"Женская выставка": Эрмитаж пустил в новый зал
Эрмитаж открывает исторические залы, которые не были доступны для посетителей 37 лет. В первом из них — Зале резных камней — подготовлена новая экспозиция гемм и камей. С развитием технологий, их впервые удалось показать на просвет, передав прозрачность камня.
С сегодняшнего дня посетители основного комплекса Эрмитажа могут увидеть на один зал больше. Богато украшенный архитектором Лео фон Кленце, Зал резных камней «играет» разноцветными сводами, написанными на стенах «медальонами» с портретами «старых мастеров» и — витринами с золотыми фигурами грифонов.
Последний раз нога посетителя переступала этот порог в 1980 году — с тех пор в этом и двух следующих залах, Зале ваз и Галерее, — располагались рабочие места сотрудников отдела Античного мира и хранилище экспонатов.
«В 1971 году здесь была подготовлена выставка резных камней, она абсолютно по-другому выглядела, проработала совсем недолго и очень скоро завершилась, — рассказала «Фонтанке» Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира. — С тех пор эти залы были закрыты, с большей частью коллекции, расположенной здесь. Поэтому сегодняшнее открытие — это большое событие: мы переехали, здесь была проведена реставрация, и известные всему миру шедевры, которые были скрыты от глаз публики, теперь представлены в экспозиции».
Переезд сотрудников и экспонатов стал возможен благодаря введению после реставрации здания Запасного дома на Дворцовой набережной, 30. И хотя говорят, что переезд — как два пожара, жертв удалось избежать.
Витрины с грифонами — воссоздание исторических. Но внутри у них — современные светодиоды, которые позволяют показать геммы так, чтобы изображения были видны на просвет. Раньше это было невозможно технически, а теперь посетитель может наслаждаться и красотой камня, и мастерством резьбы. А оно, действительно, поражает — особенно если вспомнить, сколько этим геммам лет: они были созданы от XV века до нашей эры до I века нынешней.
Тематика широка. Для примера: на одной агатовой инталии (геммы с углубленным рельефом) изображен Серапис (эллинистический бог изобилия) с бабочкой. Бабочка хоть и непропорционально велика, но все же соотношение не выходит комическим — а вся эта композиция, созданная в Риме в I веке, располагается на одном квадратном сантиметре.
Инталия. Серапис с бабочкой, сердолик, Рим, I век н.э.
Фото: hermitagemuseum.org
Или вот инталия на сердолике «Пляшущий сатир»: посетитель музея видит даже то, как повернута голова персонажа — уж не говоря о позе в целом. Первый век до нашей эры, Рим. И тоже всего один квадратный сантиметр пространства.
Среди экспонатов есть знаменитые — например, камея Гонзага, созданная в III веке до нашей эры. Раньше ее и небольшую часть других экспонатов выставки показывали в составе других экспозиций музея — теперь они собраны воедино. Новая выставка, которую сотрудники музея уже в шутку называют "женской", рассказывает о коллекционировании камнерезного искусства в целом.
«В некоторых витринах показаны слепки — они использовались как фотографии или открытки с изображениями произведений искусств: их посылали, чтобы человек посмотрел и решил, покупать коллекцию или не надо, — рассказывает Анна Трофимова. — Мы показываем и то, как хранили слепки — в удивительных как бы картонных книгах, показываем старинные лупы, через которые их рассматривали. И, конечно, шкафчик Екатерины II, потому что ядро коллекции — это ее покупки».
В следующем году музей откроет и следующий зал из освобожденных от хранения — зал ваз, в нем уже завершены работы, но экспозиция еще не создана. А затем, через год и галерею — но ее наполнение будет уже принципиально другим, с упором на современные технологии. В галерее речь пойдет о колонизации Северного Причерноморья.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
- 26 сентября 2024 - Валерий Гергиев торжественно откроет концертный зал в новом культурном центре
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19