Фестиваль "Территория-2017": Фабр, Лепаж, Римини Протокол, Гоб Сквод

В Москве открылся традиционный для осенней поры фестиваль-школа «Территория», в арт-дирекцию которого входят люди, чьи имена известны не только по всей России, но и за ее пределами – народные артисты России Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, театральный критик Роман Должанский, режиссер Кирилл Серебренников, маэстро Теодор Курентзис и другие. Афиша фестиваля ныне представляет собой прямо-таки роскошное собрание режиссеров и компаний, которые в настоящий момент определяют мировой театральный процесс. Всех их – включая и мэтров – объединяет дух провокационности и бунтарства.
Так что если вдруг кто-то в течение начавшейся недели планирует оказаться в Москве, имеет смысл тщательно проштудировать сайт «Территории» и выбрать культурный допинг: имена Ян Фабр, Робер Лепаж, названия театральных групп «Римини Протокол» (Германия – Швейцария) и «Гоб Сквод» (Англия – Германия) – это гарантия уникальности высокохудожественного опыта.
К примеру, Ян Фабр, чьи сценические опыты – пожалуй, как ничьи иные – способствуют тотальному раскрепощению человеческого тела, и который устроил полный ренессанс в легендарном 24-часовом действе под названием «Гора Олимп. Во славу культа трагедии», на сей раз занялся созданием актуальной версии эпоса собственной страны – Бельгии. Новая работа Фабра «Бельгийские правила / Бельгия правит» с самой премьеры 18 июля в Вене на крупнейшем международном фестивале современного танца и перформанса «Impulstanz», считается главным хитом сезона в своем жанре. И можно не сомневаться, что тем, кто окажется в зале, гарантированы убийственная ирония, «пиршество для глаз» и ощущение пьянящей свободы, которое каждый сможет унести с собой за пределы театра и с успехом применять во всех областях своей деятельности.

Сцена из спектакля Яна Фабра "Бельгийские правила/Бельгия правит"
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля "Территория"
Группа «Римини Протокол» известна тем, что моделирует такие структуры, в которых каждый зритель становится и участником, и получает шанс уникальных переживаний, которые серьезно корректируют сознание. В данном случае, спектакль «Наследие. Комнаты без людей» – переживание чужого отсутствия в самом радикальном смысле этого слова – смерти. Каждая из восьми комнат, где предлагают побывать зрителям – это комната, утратившая хозяина, но сохранившая его приметы и следы. Штефан Кэги и его коллеги по «Римини Протоколу» – это еще и дотошные исследователи социальных явлений. Их новый спектакль, кроме прочего – результат двухлетнего общения с сотрудниками похоронных бюро, нотариусами, священниками, работниками домов престарелых.
Самый модный из названных участников «Территории» – канадец Робер Лепаж, известный не только спектаклями, но и шоу в Цирке Дю Солей, в Москву привозит не спектакль, а аудиовизуальную инсталляцию, причем, виртуальную. Стоит участнику надеть VR-очки с обзором в 360°, как он окажется среди книжных полок. Да не простых. За 45 минут, пока длится один сеанс, человеку в очках предоставляется возможность прогуляться по десяти красивейшим библиотеками мира, в частности, библиотеке Конгресса США, библиотекам в Мехико, Париже, Копенгагене, библиотекам в средневековом аббатстве и буддийском храме, а также побывать в созданной воображением Лепажа библиотеке жюльверновского «Наутилуса». В этом путешествии посетитель Мультимедиа Арт Музея – он же Московский дом фотографии – окажется не один, а будет ведом гидом. В роли гида выступит Евгений Миронов, точнее – его столь хорошо знакомый многим голос (в английской версии гидом стал канадский эссеист Альберто Мангель, автор культурологического эссе «Ночь в библиотеке», вдохновившего Лепажа). Что отдельно замечательно, этот эстетический опыт можно получить каждые полчаса с 12.00 до 20.00 вплоть до 12 ноября. Хотя о билетах, разумеется, стоит позаботиться заранее.
Ну и на спектакль англо-германской команды «Гоб Сквод», имеющей репутацию отпетых театральных провокаторов и хулиганов, стоит идти, чтобы увидеть, как можно запросто «прогуливаться с Толстым», а точнее, с его каноническим романом «Война и мир» – по эпохам и странам, как можно, не церемонясь, подселять к его героям, скажем, Ленина или Мерилин Монро. И лишний раз убедиться, что строить пантеоны для отечественных (и не только) классиков – значит, не продлевать их жизнь, а убивать даже безусловно живые их создания.
С полной программой фестиваля, а также с расписанием показов можно ознакомится на сайте «Территории». В ней, что приятно, можно обнаружить спектакль, созданный в Петербурге – «Я сижу в комнате» Дмитрия Волкострелова, который тоже представляет собой абсолютно исключительный опыт.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47