Сергей Соловьев: «Наш зритель — самая жуткая цензура»

В «Эрарте» открылась выставка кинорежиссера Сергея Соловьева, которую режиссер создавал сам, без куратора, – словно путешествие внутрь фотоальбома, очень личного и почти домашнего, где нет подробных пояснений и строгих этикеток — тому, кто его листает, должно быть и так все понятно.
Выставка — ни в коем случае не мемориальная, не историческая, скорее, – настроенческая, о чем сам автор сказал на вернисаже. Фотография для режиссера стала полноценной частью съемочного процесса, на разных его кинокартинах. Так появились кадры со съемочных площадок и портреты Олега Янковского, Александра Абдулова, Сергея Бодрова-младшего, Сергея Шнурова, Татьяны Друбич, Фанни Ардан... В экспозиции они чередуются с костюмами. В центре пространства — скульптура Виктора Цоя на мотоцикле.
«Это святое чувство: я ничего не хочу этой выставкой рассказать, ничему не хочу научить, а просто хочу пообщаться на уровне чувств — это для меня счастье», – отвечал Соловьев на настойчивые вопросы журналистов.
Выставка получила название «Нога судьбы» – по названию одной из песен Бориса Гребенщикова, которого Сергей Соловьев очень ценит – как музыканта, провидца и как человека. И это подтверждает факт, о котором режиссер рассказал на творческом вечере- «квартирнике»: БГ отменил часть своих заокеанских гастролей, чтобы в первый день работы экспозиции выступить в родном городе. Родном, кстати, для обоих: Сергей Соловьев не устает повторять, что считает себя петербуржцем.
«Я очень удачливый, радостно живу в Москве, у меня хорошие отношения и с людьми, и с начальниками, и я это очень ценю и очень дорожу этим, но когда я приезжаю в Питер, я чувствую, что это мое место», – говорит он.
Для большинства Сергей Соловьев — это в первую очередь режиссер фильма «Асса», и потому именно о ней он подробно и с присущим ему юмором рассказывал гостям «квартирника». Причем прямо с начала, с замысла фильма. Соловьев решил снять его по законам индийского кино, желая переплюнуть Владимира Меньшова с его оскроносным фильмом «Москва слезам не верит».
«На Меньшова ночью стояли люди и требовали дополнительных сеансов, а у меня, наоборот, подвозили солдат, чтобы заполнять пустые места, – вспоминал Соловьев. – И тогда я предпринял целое исследование по уничтожению Меньшова. И пришел к выводу: чтобы зритель пришел ко мне, нужно жить по модулю (чего Меньшов никогда не делал) — и снимать по модулю индийского кино. Так появилась «Асса»».
У фильма, создаваемого по законам индийского кино, как вычислил Соловьев, должен быть вполне конкретный список персонажей. Главный «богатый злодей», характерный для Болливуда, был найден моментально — Станислав Говорухин. «Невинная душа» (еще один неизбывный типаж в индийском кино) обитала «под боком» – это была супруга режиссера Татьяна Друбич. Но не может же быть индийского кино без музыки! Так Соловьев оказался в Петербурге на улице Рубинштейна, где находился рок-клуб. И, помимо музыки, нашел воплощение еще одного типажа – «невинной жертвы» – Сергея Бугаева (Африку).
«Сережа был тогда чистым ангелом, – таким агнцем, которого грех не принести в жертву», – шутит Соловьев.
«Асса» принесла Соловьеву не только славу, но и знакомство, которым он очень дорожил. Борис Гребенщиков, чья музыка поразила режиссера сразу, познакомил его с Сергеем Курехиным. В создателе поп-механики Соловьев увидел гения, который дал ему ответ на непростой творческий вопрос – о том, почему персонажи Чехова в «Чайке» так «странно» разговаривают.
- «Это какое дерево?» – спрашивает Нина. Треплев отвечает: «Вяз». Она спрашивает: «Отчего оно такое темное?» «Уже вечер, темнеют все предметы. Не уезжайте рано, умоляю вас». Это же пошлейший опереточный диалог!» – возмутился как-то Соловьев.
На что Курехин его ошарашил: «Это опера».
