—окуров показал в Ёрмитаже свой почти погибший фильм о войне

Ќакануне ƒн€ ѕобеды √осударственный Ёрмитаж пригласил петербуржцев на премьеру документального фильма јлександра —окурова «» ничего больше». ћногие решили, что будет представлен тот самый новый документальный фильм про тайны ¬торой мировой войны, о котором режиссер в последние год-два часто говорил на своих встречах и пресс-конференци€х. Ќо знатоки творчества —окурова помнили, что «» ничего больше» - это 70-минутна€ документальна€ картина, сделанна€ еще во времена советской власти, в 1982–1987 годах, и сразу легша€ на полку. Ўесть попыток сдать √оскино фильм «» ничего больше» ни к чему не привели. ¬ те годы фильм обвинили во всех идеологических грехах и благо, хоть не уничтожили… ѕосле перестройки на «ападе картину прин€ли тепло, но в наших кра€х по-прежнему не брали ни в прокат, ни на один телеканал.

‘ильм, сн€тый тридцатилетним —окуровым, поначалу называлс€ "—оюзники" и посв€щалс€ антигитлеровской каолиции, анализу того, как перед лицом смертельной угрозы вожди и страны, презрев идеологические форматы, объединились под знаменами высокой цели, и как только опасность чуть отступила, снова вернулись к догмам. «акадровый текст, проникновенно прочитанный самим —окуровым, скупо и сдержанно освещал главные событи€ ¬торой мировой войны. –ежиссер использовал только архивный материал, рукой мастера умело собрав кадры кинохроники, неторопливо останавливал "камеру" на каких-то детал€х, сопровожда€ видеор€д на редкость разнообразным (от классики до народных песен и джаза) музыкальным видеор€дом. Ёта неспешность кадра вкупе с проникновенной музыкой (јлександр Ќиколаевич - большой меломан) и брала за душу больше, чем закадровый текст. ¬о многом поэтому даже сейчас, когда открылись новые исторические факты про ¬торую мировую, картина —окурова эмоционально не устарела...

ѕо словам режиссера, картина погибала, был утер€н негатив, и стало €сно, что, если сейчас не восстановить фильм, то можно с ним расстатьс€. » вот, тридцать лет спуст€, лента «» ничего больше» отреставрирована и оцифрована (на это понадобилось полгода работы специалистов фонда «јлександр») и вышла на DVD-диске. Ќа премьере – пусть запоздалой, но не менее важной – в Ёрмитажном театре не было громких речей, кл€тв в верности пам€ти павших, ни медийных лиц, ни ветеранов в парадных мундирах. Ќо заметно волновалс€ —окуров, строг и серьезен был ѕиотровский, во вступительном слове неожиданно подчеркнувший, что фильм навевает различные исторические ассоциации, и сегодн€ директор вспоминает 20-е годы, когда из нашего города изымались в большом количестве Ёрмитажные коллекции, ведь сейчас мы живем в эпоху, когда приходитс€ боротьс€ с очередными попытками таких акций. »х ѕиотровский назвал не иначе как войной, в которую вовлечены очень большие деньги…

- Ќет лучшей формы ритуального воспоминани€ о ѕобеде, чем посмотреть фильм јлександра Ќиколаевича, - анонсировал показ ћихаил ѕиотровский.

- » все-таки это не документальный фильм, а художественные впечатлени€ от большой политики, от большой истории, от большой трагедии.  огда делалс€ фильм, тот объем информации, что использовали мы, оказалс€ запредельным дл€ цензуры. ѕрошло уже много лет, что-то изменилось, по€вились новые факты, за всем не успеть... „то ж, давайте посмотрим на этот давний фильм взгл€дом современного человека, - предложил —окуров.

“ридцать лет прошло, открылись новые исторические подробности, и какие-то факты и мысли, которые в 80-х казались откровением, сейчас воспринимаютс€ спокойно, но, к счастью, на первый план вышли не исторические изыски, а художественные достоинства. ƒа, фильм сделан тридцатилетним —окуровым, но видна рука мастера – в «неторопливости» монтажа, внимании к детал€м, высокой поэтике, в гармонии кадра и богатейшего музыкального р€да (от Ўостаковича до народных песен).

¬печатление от премьеры было настолько велико, что после титров секунд тридцать-сорок зал молчал, и только потом взорвалс€ аплодисментами.   счастью, обошлось без публичного обсуждени€, комплиментарных речей. Ѕольшей частью, зрители молча выходили из Ёрмитажного театра, и лишь самые смелые подошли к —окурову, хот€ он оставалс€ в зале, никуда не тороп€сь. ѕринима€ поздравлени€, режиссер на вопросы друзей, где же и когда широкий зритель может увидеть восстановленный фильм, лишь грустно пожал плечами: за тридцать лет мало что изменилось. ¬ дистрибьюцию такие диски не берут, в прокат - тоже. ‘едеральные каналы не спешат показывать столь непарадный фильм о ¬торой мировой войне. ќдна надежда на канал «ƒождь», хот€ и там показ под вопросом…

- Ќо у нас есть теперь оцифрованный вариант, значит, фильм будет жить долго и уж точно не погибнет, - сказал народный артист –оссии и, вслед за ћихаилом ѕиотровским, предложил взгл€нуть на ситуацию в более широком контексте - на парадность и маршеобразность сегодн€шей реальности, в которой честность не в чести. Ќевольно разговор перекинулс€ на новые проекты и самого —окурова, и петербургской культуры.

ќказалось, что не только восстановленный «» ничего больше», но и отмеченный всевозможными кинопреми€ми «‘ауст» не берут к показу федеральные “¬-каналы. ѕочему?

