Ђ”бийство в ¬осточном экспрессеї: »деальное выступление

09 но€бр€ 2017, 17:10
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

 ¬ прокате – «”бийство в ¬осточном экспрессе». »деальный детектив јгаты  ристи, экранизированный идеальной командой кинематографистов, который в результате обрел совершенно неожиданные свойства.

ƒостаточно беглого взгл€да на титры, чтобы помчатьс€ смотреть «Ёкспресс» пр€мо сейчас. ћало того, что детективы јгаты  ристи – такой материал, который плохо перенести на экран просто невозможно. “ак еще экранизацией его здесь занимаетс€ dream team англо€зычного кино. —колько было экранизаций – одна другой краше. —колько было ѕуаро – от ѕитера ”стинова до јльфреда ћолины. Ќо эта изначально планировалась как сама€ больша€ и масштабна€. –ежиссер и исполнитель роли ѕуаро – великий британский лицедей  еннет Ѕрана. ѕродюсер – автор «Ѕегущего по лезвию», живой бог масскульта –идли —котт. ќператор – эстет ’арис «амбарлукос. ¬ рол€х, помимо Ѕрана – ћишель ѕфайфер, ƒжуди ƒенч, ѕенелопа  рус, ƒжонни ƒепп. ќтечественным зрител€м тоже не придетс€ скучать – тут сн€лс€ еще и балетный премьер —ергей ѕолунин.

ƒаже сценарист тут – звезда. ћайкл √рин, создатель недавнего сериала-хита «јмериканские боги», сочинитель новейших «„ужого» и «Ѕегущего по лезвию». ¬сЄ, что от него требовалось – разложить на сцены и без того очень сценичный роман  ристи. Ётот диалог – в купе, этот – в тамбуре, а тут все собираютс€ и галд€т в вагоне-ресторане. Ќу, и реплики раскидать. Ќо он исхитр€етс€, как может. ѕереставл€ет эпизоды местами, мен€ет фразы и даже имена действующих лиц. ¬ итоге, расставл€ет акценты по-новому: вместо триумфа «серых клеточек» ѕуаро, «Ёкспресс» у него становитс€ гимном состраданию. ≈сть случаи, когда закон человеческий важнее юриспруденции и уголовного кодекса. 

 Ѕрана вообще поступает тут благородно. ¬ этом «Ёкспрессе» главный герой – не бельгийский сыщик с большими усами. Ќа первом плане – пассажиры со своими нервами, переживани€ми и мотивами. Ѕрановский ѕуаро на их фоне – обслуга, карикатура среди живых.  аждый играет здесь большую, серьезную, а главное, необычную дл€ себ€ роль. ƒеппу достаетс€ парти€ злоде€ –этчетта, коротка€ и выразительна€, всего на пару эпизодов, которые он с блеском выт€гивает с помощью эффектных жестов, изуродованной шрамами физиономии и роскошных нар€дов. ∆гуча€ ѕенелопа  рус выступает в скупой и минималистичной роли миссионерки, всЄ что-то бормочущей про грехи и благочестивость – тем мощнее звучит с экрана кажда€ реплика. ”иллем ƒефо вспоминает уроки совместной работы с “риером – и красуетс€ в роли полицейского под прикрытием, играет с немецким акцентом. ћишель ѕфайфер получает вовсе лучшую в своей и без того могучей фильмографии работу, еЄ невротична€ миссис ’аббард – действительно мощна€. ƒжуди ƒенч единственна€, кажетс€, играет то же, что всегда – чопорную даму-аристократку, русскую кн€гиню ƒрагомирову с собачками, стальным взором и гвардейской выправкой.

» всЄ это – на крупных планах, с аккуратным подчеркиванием всех выразительных средств. „тобы кажда€ морщинка ƒенч срабатывала на образ графини. „тобы кажда€ жила на шее ѕфайфер формировала роль психопатки. „тобы щербатые зубы ƒефо добавл€ли краски в облик бойкого полисмена. Ќо оператор ’арис «амбарлукос – не господин оформитель. ” него за плечами большой опыт работы с блокбастерами, он знает толк в сильных эффектах. Ѕрана и ему не мешает – предоставл€ет полный карт-бланш. » «амбарлукос строит «”бийство» эстетски, до неприличи€ красиво. ¬ыт€гивает из сюжета, развивающегос€ в замкнутом пространстве поезда, максимум. —нимает одним планом проходы по коридорам. ¬ыбирает неожиданные точки съемки – больша€ часть сцен в купе, например, показана сверху. »грает с источниками света – мелькающими огн€ми, си€ющим снегом. ¬ диалоговые сцены вставл€ет зеркала: превращает их в такие сильнодействующие визуальные головоломки. »ногда вовсе поддаЄт почти гринуэевщины: разв€зку размещает в темном железнодорожном тоннеле, где за столом сид€т все персонажи. Ёти красивости сюжету  ристи не вред€т – его ничто не может испортить. ƒо фильма Ѕрана-—котта казалось, что и открыть новые смыслы в нем тоже – нереально. ќказалось, ничего неподвластного насто€щим профессионалам нету. «ахотели – и детектив  ристи заиграл новыми красками. ѕревратилс€ в психологический роман с богатой галереей персонажей.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

 уда пойти 24 Ч 26 июн€: Ђјлые парусаї, модные Ђјссоциацииї в ÷арском —еле и пионы в Ѕотаническом

ƒет€м Ч целый город профессий в Ћетнем саду, школьникам Ч јлые паруса, ну а совсем взрослым Ч Zero People и круглые столы о том, Ђ ак быть?ї. ¬ большом гиде на последние, и во всех смыслах жаркие июньские выходные, Ђ‘онтанкаї рассказывает, где отдыхать, над чем задуматьс€ и подо что танцевать в ѕетербурге и пригородах два, а то и три дн€ подр€д.

—татьи

>