
Каурисмяки и сирийские беженцы: "По ту сторону надежды"

В прокате — новый фильм самого известного финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». Если автор не лукавит и это действительно последняя работа в его фильмографии — лучшего прощания с публикой придумать было нельзя.
Те, кто фильмы Каурисмяки хоть раз видел, объединяются в своеобразную секту. Остановиться их смотреть невозможно, затягивает. Да, они однообразны и предсказуемы, но эти свойства оказываются залогом зрительской преданности. «Гамлет» или «Преступление и наказание», история про потерявшего память работягу или романтические похождения провинциальной девицы, жизнь охранника из Хельсинки или пенсионера из Гавра — каждая лента становится прямым включением из его, Каурисмяки, мира. Узнаваемого, характерного. В который влюбляешься раз и навсегда. Населенного простаками, романтиками и меланхоликами. Отвлеченного и минималистичного.

Фото: rusreport.com
Даже актуальные элементы в этот мир ничего нового не приносят. Да, «По ту сторону надежды» — чуть ли не первое серьезное высказывание про мигрантов в Европе. Современности тут не меньше, чем в выпуске новостей. Главный герой — сириец Халед — бежит из Алеппо, где погибла почти вся его семья; по дороге теряет сестру, плутает по всей Европе: Турция, Греция, Сербия, Венгрия, Польша. Но никому он тут не нужен, в холодном Хельсинки миграционная служба ставит на его документах штамп «отказать» — в Сирии ему, дескать, ничего не грозит. Чтобы подчеркнуть абсурд, Каурисмяки сразу после сцены отказа демонстрирует телерепортаж про то, как весь мир озабочен бедами сирийцев и боевыми действиями.
Но всё это умещается в пару лаконичных (как всегда у Каурисмяки) эпизодов и пространный монолог главного героя. Остальное — всё то же родное прямое включение из мира романтиков, одиночек и мечтателей. Вторая сюжетная линия связана с мечтающим разбогатеть предпринимателем, который выкупает безнадежную пивную и тщетно пытается превратить её в доходное предприятие.
Актуальность и злободневность тонут в фирменном стиле: отвлеченной камере оператора Тимо Салминена, строгой симметрии, минимализме драматургии (главное остается за кадром). И густом втором плане: галерее типов и типчиков, населяющих этот мир — швейцаре, который «больно похож на иностранца», флегматичном поваре-собаководе, мечтательной официантке, скучающих полицейских, озверевших от пива и северной ночи скинхедах, фриках-уличных музыкантах с гитарами, состряпанными из шахматных досок.
На месте и любимые актеры Каурисмяки. Прима Кати Оутинен играет маленькую, но выразительную роль хозяйки магазинчика, решившей бросить всё, чтобы свалить в Бразилию. Пить пина-коладу и плясать. Рок-звезда Сакари Куосманен выступает в роли предприимчивого Викстрема.
Каурисмяки на премьере «Надежды» сообщил, что это будет его последняя работа. Если действительно так — то лучшего прощания с публикой не придумаешь. Лента — самое красноречивое доказательство цельности, монолитности каурисмякиевского мира. Он вмещает в себя ровным счетом всё: любые новости, любые темы. Он сильнее любых тенденций и любой коньюнктуры. Такого кино нам будет очень не хватать.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35