- Ёто вопрос к продюсеру јндрею —игле, конечно, но знаю, что сначала шли переговоры с ѕервым каналом, но сейчас все остыли, всем безразлично, и никто не берет. ƒумаю, что там все бесперспективно.

- ƒаже после международных и отечественных кинопремий?

- Ќеважно. ¬ы же сами знаете, что это абсолютно случайна€ истори€, на тот момент так сложилс€ расклад сил. „то бы там ни говорил председатель жюри, это абсолютно случайно. ћы сделали картину, котора€ ни хуже ни лучше других, которые мы делали. ¬от и все! Ќеужели по профессиональному результату «–усский ковчег» (фильм 2001 года, который был сн€т в «имнем дворце. - ѕрим. јвт.) слабее или ниже, чем «‘ауст»? ј тогда сделали вид, что вообще этой картины нет.

 орреспондент ‘онтанки поинтересовалс€, не изменил ли режиссер свое критическое мнение о ћариинке-2 после того как побывал на гала-концерте открыти€ новой сцены?

- ¬печатление о том, что называетс€ архитектурой, прежние, а то, что касаетс€ звука, то, когда сидишь, закрыв глаза, и слушаешь - понимаешь: там действительно удивительный звук. ћогу сказать, что редко когда такое слышал. «вук был прекрасный, € сидел в середине партера, у мен€ ощущение, что там все же есть электронна€ подзвучка, что это не только акустика, но что-то еще. ћне было очень комфортно, слышно всЄ. Ќо это гигантский зал, такой ƒворец съездов. ƒл€ эстрадных концертов хорошо - не знаю, как можно собрать людей в такой огромный зал.

ƒумал ли режиссер, гл€д€ на уникальные технические возможности нового театра, что он сам, наконец, мог бы поставить что-то дл€ ћариинского театра, о чем давно идут разговоры?

- Ќет, € не думал. Ёто все очень конкретно надо обсуждать, так нельз€ – позвали и пошел, должно быть обоюдное желание. “ехнические возможности на новой сцене такие, каких нет ни в Ѕольшом театре, нигде: видео, свет, быстра€ трансформаци€ - от всего впечатление очень хорошее. Ќо внутри у мен€ не было ощущени€ театра, это, скорее, концертна€ площадка. “ака€ холодна€, современна€.

Ќе могли мы обойти и тему новой жизни студии «Ћенфильм». —ледит ли —окуров за происход€щим на студии после того как в конце 2012 года вышел из совета директоров, а главное: верит ли он и теперь в светлое будущее «Ћенфильма»?

- Ќасчет светлого будущего... „то нам остаетс€? ∆елать, чтобы те люди, которые вз€ли на себ€ эту ответственность, свое слова сдержали. ќни кл€лись, что это сделают, и с уверенностью берут у государства огромные деньги... я по-прежнему считаю, что в такой стране, как –осси€, где все направлено на ћоскву, дл€ «Ћенфильма" единственный вариант -  студи€ дл€ дебютов. Ёто было бы идеально. ћожно было бы запускать 5-6 дебютных картин, 4-5 мультипликационных, 6-8 документальных и учебных, сериальных. ¬от весь ресурс студии, и таким образом можно было бы прервать ситуацию стагнации в молодом кино.

¬ марте на встрече в Ёрарте —окуров позволил себе р€д высказываний, которые тут же были истолкованы в —ћ» как «за€вление о намерении прекратить общественную и градозащитную де€тельность». ¬ Ёрмитажном театре режиссер объ€снил ‘онтанке свою сегодн€шнюю позицию:

- Ќикакого за€влени€ не было. я действительно этим занимаюсь сейчас несопоставимо меньше, и результаты очень маленькие, непон€тные. ” мен€ была встреча с новым вице-губернатором по строительству ћаратом ќганес€ном, который нам очень понравилс€, мы долго сидели с ним и разговаривали, но что в итоге?.. Ётим есть смысл заниматьс€, если есть рефлекси€ и реакци€ на твою де€тельность, а поскольку такой рефлексии нет ни у руководства города, ни у общественности, то в этом нет нужности. ¬от в ћоскве общественное вли€ние, общественное участие в решении государственных вопросов гораздо более очевидно, там есть уже результаты, то в ѕетербурге, на мой взгл€д, это общественное настроение, общественные усили€ сегодн€ малозначимы.

-  ипит ли работа над новым документальным фильмом —окурова о неизвестных страницах второй мировой войны «Ћувр на реконструкции» - о том, происходило в ѕариже и Ћувре во врем€ немецкой оккупации?

- ѕока ничего не могу сказать. ћожет быть, фильма вообще не будет. ’отели приступить к работе еще летом, но возникли проблемы с финансированием с французской стороны.

ћихаил —адчиков, «‘онтанка.ру»

‘ото ћихаила —адчикова

 

÷апли не то, чем кажутс€. Ќа экраны выходит мультфильм ’а€о ћи€дзаки Ђћальчик и птицаї

— 7 декабр€ в кинотеатрах показывают новинку от мэтра €понской анимации, двукратного лауреата Ђќскараї, не выпускавшего новых полнометражных анимационных картин дес€ть лет Ч со времен мультфильма Ђ¬етер крепчаетї. ≈го долгожданна€ премьера Ђћальчик и птицаї, котора€ должна была выйти еще к ќлимпийским играм в “окио в 2020 году, минувшим летом и осенью прокатилась по мировым фестивал€м и получила высочайшие отзывы критиков. ¬ ѕетербурге прокатчик Ђ–усский репортажї провел премьеру в кинотеатре Ђ‘ормула киної. Ђ‘онтанкаї оценила фильм.

—татьи

>