В Петербурге простились с Владимиром Лениным
Лауреат «Золотой маски» увидел сон и пошел хоронить Ленина. Как на Васильевском острове творилось искусство, смотрела «Фонтанка».
В цеху пространства «Севкабель» известный режиссер Михаил Патласов показал «демо-версию» похорон Владимира Ленина – перформанс «НеПОХОРОНЕННЫЙ». Желание лауреата «Золотой маски» проститься с вождем мирового пролетариата сбудется уже через неделю — правда, в иносказательной форме: перформанс будет показан целиком и условный Ленин будет условно предан земле. Это произойдет на фестивале «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно», который пройдет 6 и 7 декабря.
Спектакль начинается «издалека» — в прямом смысле: зрителя встречают и провожают до места действия «плакальщицы» в льняных одеждах — в печальных мотивах можно расслышать обрывки фраз «из земли сырой в сырую землю», «белым лебедем»… Как позже выяснила «Фонтанка», это стилизация на темы «Курских песен» Георгия Свиридова. Плакальщицы приводят публику в зал, где на сцене лежит человек с маской Ленина на лице и в клоунских ботинках, а подле него горюет женщина в черном. Нереальности происходящему добавляет нойз из динамиков.
Собственно, Лениным оказывается сам Михаил Патласов. Более того: маска — слепок с его лица. Режиссер играет с театральным зрителем, принимающим условность происходящего. Тем более что, по словам создателя перформанса, их с Лениным черты лица схожи.
«Я хочу рассказать свой сон, который видел в 1989 году, — начинает свой художественный манифест режиссер, сняв маску и сев на краю сцены, словно на границе между миром театра и реальностью. — Я видел мутный ручей, половодье, когда весна и осень примерно в одном состоянии. По колено в мутной воде идет толпа, несут гроб. А в гробу сидит Ленин и со мной, ребенком, о чем-то разговаривает. Детский мозг не мог вместить сложность всей его мысли, и потом я очень жалел, что не мог восстановить в памяти, о чем он говорил».
Реальность становится чуть ближе: сон, как признался позже Патласов «Фонтанке», он действительно видел и решил вплести в ткань своего произведения. Но художественный образ, домысел, идет бок о бок — и в этом прелесть современного театра.
«Недавно художник Александр Лузанов попросил меня сделать с моего лица слепок, потому что ему показалось, что я похож на Ленина, — продолжает Патласов. — Я сначала был против, но потом отдался процессу. Тогда я понял, что вопрос похорон Ленина нуждается в пересмотре. Мы, художники, должны его похоронить. И я готов стать человеком, который выполнит режиссерскую работу по похоронам нашего вождя, который жил 100 лет тому назад. Я понял, что тогда, во сне, он просил меня, чтобы я его похоронил».
Художественное высказывание режиссера имеет под собой реальные доводы. По мнению Патласова, похороны Ленина — это поступок, необходимый для того, чтобы ликвидировать поляризацию в обществе и запустить процесс демифологизации становления советской власти в народном сознании.
Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Фестиваль «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно» пройдет на территории порта «Севкабель» 6-7 декабря и займет 33 часа. Он будет состоять из перформансов, акций, медиа-инсталляций, театральных постановок, читок пьес, ночи электронной музыки и видеоарта. В рамках фестиваля пройдут последние показы спектакля Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ», посвященного судьбам бездомных людей. Режиссер рассказал, что этот социальный проект уже помог некоторым из его участников. В частности, талантливый бездомный экскурсовод Вячеслав Раснер стал популярным и обрел свой дом. А еще один участник спектакля — Яков Яблочник, ставший жертвой насилия в детском доме, должен получить жилье в первом квартале следующего года, а в отношении подозреваемых ведутся следственные действия.
Среди других событий фестиваля — премьера пьесы Максима Курочкина «неФОРМАТЫ»: актеры Максим Фомин, Ольга Белинская, Петр Семак и Дарья Степанова прочтут истории людей, переживших онкологические заболевания. А художник Владимир Абих откроет виртуальную выставку «НеРЕАЛЬНОЕ», созданную с использованием технологий виртуальной реальности.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Объять необъятное: проект к 10-летию Музея искусства Санкт-Петербурга собрал всё и ни о чём
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 ноября 2025 - Входной билет в Эрмитаж с декабря подорожает до уровня Русского музея и Третьяковки. Но будет вариант сэкономить
- 17 ноября 2025 - Том Круз получил свой первый «Оскар»
- 13 ноября 2025 - В Александринском театре — светская премьера фильма «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина
- 13 ноября 2025 - Мультсериалы «Даша-путешественница» и «Истории Черепашек-ниндзя» закроют
- 13 ноября 2025 - На ярмарке Nonfiction представят новый роман Проханова «Милый танк»
Статьи
-
14 ноября 2025, 14:40В Александринском театре прошла премьера фантастической мелодрамы Егора Кончаловского «Авиатор» по одноименному роману Евгения Водолазкина. В книге Александринка — одна из первых локаций, которые вспоминаются герою-попаданцу, заброшенному в результате научного эксперимента из начала прошлого века в наши дни, но вообще-то прямых связей с первоисточником в фильме не так уж много.
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
05 ноября 2025, 15:50
-
02 ноября 2025, 18:46