
«Тор-3» на экранах: Ума Валхалла

В кинотеатрах – «Тор. Рагнарек», третья часть саги студии Marvell. Честная попытка превратить комикс в краткий гид по скандинавской мифологии и современному кино. С умопомрачительной — впрочем, как всегда — Кейт Бланшетт.
Во вселенной комиксов студии Marvell «Тор» проходит по разряду за «умный экшн». Пестрые картинки по мотивам скандинавской мифологии с самого начала преподносились как нечто более изысканное, чем разнородные «Мстители». Рассчитаны они были на публику, хоть примерно знающую, чем Валхалла отличается от валькирии.
В них привлекали серьезных актеров – вроде Энтони Хопкинса, который любую ерунду превратит в Шекспира. Первого «Тора» снимал собственной персоной Кеннет Брана, лучший из живых шекспировских трагиков. На второй части, «Царстве тьмы», тонкость выделки принесли в жертву эффектам, и к делу привлекли Алана Тейлора, телевизионщика, приложившего руку к «Игре престолов», – и зря: что сериал представляет собой сагу 2.0 и так ясно, а прививка стилистики канала HBO фильму пошла только во вред.
Поэтому в третьей части глава Marvell’a Кевин Файги снова привлек к делу самых серьезных профессионалов. Исключением стал автор сценария – если первую часть адаптировал для кино сценарист «Спасти рядового Райана» Роберт Родэт, а на вторую была брошена группа спецов в области блокбастеров, то здесь за всех отдувается дебютант Эрик Пирсон. Сюжет тут изначально – штука сугубо формальная, не ради него ленту стоит смотреть. Вполне стандартная интрига: Тор и Локи сталкиваются со злодейкой-богиней Хеллой, которая хочет уничтожить мир, и вступают с ней в смертельную схватку. Комикс и комикс.
Куда любопытнее, как этот нехитрый сюжет реализуется на экране. В режиссерское кресло посадили новозеландца Тайку Вайтити, имя которого некоторое время назад гремело на фестивалях в Берлине и на Санденсе, главном в мире форуме независимого кино. В 2010 его драма «Мальчик» получил на последнем приз, потом подряд вышли его уморительный ужастик «Реальные упыри» и комедия «Охота на дикарей». Любой материал Вайтити умеет подать легко, игрово, иронично. Отлично это вышло у него и здесь. Без дуракаваляния и комикования получилось сделать увлекательное, бойкое зрелище, лишенное пафоса.
Тем более бойкое, что снял его в качестве оператора Хавьер Агирресаробе, соавтор Вуди Аллена и Педро Альмодовара. Комментарии, думаю, излишни: такое сотрудничество само по себе – знак качества и визитная карточка. Этот «Тор» как визуальное произведение – вещица куда более тонкой выделки, чем можно было ожидать. Тут есть место и выверенной до миллиметра композиции, и эффектным играм со светом. Всему тому, чем Агирресаробе знаменит и замечателен.
С актерами – та же история. «Тор» выезжает на тех мощных экранных паровозах, которые успел захватить. К Крису Хемсворту (Тору), Тому Хиддлстону (Локи) и сэру Энтони Хопкинсу (Одину) присоединился Бенедикт Камбербэтч из другого марвелловского блокбастера, «Доктора Стрэнджа». Чтоб два раза не вставать, что называется: контракт со студией подписан, актер большой, отчего не привлечь к общему делу. Но главный козырь – Кейт Бланшетт в образе главной злодейки Хеллы. У нее, конечно, есть мощный опыт существования в нордической фантастике – играла Галадриэль в «Хоббите». Но любим мы её не за это. Бланшетт – единственная настоящая живая кинодива, персона грата в любом сюжете. Одного её присутствия на экране достаточно, чтобы придать смысл любой картине. Но просто присутствовать она не умеет – из самого примитивного материала старается сделать большую, сложную, драматичную роль. Так и тут: могла бы ограничиться демоническим похохатыванием и парой огненных взглядов. Но нет, её Хелла оказывается сложной, вот уж точно эпического масштаба богиней. Этот образ – главная победа «Марвелла» за очень долгое время. Благодаря ему – а также операторской виртуозности Агирресаробе и иронии Вайтити третий «Тор» стал едва ли не лучшим кинокомиксом в фильмографии Marvell’a. Студию с таким фильмом можно только поздравить.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30