В Петербурге простились с Владимиром Лениным
Лауреат «Золотой маски» увидел сон и пошел хоронить Ленина. Как на Васильевском острове творилось искусство, смотрела «Фонтанка».
В цеху пространства «Севкабель» известный режиссер Михаил Патласов показал «демо-версию» похорон Владимира Ленина – перформанс «НеПОХОРОНЕННЫЙ». Желание лауреата «Золотой маски» проститься с вождем мирового пролетариата сбудется уже через неделю — правда, в иносказательной форме: перформанс будет показан целиком и условный Ленин будет условно предан земле. Это произойдет на фестивале «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно», который пройдет 6 и 7 декабря.
Спектакль начинается «издалека» — в прямом смысле: зрителя встречают и провожают до места действия «плакальщицы» в льняных одеждах — в печальных мотивах можно расслышать обрывки фраз «из земли сырой в сырую землю», «белым лебедем»… Как позже выяснила «Фонтанка», это стилизация на темы «Курских песен» Георгия Свиридова. Плакальщицы приводят публику в зал, где на сцене лежит человек с маской Ленина на лице и в клоунских ботинках, а подле него горюет женщина в черном. Нереальности происходящему добавляет нойз из динамиков.
Собственно, Лениным оказывается сам Михаил Патласов. Более того: маска — слепок с его лица. Режиссер играет с театральным зрителем, принимающим условность происходящего. Тем более что, по словам создателя перформанса, их с Лениным черты лица схожи.
«Я хочу рассказать свой сон, который видел в 1989 году, — начинает свой художественный манифест режиссер, сняв маску и сев на краю сцены, словно на границе между миром театра и реальностью. — Я видел мутный ручей, половодье, когда весна и осень примерно в одном состоянии. По колено в мутной воде идет толпа, несут гроб. А в гробу сидит Ленин и со мной, ребенком, о чем-то разговаривает. Детский мозг не мог вместить сложность всей его мысли, и потом я очень жалел, что не мог восстановить в памяти, о чем он говорил».
Реальность становится чуть ближе: сон, как признался позже Патласов «Фонтанке», он действительно видел и решил вплести в ткань своего произведения. Но художественный образ, домысел, идет бок о бок — и в этом прелесть современного театра.
«Недавно художник Александр Лузанов попросил меня сделать с моего лица слепок, потому что ему показалось, что я похож на Ленина, — продолжает Патласов. — Я сначала был против, но потом отдался процессу. Тогда я понял, что вопрос похорон Ленина нуждается в пересмотре. Мы, художники, должны его похоронить. И я готов стать человеком, который выполнит режиссерскую работу по похоронам нашего вождя, который жил 100 лет тому назад. Я понял, что тогда, во сне, он просил меня, чтобы я его похоронил».
Художественное высказывание режиссера имеет под собой реальные доводы. По мнению Патласова, похороны Ленина — это поступок, необходимый для того, чтобы ликвидировать поляризацию в обществе и запустить процесс демифологизации становления советской власти в народном сознании.
Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Фестиваль «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно» пройдет на территории порта «Севкабель» 6-7 декабря и займет 33 часа. Он будет состоять из перформансов, акций, медиа-инсталляций, театральных постановок, читок пьес, ночи электронной музыки и видеоарта. В рамках фестиваля пройдут последние показы спектакля Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ», посвященного судьбам бездомных людей. Режиссер рассказал, что этот социальный проект уже помог некоторым из его участников. В частности, талантливый бездомный экскурсовод Вячеслав Раснер стал популярным и обрел свой дом. А еще один участник спектакля — Яков Яблочник, ставший жертвой насилия в детском доме, должен получить жилье в первом квартале следующего года, а в отношении подозреваемых ведутся следственные действия.
Среди других событий фестиваля — премьера пьесы Максима Курочкина «неФОРМАТЫ»: актеры Максим Фомин, Ольга Белинская, Петр Семак и Дарья Степанова прочтут истории людей, переживших онкологические заболевания. А художник Владимир Абих откроет виртуальную выставку «НеРЕАЛЬНОЕ», созданную с использованием технологий виртуальной реальности.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Что носила Мона Лиза, «Похвала селедке» и «бриллиантовые» интриги при дворе. О чем расскажут в эрмитажном лектории
Новости
- 19 сентября 2024 - «Начинаешь листать — захватывает». Иван Ургант в Петербурге поделился ощущениями от выхода своей книги с пустыми страницами
- 18 сентября 2024 - В Петербурге откроют именную скамью с кепкой — памяти режиссера Сергея Соловьева
- 18 сентября 2024 - Послушайте, как Владимир Кехман поет на афтепати культурного форума
- 17 сентября 2024 - В Минкульте создали новый департамент, он займется укреплением традиционных ценностей в воспитании
- 17 сентября 2024 - На исторической территории «Степана Разина» откроют мультимедийную «Цистерну»
Статьи
-
19 сентября 2024, 11:42Самый дорогостоящий французский фильм этого года, экранизация романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» поражает не только постановочным размахом, но и той дерзостью, с какой режиссерский тандем Александра де Ла Пательер и Матье Делапорта вносит самые неожиданные и не всегда понятные коррективы в сюжетную канву первоисточника.
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
11 сентября 2024, 18:31
-
10 сентября 2024, 17:31
-
09 сентября 2024, 19:05