
Почти святая Лиза

Книга, где жизни больше, чем смерти. «Фонтанка» прочитала дневники Елизаветы Глинки и выяснила – доктор Лиза была не не только благотворителем, но и талантливым писателем.
Елизавета Глинка — российский филантроп и благотворитель, известная под ником «доктор Лиза». В конце 1990-х создала в Киеве первый хоспис, в 2007-м — основала в Москве организацию «Справедливая помощь», помогающую тяжелобольным, умирающим, необеспеченным, бездомным. Большинство россиян, скорее всего, узнали о Глинке, когда в 2014 году она начала вывозить из Донецка раненых детей. За что подверглась порицанию части оппозиционной общественности, как человек, сотрудничающий с «путинским режимом». В 2016 году доктор Лиза погибла в авиакатастрофе Ту-154, везшего на борту журналистов, сотрудников Минобороны и Ансамбль песни и пляски российской армии имени Александрова.
Эта книга, снабжённая предисловием журналистки Ксении Соколовой, возглавившей после доктора Лизы «Справедливую помощь», и послесловием мужа Глинки, российско-американского юриста Глеба Глинки, – апология доктора Лизы. Отчаянная попытка доказать, что благотворительница если и не была святой, то в ней «была святость» или, по словам Соколовой, «гениальность самой высшей пробы — способность безгранично любить, отдавать, сострадать, чувствовать чужое горе».

Елизавета Глинка. «Я всегда на стороне слабого»: дневники, беседы / Доктор Лиза Глинка; сост. С.Алещенок; предисл. К.Соколовой; послесл. Г.Глинки. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 318 с.
Фото: Предоставлено издательством АСТ
Самих дневников – не так уж и много: из «Живого журнала» (Глинка до последнего предпочитала его «Фейсбуку») выбрано всего 200 страниц текста. Они, по большей части, касаются работы в киевском хосписе. Почему выборка именно такая, и почему нельзя было расширить её, урезав несколько дополняющих книгу интервью – вопрос к составителям. Но и этого достаточно, чтобы понять, что у доктора Лизы был несомненный писательский дар – умение не только сопереживать чужой боли, но и выражать её в словах.
Одна из первых записей – о полуторагодовалом малыше, умершем на руках у автора: «Ушел тихо. Поел, заснул и не проснулся. Просто перестал дышать маленький». Дальше – история двадцатипятилетней женщины, страдавшей от меланомы: она всё время ждала, когда её приедут навестить супруг и двое детей. Сначала малыши выглядели испуганными и неухоженными, но затем девочка появилась в красивом банте, мальчик — в свежевыглаженной рубашке. И, наконец, дети после очередного визита к маме побежали к машине у ворот госпиталя, где их ждала другая молодая женщина: «Мы помолчали. А потом пошли в палату, где громко плакала Ольга».
Но интерпретировать дневники, исключительно как «Униженных и оскорблённых» наших дней, разумеется, неправильно. Тут скорее — «Человеческая комедия»: Елизавету Глинку интересуют не столько больные, сколько люди сами по себе, разные типажи и судьбы, ей удаётся метко охарактеризовать героя буквально парой штрихов. Вот физик по кличке Кулибин, готовый «починить все — от фильтра для аквариума до сломанной двери в палате»: «А был он Сашей Худяковым сорока восьми лет. Долго лежал дома, потому что боялся оставить одну совсем старенькую маму. Мама жалела его и говорила, что справится сама, но Саша не верил и отказывался ложиться в хоспис».

Фото: скриншот «Живого журнала» доктора Лизы
Вот ответственный работник Витольд Иванович, беспомощный, не знающий, что болен смертельно, попавший под тотальный контроль бывшей секретарши – она желает переписать на себя его квартиру. Вот супружеская пара Эсфирь и Самуил Карасики, прибывшие в хоспис из Одессы с канарейкой в клетке, и наполнившие палату щебетом – и своим, и птичьим: «Один раз они спросили меня: «А вы еврейка, доктор?». Получив отрицательный ответ, хором сказали: «Ах, как жалко, а ведь неплохая женщина».
У Елизаветы Глинки – замечательное чувство юмора. Вы убедитесь в этом, читая запись о VIP-вечеринке, где доктор Лиза, выйдя в то место, которое обычно посещают после пары бокалов шампанского, не может прорваться обратно через охрану и иронично заключает: «Не светская я совсем». Или о бомже, который пьёт «для поддержания нормального уровня жизни» и призывает благотворителей уважительно отзываться о своей даме сердца: «Не сожительница, а женщина, разделившая со мной нелегкий земной путь…».
В сумме мы получаем книгу, где жизни больше, чем смерти. Книгу очень личную – Глинка, например, делится неизвестными подробностями о своём дяде, талантливом педиатре Александре Колесниченко. Это под его влиянием она связала жизнь с медициной, и это он сделал пятилетней Лизе игрушечную печать «доктор Лиза», которой она ставила штампы на кукольные рецепты. Дневники показывают, как менялась доктор Лиза. По мере приближения к финалу записи становятся короче, в них всё больше политики (белоленточные митинги в 2011 году, попытки уговорить астраханского эсера Олега Шеина остановить голодовку против несправедливых выборов, общение с Алексеем Навальным), всё больше раздражения от российской бюрократии и неработающих законов.
Но любопытно, что, по мере того, как меняется доктор Лиза, не меняются её принципы. Главный сформулирован в записи от 28 октября 2008 года: «В трудное время — с больными в семье, с друзьями, попавшими в беду, и вообще с теми, кому нужна помощь, — предлагайте помочь. Даже один человек может сделать много. И совсем маленькая помощь может спасти чью-то жизнь. Формулировка «я приеду и помогу, но ты сама (сам) попроси об этом» — неприемлема. Она унижает просящего. Так теряется доверие — самая важная часть отношений. Любых. Дома и на работе».
Издательство «АСТ» выпустило дневники Елизаветы Глинки к интеллектуальной ярмарке non/fiction.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».