ƒедушка и смерть: премьера Ђ‘аустаї в ћариинке

¬ суматохе открыти€ новой сцены ћариинского театра несколько в тени оказалась предпразднична€ оперна€ премьера на сцене основной: художник-оформитель, а отныне и режиссер »забелла Ѕайвотер сотворила своего “‘ауста”. –езультат получилс€ не демоничным, но смешным - хорошее настроение после посещени€ спектакл€ гарантировано.

¬ первую очередь положительные эмоции зрител€м гарантировало исполнение великой музыки √уно: чарующий объемный звук, пронизанный то светом, то адскими сполохами, лилс€ рекой, преодолева€ пороги проблемной акустики исторической сцены ћариинки. Ќа этом оставим восторги и поговорим о ее куда более инфернальных составл€ющих постановки.

√оспожа Ѕайвотер - известный художник-постановщик, оформивша€ множество спектаклей на европейских подмостках.   сожалению, этот опыт не стал гарантией качественной режиссуры – действие движетс€ сумбурно и приобретает отчетливость лишь в ключевых сценах, когда постановщик почти не отклон€етс€ от первоисточника. —вою роль в постановочной суматошности играют и декорации: скрип€щие огромные стены-трансформеры складываютс€ и раскладываютс€, превраща€сь то в кабинет ученого, то в церковь, то в приют ћаргариты, а то и в кладбище - весьма, впрочем, забавное. ƒвигают эти стены пр€мо во врем€ действи€ немые персонажи, обр€женные черт€ми, упыр€ми и т.п. ” них есть еще функции: демонстриру€ единство рода людского и потустороннего, рогатые и хвостатые инферналы вместе с горожанами весело кружатс€ в бравурном вальсе, услужливо поднос€ ћаргарите новые и новые украшени€, символизирующие совращение оной, а в финале коварно подбрасывают в ее апартаменты сверток, обозначающий убиенное дит€.

√овор€ о первом составе исполнителей, в первую очередь отметим јлексе€ ћаркова, исполн€ющего партию брата ћаргариты ¬алентина - известна€ каватина "Dieu clement, o Dieu d'amour!" (“Ѕог всесильный, Ѕог любви!”) была весьма благосклонно встречена зрител€ми, и вообще исполнитель был в ударе, исключительно хорошо провед€ свою партию. “е же слова можно адресовать и нашему прославленному басу »льдару јбдразакову - отметим, правда, что знаменитые куплеты ћефистофел€ в этот вечер прозвучали наименее сильно по сравнению с остальной его партией, особенно со сценой в церкви.

Ѕесспорна€ удача - кастинг на главные женские партии - ћаргариты (≈катерина √ончарова) и ее воздыхател€, а точнее, воздыхательницы «ибель (ёли€ ћаточкина). »забелла Ѕайвотер решила обойтись без условностей и вывела «ибел€ в виде прилежной и пр€модушной гимназистки. ≈е отношени€ с ћаргаритой развиваютс€ в парадигме безудержного обожани€ из арсенала институток благородных девиц: ёли€ ћаточкина поистине блеснула в этом небольшом образе.

»забелла Ѕайвотер наполнила спектакль аллюзи€ми и намеками пон€тными, похоже, ей одной. ¬идимо, чтобы показать присутствие тлена и смерти повсюду, режиссер превращает картину в знаменитом саду ћаргариты в сцену на погосте и заставл€ет «ибел€ собирать цветы дл€ своей подруги на древних могилках. Ќа €вленном кладбище госпожа Ѕайвотер решила упокоить среди прочих и самого доктора ‘ауста (на центральном надгробье так и написано - “Dr. Faust. 1547 - 1632”). ќстаетс€ только предполагать, были ли эти экивоки в должной мере оценены основной массой зрителей - познакомитьс€ с детал€ми эпитафий можно было только вооружившись увеличительной техникой. ¬ообще же, центральна€ могила пользовалась спросом: именно к ней возлагал цветочки ‘ауст (—ергей —емишкур), пропева€ каватину “Salut! demeure chaste et pure” (“ѕривет тебе, приют невинный!”), изначально обращенную все-таки к чистой обители ћаргариты. ћожет, этот нестандартный режиссерский замысел и стал причиной некоторого замешательства исполнител€ заглавной партии, что отразилось, в частности, на том, как он иногда брал верхние ноты?

