Чего нельзя пропустить на фестивале Earlymusic: гид «Фонтанки»

30 сентября 2017, 23:55
Версия для печати Версия для печати

В Петербург приходит праздник музыки барокко и добарочного периода – с 1 по 31 октября на городских площадках в 20-й раз проводится фестиваль Earlymusic, и «проходных» концертов в его программе просто нет: каждый – это событие, праздник утонченного искусства и исполнительского мастерства.

Энтузиасты, участвующие в Earlymusic, год за годом внедряют в петербургскую афишу забытую музыку, написанную до венской классики. Это музыкальные произведения авторов, чьи имена у нас не слышали даже профессионалы, а также сценические действа – барочный театр, опера или, как в этот раз, балет. Задача специалистов по аутентичному исполнительству – сложнейшая: со времени рождения этих сочинений изменилась сама манера исполнения, жесты (если речь идет о театре), интонации. И они, с помощью трактатов и других документов, хранящихся в зарубежных библиотеках, а также используя опыт экспертов и таких же энтузиастов в Западной Европе, буквально воскрешают эпоху.

Художественный руководитель проекта Андрей Решетин – человек, по-настоящему живущий своим делом и знающий его досконально. Накануне открытия «Фонтанка» попросила его рассказать читателям, в чем особенность каждого концерта, чтобы помочь публике понять, ради чего и на какой концерт идти.

Фестиваль открывается 1 октября в Эрмитажном театре. В первый вечер публике будет представлен балет-аллегория «Союз Ветра и Моря», точнее – сюита танцев «Музыка Головина» (откуда взялось такое название – читайте ниже. – Прим.ред), написанная Юханом Хельмихом Руманом в 1728 году как балет к празднованию коронации царя Петра II. Либретто не сохранилось, и Андрей Решетин и немецкий хореограф, исследователь танца Клаус Абромайт решились подготовить свое.

«У нас есть партитура, и мы знаем, по какому поводу она написана, – объясняет Абромайт, для которого такая степень домысла – смелый шаг. – Из партитуры следуют аффекты и рисунок танца, повод диктует драматургию. Коронационный балет должен восхвалять нового царя. Со времен ренессанса для этого существовало три модели: парад, шествие и аллегорические картины».

Не исполнить в Петербурге это сочинение, а исполнив, – не украсить балетом, организаторы фестиваля просто не могли: для нашего города оно имеет особый смысл.

«Юхан Руман это шведский композитор, который был в 1727 году назначен шведским королевским капельмейстером, то есть занял самый главный пост, и фактически это был его первый важный государственный заказ, – объясняет Андрей Решетин. – Это было важно для него и с точки зрения карьеры, и в плане денег, потому что 45 танцев, которые он написал для русского посла в Стокгольме графа Николая Федоровича Головина — это хорошие деньги. Головин был заказчиком, а заказчик в контексте XVIII века наполовину являлся автором. Еще один человек, без которого книга танцев не могла быть создана — это балетмейстер. И этим балетмейстером был на тот момент Жан-Батист Ланде – тот самый Ланде, которого через несколько лет императрица Анна Иоанновна пригласит обучать двор танцам. И в частности, он организует танцевальные классы в шляхетном кадетском корпусе, а потом, уже в 1738 году, через 10 лет после «Музыки Головина», подаст Анне Иоанновне прошение об организации Академии балета, – сегодня это Вагановское училище. То есть история Академии русского балета восходит к этой «Музыке Головина»!

Возрожденный коронационный балет на фестивале Earlymusic исполнят музыканты ансамбля «Солисты Екатерины Великой» и солисты «Барочного балета Анджолини» – в костюмах модельера Лилии Киселенко. Воссоздавать в точности барочные одеяния было бы тратами неподъемными для фестиваля, и организаторы пошли по пути творчества и остановились на костюмах, вдохновленных эпохой и сочинением. "Фонтанка" побывала на репетициях барочного балета "Союз Ветра и Моря", которые проводились в Музее-усадьбе Г.Р. Державина, – еще до того, как артисты примерили костюмы. В фоторепортаже вы можете посмотреть, как шли занятия артистов с хореографом Клаусом Абромайтом.

Второй концерт фестиваля пройдет 6 октября в Малом зале ФилармонииПедро Мемельсдорф и ансамбль Mala Punica (Италия), в чьем исполнении прозвучат travestimenti – светские, народные песни и мелодии, которые включались в литургию.

«На мой взгляд, это лучший ансамбль, исполняющий музыку позднего Средневековья», – объясняет выбор Андрей Решетин.

В его мечтах – чтобы Педро Мемельсдорф в будущем возвращался в Петербург неоднократно, вдохновляя музыкантов на создание коллективов, исполняющих григорианику, средневековую музыку и ренессанс. Дело в том, что Earlymusic – это еще и мастер-классы для музыкантов, позволяющие развивать в Петербурге школу исторического исполнительства. Так, через западных мастеров, российская аудитория могла бы открыть для себя целый пласт и своей культуры.

