
Море становится ближе

30 сентября на Васильевском острове пройдет «предоткрытие» новой общественной зоны с видом на залив – «Порт Севкабель». Преображение заводской территории идет семимильными шагами. «Фонтанка» оценила, что сделано с момента нашего последнего визита.
Появление на культурной и развлекательной карте города такого пространства, как «Порт Севкабель», – событие, которое трудно переоценить. Стыд и позор: долгое время Петербург не имел нормальной общественной зоны в центре – парка, набережной, уютного места для встреч у Финского залива. Особенно после того, как море у Прибалтийской уступило место намыву. Шах и мат, москвичи: если на нашу «Новую Голландию» вы всегда могли ответить Парком Горького, то ничего подобного «Порту Севкабель» у вас нет, и быть не может в силу объективных причин – географических.
Если пройтись глазами по карте, а еще лучше — ногами по берегам петербургских островов, картина получится удручающая: у нас не просто не хватает обустроенных со вкусом пространств для культурного досуга — у нас вообще выхода к морю практически нет. Все занимают промзоны, стройки или закрытые предприятия. Да, есть Парк 300-летия Петербурга, есть пляжная зона и заваленный мусором фрагмент набережной на Юго-Западе, можно взобраться на свалку на берегу возле бара «Мачты» у Шкиперского канала, пока еще можно постоять у воды на территории «Ленэкспо» и пробраться к набережной через двор клуба DOT. И на этом всё.
У «Севкабеля» исходные данные были тоже не очень: рядом на Кожевенной линии — одни заводы и ТЭЦ, если посмотреть с борта прибывающих на Морвокзал лайнеров — разруха. Но ведь это действующие предприятия, важные для города. В данном случае открытие креативного пространства рабочей функции никак не повредило: рабочие места и цеха просто смещаются по территории.
Теперь у горожан будет не только роскошный вид на воду и ЗСД, обустроенная территория со скамейками и культурная площадка с дискуссиями, лекциями, фестивалями, выставками и концертами, — с «Портом Севкабель» город получает мощный толчок к развитию всей этой части Васильевского острова, куда раньше по своей воле забредали только самые отчаянные — если не считать рабочих местных предприятий.
Сюда уже стекаются романтичные натуры со всего города, территория стремительно оживает — даже несмотря на то, что открыта только на четверть. Даже с теми фотографиями, что делали корреспонденты «Фонтанки» в начале лета, сравнивать уже просто невозможно. И дальше будет только лучше: согласно перспективному плану, в текущем году еще должно открыться небольшое здание хостела с мастерскими хенд-мейда и большое здание с крафтовой пивоварней, клубом, шоу-румом, коворкингом и офисами.
В этот раз «Севкабель» открывается не окончательно, а лишь на время проведения фестиваля «Стрелка», мероприятия которого проходят 30 сентября, 1, 7 и 8 октября. Потом территорию закроют до конца ноября из-за строительных работ, которые необходимо провести в отсутствие публики. Однако зимой территория будет работать, и доступ на нее будет свободным.
«При реконструкции случаются подводные камни и нам, чтобы не терять время потом, лучше потерять его сейчас», – поясняет Алексей Онацко, директор по развитию проекта.
В чуть более отдаленном будущем здесь планируется открыть причал на понтонах с амфитеатром и спуск к воде, игровую зону и павильон из контейнеров, летний павильон. Общая площадь полезной площади на территории — 27 тысяч квадратных метров, из них восемь тысяч квадратных метров — это пешеходные зоны. Но до всего этого нужно немного потерпеть: согласно последней схеме, открытие большей части территории намечено на 2018 год, а окончательное завершение работ — на 2019-й.
Что интересного получат петербуржцы на «Севкабеле» уже в эти выходные:
- Выставочно-лекционный зал с объектами, оставшимися после выставки WaterFront
- Станки 1940-х годов
- Стоячие деревянные «лежаки», которые в администрации проекта называют «прислонялками». «Это дань петербургской традиции загорать около Петропавловской крепости, прислонившись к стенам», – поясняет Алексей Онацко.
- Гигантские разноцветные кабельные катушки в качестве «фишки» дизайна
- Лекции польского архитектора и исследователя Кубы Снопека об архитектуре соучастия и о том, как вместе построить общественное пространство (15.00) и лекция финского архитектора Вилле Хара, создавшего в пору Хельсинки современную сауну, о том, как дать новую жизнь промзоне (19.00) — на лекции требуется регистрация.
- Концерт в честь «активации» (пред-открытия) «Порта Севкабель» от британского коллектива Hidden Orchestra и петербургского free-pop проекта Super Collection Orchestra (21.00) — для тех, кто успел зарегистрироваться
- Экскурсии в рамках проекта «Петербург глазами инженера» по территории «Порта Севкабель» (по онлайн-регистрации).
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35