Достоевского. «Слишком уж пессимистичное произведение, да и описание сцены с убийством... Зачем было убивать человека, а потом еще в этом признаваться?» — жалуется Лаура Хотарёва.

Лайки и дислайки на рейтингах продаж почти не сказались. Список по общему числу разных книг одного писателя, проданных в "Буквоеде" (79,9 тысяч экземпляров) возглавила англичанка Холли Вебб, она создаёт серии детских сказок о волшебниках и зверятах. За ней следует Стивен Кинг (61,2 тысячи книг), затем Рэй Брэдбери (47,2 тысячи), Ольга Земцова (38 тысяч) и Дэниел Киз (34 тысячи). Не знаете, кто такая Земцова? Мы тоже не знали, пока не начали писать этот обзор, но теперь выяснили: Земцова — кандидат педагогических наук и автор развивающих тестов для детей дошкольного возраста.

Парад независимости

В независимых книжных магазинах разброс читательских вкусов — намного шире, чем у сетевых гигантов. Маленькие частные лавочки не связаны с издательствами (в отличие от «Буквоеда», который не скрывает, что аффилирован с крупнейшей в стране издательской группой «АСТ-Эксмо»). Их ассортимент необычен, на самое видное место на полках попадают неочевидные книги.

В «Подписных изданиях» в лидерах — книга кинокритика Антона Долина «Джим Джармуш. Стихи и музыка». В «Порядке слов» — «Дневник. 1917–1923» художника, участника объединения «Мир искусства» Константина Сомова. Во «Все свободны» лучше всего продаётся книга современного художника и акциониста Александра Бренера «Ка, или Тайные, но истинные истории искусства», в «Фаренгейте 451» — дебютный роман молодого харьковского писателя Антона Буллета «Пуля».

«Свои книги» на Васильевском острове отметили успех дневников 1911–1914 годов немецкого мецената Харри Кесслера, в «Факеле» в лофт-проекте «Этажи» чаще всего покупали альманах Moloko plus, в магазине восточной литературы «Жёлтый двор» — антологию японской классической поэзии IX-XIX веков «Бабочки и хризантемы». В магазине детской литературы «ЧуДетство» спросом пользовалась книга Михаила Зощенко «Лёля и Минька», а в магазине комиксов «28-й» — научно-фантастический комикс «Рик и Морти» по мотивам одноименного мультика.

В разговорах с «Фонтанкой» несколько независимых книготорговцев сообщили о спаде продаж, тогда как все крупные магазины уверенно заявляли о росте. Впрочем, конкретными цифрами свои словам никто не подтвердил.

Коротко. Что мы узнали из рейтингов продаж 2017 года

В Петербурге активнее всего продаются детские книги — Холли Вебб, Джоан Роулинг, серия по мотивам мультика «Гравити Фолз» и развивающие игры Ольги Земцовой.

На втором месте — психологическая и мотивационная литература, главный хит — сборник «Хочу и буду» Михаила Лабковского.

Петербуржцы продолжают любить и покупать Дэниела Киза, Джорджа Оруэлла, Стивена Кинга и других классиков XX века, но не любят отдельных произведений Сэлинджера, Гоголя, Януша Лиона Вишневского, Набокова и Достоевского.

Новые художественные книги 2017 года, ставшие бестселлерами, — сборник «В Питере жить» и «Бабий ветер» Дины Рубиной.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>