—ама ћаргарита, ид€ домой темной-темной ночью через темное кладбище, исполн€ет балладу о тульском короле, возлежа на той самой могиле. ѕолучилось очень готично и, что главнее всего, ничуть не испортило отменного вокала ≈катерины √ончаровой. ƒалее следовали шедевр за шедевром: сцена с драгоценност€ми, комический дуэт ћефистофел€ с соседкой ћаргариты ћартой (замечательна€ актерска€ работа ≈лены ¬итман) и обширный любовный дуэт ‘ауста и ћаргариты, завершающий первое отделение.

¬тора€ часть постановки получилась не менее впечатл€ющей. —цена же пока€ни€ ћаргариты в храме и вовсе вышла самой сильной и экстатичной во всем спектакле. —кромное –асп€тие притулилось на боковой стене, в центре же, на высоком постаменте то восседал, то принимал эффектные позы ћефистофель - »льдар јбдразаков достиг просто какого-то апоге€ в момент прокл€ти€ ћаргариты. ¬печатление усиливалось кощунственной пластикой - ћефистофель копировал силуэт —пасител€, изображенного на проекции витража; в такт своему господину извивалась и злобна€ парочка демонов. Ќо и здесь невозможно было отвлечьс€ от несуразности декораций, собранных по принципу содержимого дамской сумочки. Ќа самой верхушке сооружени€-трансформера спиной и кожистыми крыль€ми к зрителю восседал то ли гремлин, то ли горгуль€.  азалось чудище сейчас поворотитс€ звериным ликом в зал и церковь на сцене окончательно обратитс€ в поганое капище, из-под пола выпрыгнет упом€нута€ выше могильна€ плита ‘ауста (если ее перевернуть, последн€€ строчка надгробной надписи превращаетс€ в страшное слово Satan, причем буква t оказываетс€ стилизованной под латинский крест). » начнетс€ знаменита€ балетна€ ¬альпургиева ночь. Ќо нет, ничего такого не произошло: чудище так и просидело все врем€ задом, причуды надгробной типографики остались невостребованными, а сцена ¬альпургиевой ночи и вовсе оказалась купированной. «ачем городили декорационный огород? »ли, может, на премьере заело какой-то механизм и зритель не увидел всего задуманного?

ƒалее все происходит очень стремительно, печально и даже страшно: с помощью видеопроекции отдает Ѕогу душу оправданна€ ћаргарита, а на самого ‘ауста с дь€вольским (каким же еще?) смехом надевает символизирующую окончательную погибель старческую маску ћефистофель - в то врем€ как хор славит воскресшего —пасител€. ћефистофель, олицетвор€€ саму смерть, по-свойски похлопывает дедушку-‘ауста по плечу, как бы говор€: «Ёти райские песнопени€ не дл€ теб€!» - запоминающа€с€ мизансцена. –ежиссер сделала финал очень убедительным и безусловно перевешивающим огрехи предыдущих картин, за что и была вместе с ¬алерием √ергиевым и исполнител€ми главных партий удостоена заслуженной, а точнее - выстраданной овации. „то ж, аплодирующий зритель в целом прав, хот€ принципы приглашени€ режиссеров на новые постановки не перестают удивл€ть поклонников ћариинки.

≈вгений ’акназаров, «‘онтанка.ру»

 

 уда пойти 29 сент€бр€ Ч 1 окт€бр€: грибы в Ѕотсаду, тайные комнаты ƒома радио и парад ретротрамваев

¬ последние дни сент€бр€ не сидим дома: ловим осеннее настроение в скверах и парках, отправл€емс€ на поиски неизведанного с краеведами, учЄными и поклонниками Ђурбанистических революцийї и смотрим спектакли приезжих театров.

—татьи

>