
«Железный человек 3»: Костюмная драма

Хитроумные новомодные гаджеты, фантастические технические диковинки, способные к саморегенерации живые организмы, автономные летающие костюмы-роботы, гигантские подвижные объемные голограммы – все это собрано в «Железном человеке», и все это – либо знаки уже свершившейся технической революции, либо – предвестия грядущей. Есть и еще один знак, не столь явный, но довольно любопытный: в казалось бы решенном споре между живыми актерами и компьютерными спецэффектами у проигравшей стороны возникли непредвиденные аргументы. Великий оракул современности – бокс-офис – изрек, что компьютерное «железо» – это хорошо, но неплохо к тому же, чтобы был, как говорится, человек хороший.
Кастинг, состоящий преимущественно из апгрейденных моделей обоих полов уже не приносит продюсерам полного финансового счастья. Иногда нужны и настоящие актеры. Даже в «Трансформерах» появляются Джон Малкович, Джон Туртурро и Фрэнсис Макдорманд, а в третьем «Железном человеке» Роберт Дауни-младший большую часть времени оказывается лишен своей цельнометаллической оболочки. Собственно, взаимоотношения супергероя со своим супергеройским костюмом и составляют сверхсюжет фильма – традиционный комиксовый конфликт Маски и Персоны.

Фото: Пресс-служба WDSSPR
Тони Старк всячески процветает, наслаждаясь выстраданной семейной идиллией с мисс Потс (Гвинет Пэлтроу), увлеченно собирает «железное человечество», часами пропадает в своей лаборатории, обучая новый костюм надеваться на хозяина по частям, на расстоянии и в движении, и всех забот у миллиардера-эксцентрика – это подарить любимой женщине циклопического Пасхального кролика с настолько выдающимся бюстом, чтобы любимая женщина наверняка вышла из себя. Она смешная, когда сердится. Однако не все ладно в империи Старка – и новый железный костюм пока туповато реагирует на приказы, бестолково носясь за хозяином, как преданная дворняга, да и у самого Тони нервы пошаливают: «Это после Нью-Йорка» - прозрачно намекает герой на события фильма «Мстители». Мир спас, но осадочек – в виде приступов панической атаки – остался.

Фото: Пресс-служба WDSSPR
Третий «Железный человек» многозначительно напирает на «глубокую внутреннюю уязвимость» героя - причем, что любопытно, уже не имея сценарной возможности ходить с козырей, используя в качестве оправданий смертельную болезнь или фрейдистские комплексы сурового отцовского воспитания. С этим разобрались в предыдущих двух фильмах франшизы. Теперь Роберт Дауни-младший страдает просто потому, что это – нормально. Работа у супергероя тяжелая, стрессы сплошные – вот и задыхается. Бессонница опять же. Дело житейское.
К тому же у прогрессивного человечества появился новый повод для массовой панической атаки: злодей по кличке Мандарин терроризирует Америку, устраивая безнаказанные масштабные взрывы. Но этого ему мало – он еще и покушается на святая святых - национальное телевещание, и, вторгнувшись в дома простых американцев посреди невинной рекламы, грозит Штатам страшными карами, попутно жестоко издеваясь над самим президентом. Мандарин до жути спокоен и неуязвим в своей непроницаемой восточной наглости – как может быть непроницаем великий Бен Кингсли, даже с длинной бородой и замысловатым китайским хвостиком. («Китайский след» в «Железном человеке» - результат эффективного менеджмента: картина заявлена как совместная американо-китайская продукция – при минимальном участии второй стороны это избавляет китайских прокатчиков от квот на иностранные фильмы.)

Фото: Пресс-служба WDSSPR
Участие Бена Кингсли в экранизации комикса сродни давнему появлению Алека Гиннеса в роли Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах» - сэр Алек, как известно, молил о смерти (своего персонажа, разумеется), будучи не в силах играть долго этот вздор. Но времена изменились – и сэр Бен, кажется, всего лишь от души забавляется. Для уточнения образа зла в фильме присутствуют гении «лженауки» - генетики Ребекка Холл и Гай Пирс. Помимо биологических научных разработок и рассуждений на тему ответственности ученого, они также заняты исследованием механизма депривации.
Тони Старку хватает собственных психологических проблем. Он разгневан террористическими атаками и жаждет мести за раненного друга, лежащего в коме (комический герой Джона Фавро на больничной койке неотрывно смотрит «Аббатство Даунтон»: комиксы – это уже слишком «олдскульно», мода на британские ретро-сериалы куда свежее, вот они и цапаются). В состоянии аффекта Тони Старк допускает роковой промах, сообщая Мандарину – о, ужас! - свой домашний адрес. Только этого и недоставало мировому злу, чтобы организовать уничтожение супергероя, устроив масштабную вертолетную атаку на его жилище. Несколько минут в рапиде – и дом срыт до основания, железные костюмы разлетелись, лаборатория уничтожена, а Пеппер Потс висит в воздухе, в полете примеряя супергеройские латы. Сам же Тони Старк выплюнут из обесточенного железного костюма прямо в сугробы американской глубинки. Оттуда-то, одинокий и безоружный, он и начинает свой частный крестовый поход.
Роберт Дауни-младший, тянущий за собой «железного человека» по снежку (то ли как досадную ношу, от которой не избавиться, то ли как раненного товарища) – пожалуй, самый сильный образ фильма. Панические атаки приходится позабыть – потому что в роли напарника и, по совместительству, психоаналитика у Старка появляется большеглазый местный мальчуган, и рядом с ним легче сдохнуть, чем ответить на все «а почему?» - и уже не до паники. К тому же, отрекомендовавшись мальчишке Механиком, герой вспоминает, что и впрямь может что-нибудь изобрести эдакое, механическое, пусть и в лесной глуши. Новое вооружение супергерой собирает из подручных средств, купленных в ближайшем хозяйственном, и пластмассовых детских часиков. Для начала атаки на Мандарина достаточно – и о более впечатляющей рекламе профессии инженера-механика невозможно мечтать. Разоблаченному и освобожденному от железной маски Дауни-младшему удается даже чуток поиграть – нескольких минут вполне хватает, чтобы оценить актерский масштаб и пожалеть об отсутствии более достойных его таланта задач, нежели спасение мира и зарабатывание 50 миллионов долларов. Но в конце концов, как говорят в фильме, «после того как с неба свалился этот ваш Тор, утонченность больше никого не впечатляет».
Лилия Шитенбург, специально для «Фонтанки.ру»

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.