В Петербурге простились с Владимиром Лениным

28 ноября 2017, 20:32
Версия для печати Версия для печати

Лауреат «Золотой маски» увидел сон и пошел хоронить Ленина. Как на Васильевском острове творилось искусство, смотрела «Фонтанка».

В цеху пространства «Севкабель» известный режиссер Михаил Патласов показал «демо-версию» похорон Владимира Ленина – перформанс «НеПОХОРОНЕННЫЙ». Желание лауреата «Золотой маски» проститься с вождем мирового пролетариата сбудется уже через неделю — правда, в иносказательной форме: перформанс будет показан целиком и условный Ленин будет условно предан земле. Это произойдет на фестивале «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно», который пройдет 6 и 7 декабря.

Спектакль начинается «издалека» — в прямом смысле: зрителя встречают и провожают до места действия «плакальщицы» в льняных одеждах — в печальных мотивах можно расслышать обрывки фраз «из земли сырой в сырую землю», «белым лебедем»… Как позже выяснила «Фонтанка», это стилизация на темы «Курских песен» Георгия Свиридова. Плакальщицы приводят публику в зал, где на сцене лежит человек с маской Ленина на лице и в клоунских ботинках, а подле него горюет женщина в черном. Нереальности происходящему добавляет нойз из динамиков.

Собственно, Лениным оказывается сам Михаил Патласов. Более того: маска — слепок с его лица. Режиссер играет с театральным зрителем, принимающим условность происходящего. Тем более что, по словам создателя перформанса, их с Лениным черты лица схожи.

«Я хочу рассказать свой сон, который видел в 1989 году, — начинает свой художественный манифест режиссер, сняв маску и сев на краю сцены, словно на границе между миром театра и реальностью. — Я видел мутный ручей, половодье, когда весна и осень примерно в одном состоянии. По колено в мутной воде идет толпа, несут гроб. А в гробу сидит Ленин и со мной, ребенком, о чем-то разговаривает. Детский мозг не мог вместить сложность всей его мысли, и потом я очень жалел, что не мог восстановить в памяти, о чем он говорил».

Реальность становится чуть ближе: сон, как признался позже Патласов «Фонтанке», он действительно видел и решил вплести в ткань своего произведения. Но художественный образ, домысел, идет бок о бок — и в этом прелесть современного театра.

«Недавно художник Александр Лузанов попросил меня сделать с моего лица слепок, потому что ему показалось, что я похож на Ленина, — продолжает Патласов. — Я сначала был против, но потом отдался процессу. Тогда я понял, что вопрос похорон Ленина нуждается в пересмотре. Мы, художники, должны его похоронить. И я готов стать человеком, который выполнит режиссерскую работу по похоронам нашего вождя, который жил 100 лет тому назад. Я понял, что тогда, во сне, он просил меня, чтобы я его похоронил».

Художественное высказывание режиссера имеет под собой реальные доводы. По мнению Патласова, похороны Ленина — это поступок, необходимый для того, чтобы ликвидировать поляризацию в обществе и запустить процесс демифологизации становления советской власти в народном сознании.

 

Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

 Фестиваль «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно» пройдет на территории порта «Севкабель» 6-7 декабря и займет 33 часа. Он будет состоять из перформансов, акций, медиа-инсталляций, театральных постановок, читок пьес, ночи электронной музыки и видеоарта. В рамках фестиваля пройдут последние показы спектакля Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ», посвященного судьбам бездомных людей. Режиссер рассказал, что этот социальный проект уже помог некоторым из его участников. В частности, талантливый бездомный экскурсовод Вячеслав Раснер стал популярным и обрел свой дом. А еще один участник спектакля — Яков Яблочник, ставший жертвой насилия в детском доме, должен получить жилье в первом квартале следующего года, а в отношении подозреваемых ведутся следственные действия.

Среди других событий фестиваля — премьера пьесы Максима Курочкина «неФОРМАТЫ»: актеры Максим Фомин, Ольга Белинская, Петр Семак и Дарья Степанова прочтут истории людей, переживших онкологические заболевания. А художник Владимир Абих откроет виртуальную выставку «НеРЕАЛЬНОЕ», созданную с использованием технологий виртуальной реальности.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>