Фестиваль "Территория-2017": Фабр, Лепаж, Римини Протокол, Гоб Сквод

В Москве открылся традиционный для осенней поры фестиваль-школа «Территория», в арт-дирекцию которого входят люди, чьи имена известны не только по всей России, но и за ее пределами – народные артисты России Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, театральный критик Роман Должанский, режиссер Кирилл Серебренников, маэстро Теодор Курентзис и другие. Афиша фестиваля ныне представляет собой прямо-таки роскошное собрание режиссеров и компаний, которые в настоящий момент определяют мировой театральный процесс. Всех их – включая и мэтров – объединяет дух провокационности и бунтарства.
Так что если вдруг кто-то в течение начавшейся недели планирует оказаться в Москве, имеет смысл тщательно проштудировать сайт «Территории» и выбрать культурный допинг: имена Ян Фабр, Робер Лепаж, названия театральных групп «Римини Протокол» (Германия – Швейцария) и «Гоб Сквод» (Англия – Германия) – это гарантия уникальности высокохудожественного опыта.
К примеру, Ян Фабр, чьи сценические опыты – пожалуй, как ничьи иные – способствуют тотальному раскрепощению человеческого тела, и который устроил полный ренессанс в легендарном 24-часовом действе под названием «Гора Олимп. Во славу культа трагедии», на сей раз занялся созданием актуальной версии эпоса собственной страны – Бельгии. Новая работа Фабра «Бельгийские правила / Бельгия правит» с самой премьеры 18 июля в Вене на крупнейшем международном фестивале современного танца и перформанса «Impulstanz», считается главным хитом сезона в своем жанре. И можно не сомневаться, что тем, кто окажется в зале, гарантированы убийственная ирония, «пиршество для глаз» и ощущение пьянящей свободы, которое каждый сможет унести с собой за пределы театра и с успехом применять во всех областях своей деятельности.

Сцена из спектакля Яна Фабра "Бельгийские правила/Бельгия правит"
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля "Территория"
Группа «Римини Протокол» известна тем, что моделирует такие структуры, в которых каждый зритель становится и участником, и получает шанс уникальных переживаний, которые серьезно корректируют сознание. В данном случае, спектакль «Наследие. Комнаты без людей» – переживание чужого отсутствия в самом радикальном смысле этого слова – смерти. Каждая из восьми комнат, где предлагают побывать зрителям – это комната, утратившая хозяина, но сохранившая его приметы и следы. Штефан Кэги и его коллеги по «Римини Протоколу» – это еще и дотошные исследователи социальных явлений. Их новый спектакль, кроме прочего – результат двухлетнего общения с сотрудниками похоронных бюро, нотариусами, священниками, работниками домов престарелых.
Самый модный из названных участников «Территории» – канадец Робер Лепаж, известный не только спектаклями, но и шоу в Цирке Дю Солей, в Москву привозит не спектакль, а аудиовизуальную инсталляцию, причем, виртуальную. Стоит участнику надеть VR-очки с обзором в 360°, как он окажется среди книжных полок. Да не простых. За 45 минут, пока длится один сеанс, человеку в очках предоставляется возможность прогуляться по десяти красивейшим библиотеками мира, в частности, библиотеке Конгресса США, библиотекам в Мехико, Париже, Копенгагене, библиотекам в средневековом аббатстве и буддийском храме, а также побывать в созданной воображением Лепажа библиотеке жюльверновского «Наутилуса». В этом путешествии посетитель Мультимедиа Арт Музея – он же Московский дом фотографии – окажется не один, а будет ведом гидом. В роли гида выступит Евгений Миронов, точнее – его столь хорошо знакомый многим голос (в английской версии гидом стал канадский эссеист Альберто Мангель, автор культурологического эссе «Ночь в библиотеке», вдохновившего Лепажа). Что отдельно замечательно, этот эстетический опыт можно получить каждые полчаса с 12.00 до 20.00 вплоть до 12 ноября. Хотя о билетах, разумеется, стоит позаботиться заранее.
Ну и на спектакль англо-германской команды «Гоб Сквод», имеющей репутацию отпетых театральных провокаторов и хулиганов, стоит идти, чтобы увидеть, как можно запросто «прогуливаться с Толстым», а точнее, с его каноническим романом «Война и мир» – по эпохам и странам, как можно, не церемонясь, подселять к его героям, скажем, Ленина или Мерилин Монро. И лишний раз убедиться, что строить пантеоны для отечественных (и не только) классиков – значит, не продлевать их жизнь, а убивать даже безусловно живые их создания.
С полной программой фестиваля, а также с расписанием показов можно ознакомится на сайте «Территории». В ней, что приятно, можно обнаружить спектакль, созданный в Петербурге – «Я сижу в комнате» Дмитрия Волкострелова, который тоже представляет собой абсолютно исключительный опыт.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Зачем вам эта рухлядь?». Русский музей показывает иконы строгановских мастеров
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
29 июня 2025, 20:28