Так родился замысел русского оперного цикла – «Чайка», «Анна Каренина», «Доктор Живаго», который они должны были выпускать вместе. Курехин активно работал над музыкой, и уже был подписан контракт на постановку с Большим театром. Но вскоре Курехина не стало.
Эту идею Сергей Соловьев до сих пор надеется воплотить на сцене. Единомышленника по этой затее он нашел в лице худрука БДТ Андрея Могучего. Вопрос – в том, будет ли это интересно сегодняшней публике, на которую Соловьев обижен после выхода второй «Ассы», так и не нашедшей своего зрителя.
«Самая главная цензура — это свобода нашего зрителя, – сетует он. – Наш зритель — самая жуткая цензура, потому что именно он выбирает ту пучину отходов, в которой он купается. Это его выбор. Это не то, что ему навязали. Он этого хочет. А раз хочет — дают».
Выставка «Нога судьбы» продлится в «Эрарте» до 11 февраля.
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Разговор с колодцем, призраки водного калейдоскопа, безумное чаепитие и ядерный реактор. Как проходит «Ночь света в Гатчине»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 29 августа 2025 - Скончался крупнейший специалист по Петербургу Достоевского Борис Тихомиров
- 29 августа 2025 - Михаил Пиотровский рассказал о предстоящем награждении дирижера Теодора Курентзиса
- 28 августа 2025 - Вместо учебы — в музей. Эрмитаж позвал учащихся на бесплатный день
- 28 августа 2025 - Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков рассказал, когда откроет первую выставку в новом здании
- 27 августа 2025 - «Эдем» с Джудом Лоу и Аной де Армас не выйдет в российский прокат
Статьи
-
29 августа 2025, 08:00Эти выходные плавно подводят нас к осени, но это не повод для грусти: отмечаем скорую смену сезона бесплатными танцами под открытым небом с оркестром «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело, гуляем по юго-западу Петербурга в компании современных художников, отводим детей на нескучный День знаний в Летнем саду и отправляемся в музеи, где стартовало множество новых выставок.
-
29 августа 2025, 16:19Родион Щедрин — редкий случай нашего современника, ставшего классиком при жизни: его оперы и балеты шли в ведущих театрах страны, а в день его смерти было объявлено, что оставшиеся три дня лета с 12:00 до 18:00 фойе Новой сцены Мариинского театра будет открыто для возложения цветов в память о нем. «Фонтанка» вспоминает композитора, сумевшего и написать веселый марш монтажников для народа и раскрыть тонкие струны души в операх «Очарованный странник» и «Левша», и не стесняться того, что за женитьбу на Майе Плисецкой его называли «Салтыков-Плисецкий».
-
28 августа 2025, 20:24Словосочетание «Братья Стругацкие» стало уже таким привычным, что кажется, будто оно означает неразделимое целое, исправно выдающее из себя все эти невероятные миры — Страну багровых туч, средневековый Арканар, мрачный Саракш, непознаваемую цивилизацию Странников, немыслимую Зону… Имелась даже шуточная теория, что это был один человек, «называвший себя то Аркадием, то Борисом, в зависимости от того, в каком городе появлялся. Вместе-то их за всю жизнь видели считаные разы»… Но шутки шутками, а братья — старший Аркадий, и младший Борис — были очень разными, дополнявшими друг друга как раз за счёт своей особости, уникальной яркости. Без этого не было бы такого творческого единства. Вспоминаем 10 важных фактов из жизни Аркадия Натановича.
-
28 августа 2025, 09:18Фестиваль в формате городского праздника «День Д» (12+), посвященный жизни и творчеству Сергея Довлатова, пройдет в Петербурге 30 и 31 августа. В его программе — полсотни мероприятий: лекции, спектакли, мастер-классы, экскурсии, кинопоказы, шахматный турнир и даже «пьяный диктант». В этом году они объединены темой «Ленинград Довлатова. Дружеские круги и стили жизни», а слоган всего фестиваля — «В любой ситуации необходима минимальная доля абсурда». «Фонтанка» рассказывает о самых ярких мероприятиях фестиваля.
-
22 августа 2025, 00:00