Сергей Соловьев: «Наш зритель — самая жуткая цензура»
В «Эрарте» открылась выставка кинорежиссера Сергея Соловьева, которую режиссер создавал сам, без куратора, – словно путешествие внутрь фотоальбома, очень личного и почти домашнего, где нет подробных пояснений и строгих этикеток — тому, кто его листает, должно быть и так все понятно.
Выставка — ни в коем случае не мемориальная, не историческая, скорее, – настроенческая, о чем сам автор сказал на вернисаже. Фотография для режиссера стала полноценной частью съемочного процесса, на разных его кинокартинах. Так появились кадры со съемочных площадок и портреты Олега Янковского, Александра Абдулова, Сергея Бодрова-младшего, Сергея Шнурова, Татьяны Друбич, Фанни Ардан... В экспозиции они чередуются с костюмами. В центре пространства — скульптура Виктора Цоя на мотоцикле.
«Это святое чувство: я ничего не хочу этой выставкой рассказать, ничему не хочу научить, а просто хочу пообщаться на уровне чувств — это для меня счастье», – отвечал Соловьев на настойчивые вопросы журналистов.
Выставка получила название «Нога судьбы» – по названию одной из песен Бориса Гребенщикова, которого Сергей Соловьев очень ценит – как музыканта, провидца и как человека. И это подтверждает факт, о котором режиссер рассказал на творческом вечере- «квартирнике»: БГ отменил часть своих заокеанских гастролей, чтобы в первый день работы экспозиции выступить в родном городе. Родном, кстати, для обоих: Сергей Соловьев не устает повторять, что считает себя петербуржцем.
«Я очень удачливый, радостно живу в Москве, у меня хорошие отношения и с людьми, и с начальниками, и я это очень ценю и очень дорожу этим, но когда я приезжаю в Питер, я чувствую, что это мое место», – говорит он.
Для большинства Сергей Соловьев — это в первую очередь режиссер фильма «Асса», и потому именно о ней он подробно и с присущим ему юмором рассказывал гостям «квартирника». Причем прямо с начала, с замысла фильма. Соловьев решил снять его по законам индийского кино, желая переплюнуть Владимира Меньшова с его оскроносным фильмом «Москва слезам не верит».
«На Меньшова ночью стояли люди и требовали дополнительных сеансов, а у меня, наоборот, подвозили солдат, чтобы заполнять пустые места, – вспоминал Соловьев. – И тогда я предпринял целое исследование по уничтожению Меньшова. И пришел к выводу: чтобы зритель пришел ко мне, нужно жить по модулю (чего Меньшов никогда не делал) — и снимать по модулю индийского кино. Так появилась «Асса»».
У фильма, создаваемого по законам индийского кино, как вычислил Соловьев, должен быть вполне конкретный список персонажей. Главный «богатый злодей», характерный для Болливуда, был найден моментально — Станислав Говорухин. «Невинная душа» (еще один неизбывный типаж в индийском кино) обитала «под боком» – это была супруга режиссера Татьяна Друбич. Но не может же быть индийского кино без музыки! Так Соловьев оказался в Петербурге на улице Рубинштейна, где находился рок-клуб. И, помимо музыки, нашел воплощение еще одного типажа – «невинной жертвы» – Сергея Бугаева (Африку).
«Сережа был тогда чистым ангелом, – таким агнцем, которого грех не принести в жертву», – шутит Соловьев.
«Асса» принесла Соловьеву не только славу, но и знакомство, которым он очень дорожил. Борис Гребенщиков, чья музыка поразила режиссера сразу, познакомил его с Сергеем Курехиным. В создателе поп-механики Соловьев увидел гения, который дал ему ответ на непростой творческий вопрос – о том, почему персонажи Чехова в «Чайке» так «странно» разговаривают.
- «Это какое дерево?» – спрашивает Нина. Треплев отвечает: «Вяз». Она спрашивает: «Отчего оно такое темное?» «Уже вечер, темнеют все предметы. Не уезжайте рано, умоляю вас». Это же пошлейший опереточный диалог!» – возмутился как-то Соловьев.
На что Курехин его ошарашил: «Это опера».
Так родился замысел русского оперного цикла – «Чайка», «Анна Каренина», «Доктор Живаго», который они должны были выпускать вместе. Курехин активно работал над музыкой, и уже был подписан контракт на постановку с Большим театром. Но вскоре Курехина не стало.
Эту идею Сергей Соловьев до сих пор надеется воплотить на сцене. Единомышленника по этой затее он нашел в лице худрука БДТ Андрея Могучего. Вопрос – в том, будет ли это интересно сегодняшней публике, на которую Соловьев обижен после выхода второй «Ассы», так и не нашедшей своего зрителя.
«Самая главная цензура — это свобода нашего зрителя, – сетует он. – Наш зритель — самая жуткая цензура, потому что именно он выбирает ту пучину отходов, в которой он купается. Это его выбор. Это не то, что ему навязали. Он этого хочет. А раз хочет — дают».
Выставка «Нога судьбы» продлится в «Эрарте» до 11 февраля.
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Лицом к лицу с историей. На выставке в Эрмитаже показывают портреты за 4000 лет от погребальных масок до фото
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 декабря 2025 - В Петербурге взошла частная Луна. Ее позвали на день рождения
- 24 декабря 2025 - Музей-заповедник «Царское Село» бесплатно примет тезок веселой императрицы
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
Статьи
-
26 декабря 2025, 08:00В последние выходные этого года культурные площадки Петербурга окончательно переключаются на новогодний лад. Рассказываем, где искать выставки на рождественские темы, как попасть в «волшебный лес» Фонтанного дома и стать участником карнавала и с какой новинкой театр «Мастерская» входит в 2026 год.
-
25 декабря 2025, 15:30Как известно, книга — лучший подарок, особенно на Новый Год и Рождество. Но что делать, если «Гарри Поттер» уже перечитан и пересмотрен десять раз, «Рождественская История» и прочая святочная классика тоже, а в сторону списка школьного чтения пока не хочется смотреть? «Фонтанка» попросила писателей, художников, переводчиков и издателей (в основном, петербургских) порекомендовать детские книги. А заодно узнала, что они думают о ситуации в детской литературе сегодня.
-
20 декабря 2025, 17:30
-
18 декабря 2025, 15:00
-
15 декабря 2025, 11:29