«Мы не отдаем себе отчет, насколько наша культура, развиваясь в византийской традиции, была при этом связана с Европой, – рассказывает Решетин. – Это совершеннейшая иллюзия, что Петр I все изменил: если ты изучаешь время Алексея Михайловича и смотришь, какая вокальная музыка была при русском дворе, больше всего она напоминает произведения Монтеверди. Очень сильны были влияния, притом в обе стороны. Это совершенно неизученный вопрос, потому что никто это толком не реконструировал».

21 октября публику ждут сразу три концерта – тот, что начнется в 11.00 в Мемориальной библиотеке князя Г.В. Голицына, можно будет посетить свободно. Это будет концерт, посвященный Элизабет Уайт, благодаря которой в Петербурге в свое время и начинался Earlymusic.

«Она была директором Британского совета в 1998, 1999 и 2000 годах, она основала фестиваль Earlymusic, это было ее решение, она выделила на это средства, и первый фестиваль прошел в честь визита великого посольства Петра I в Англию, – вспоминает Решетин. – Ее кабинет был на последнем этаже в эркере, и мы сделаем концерт в зале прямо под ним».

«Маленький домашний концерт для Элизабет» (так называется концерт) сыграют Ирина Шнеерова (клавесин), Ольга Ивушейкова (флейта), Мария Крестинская и ансамбль Barocco concentrato и сам Андрей Решетин (скрипка). В нем прозвучит соната Тица (который был учителем скрипки Александра I), впервые в России прозвучат танцы для скрипки соло Юхана Румана, музыка для двух флейт-траверсо Филидоро, и лютневая музыка на теорбе.

В этот же день в 14.00 в Музее-усадьбе Г.Р. Державина пройдет концерт к 300-летию Александра Сумарокова, чьи стихотворения прозвучат в программе в исполнении барочного актера Данила Ведерникова (с фонетикой того времени и барочными жестами), а также в ариях и песнях. Также в программе II акт из оперы Франческо Арайи «Цефал и Прокрис» и лекция научного сотрудника Пушкинского дома Антона Демина «Музыкальный театр Сумарокова».

Завершит этот день концерт также в стенах этого музея в 19.00сольные виолончельные сюиты И.С. Баха исполнит на виоле да гамба (музыкальный инструмент – предшественник виолончели) Паоло Пандольфо (Италия).

«По идее такая музыка писалась в те времена для виолы да гамба, и очень необычным решением Баха было доверить ее четырехструнной простой виолончели, потому что гамба – это аристократическое семейство, которое очень развито, и это такая игра, свойственная барокко и свойственная Баху, когда музыка, написанная для одного инструмента, дается другому».

22 октября в 19.00 в Феодоровском соборе пройдет «Романовский» концерт (и вход на него также будет свободным).

«Прозвучит забытая музыка композиторов и музыкантов, работавших у русских императоров XVIII века, это, можно сказать, важные музейные экспонаты, которые гораздо больше могут рассказать о личности этих людей, чем подчас многие исторические книжки», – рассказывает художественный руководитель фестиваля о концерте, в котором прозвучат произведения Мадониса, Скьятти и Далольо в исполнении «Солистов Екатерины Великой». А завершит концерт ария Баха в исполнении Майкла Чанса.

Зато послушать больше удивительного контратенора, который, кстати, был гостем самого первого фестиваля Earlymusic (и неоднократно возвращался потом) можно будет на следующий день, 23 октября в 19.00 в Капелле на концерте «Англомания». В его программе музыка Перселла, Дауленда и Локка. Также в концерте участвуют Дебора Йорк (сопрано), Эндрю Лоуренс-Кинг (арфа), ансамбль The Pocket Symphony, солисты Илья Мазуров, Борис Степанов, Елизавета Свешникова, Владислав Песин и камерный хор Festino.

И последний концерт пройдет в Яани Кирик31 октября в 19.00 перед публикой выступят… Nevermind (для тех, кто понимает игру слов; для остальных поясним, что это переводится примерно, как «неважно, забудь»). В программе их выступления – Ф. Куперен, Телеман и Кантен – композитор, в Петербурге ранее не звучавший.

«Это очень хорошая французская музыка и хороший коллектив, – комментирует Решетин. – Это новое поколение европейских музыкантов, которые завтра станут такими же звездами, как те знаменитости, которых мы привозим. И у нас есть возможность их услышать сегодня».

Также в программе фестиваля конференция, посвященная исследованиям Феликса Равдоникаса, и лекция, посвященная Дроттнингхольмскому театру в XVIII веке, исторической машинерии и свету.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>