БДТ приглашает отметить юбилей Эдуарда Кочергина вместе с театром

23 сентября 2017, 02:20
Версия для печати Версия для печати

Одной из немногих по-настоящему легендарных личностей российского театра, главному художнику БДТ с 1872 года Эдуарду Степановичу Кочергину 22 сентября исполнилось 80. 25 сентября в его театре эту дату отметят торжественно и открыто – то есть, у всех горожан и гостей города есть возможность присоединиться, купив билеты в кассе.

«Родился я с испугу в известном тридцать седьмом…» – так начинается книга Эдуарда Степановича Кочергина «Крещенные крестами», получившая премию «Национальный бестселлер». Книга автобиографична – но жуткая история ребенка врагов народа, чье невероятное детство прошло с вертухаями в детприемниках-распределителях НКВД, а юность – с ворами в законе, изложена на этих страницах практически балладным ритмом и читается как страшная сказка. Кочергин, чей писательский талант проявился во взрослом и даже пожилом возрасте, реанимировал в себе и передал читателям это детское ощущение удивительности жизни, эту детскую непосредственность и цепкость, которые, вместе с рано проявившимся рисовальным талантом, позволили ему выжить в военном и послевоенном тюремно-безпризорном аду. А он не просто выжил, он вернулся в свой город – потратив семь лет, чтобы добежать-доехать в бесконечных железнодорожных вагонах из лагерной Сибири в Ленинград, окончил Театральный институт, создал более полусотни выдающихся спектаклей в соавторстве с большими режиссерами – с Товстоноговым, Додиным, Гинкасом, многими другими, написал шесть книг – про театр, про свое ремесло, про эту непостижимую страну, которая, точно Кронос, пожирает своих детей. Но в которой, вопреки всему, не переводятся великие люди, замечательные самородки, большие мастера своего дела, с которым Кочергину довелось работать. Их портреты можно найти в книге «Записки планшетной крысы».

Эдуард Кочергин на репетиции спектакля
Эдуард Кочергин на репетиции спектакля "Крещенные крестами" с артистами БДТ Рустамом Насыровым и Русланом Барабановым

Фото: Предоставлено БДТ/Стас Левшин

Отрывки из спектаклей БДТ по книгам Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами» и «Ангелова кукла», чтение его рассказов – в том числе, новых, презентация книги «Кочергин. БДТ» с сотней уникальных фотографий и открытие юбилейной кочергинской выставки в фойе театра – все это можно будет увидеть в понедельник, 25 сентября в Большом драматическом театре.

Эдуард Кочергин на репетиции спектакля
Эдуард Кочергин на репетиции спектакля "Крещенные крестами" с артисткой БДТ Аленой Кучковой

Фото: Предоставлено БДТ/Стас Левшин

А здесь и сейчас своими мыслями и воспоминаниями о Кочергине делятся директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.

Борис Пиотровский:

- Я все время цитирую один его рассказ о том, как он впервые попал на Дворцовую площадь, и все эти фигуры на крыше дворца – а он приехал из страны, где только лагеря – он воспринял, как вертухаев, охраняющих Эрмитаж. Это смешно, но это и не смешно. Почти никто так не воспринимает эти фигуры, а это очень точно – потому что они действительно охраняют и охраняли Зимний дворец, и стояли во время войны, и все они насыщены смыслом. У Мандельштама только есть стихи – но почти никто не понимает, что они тоже посвящены этим фигурам. У Кочергина есть понимание, чувствование этих смыслов, и за это я его лично особенно люблю. Он во многих случаях замечательно выражает ту суть петербургского искусства, которой Эрмитаж тоже является хранителем. Потому его выставка будет у нас в Эрмитаже – открытие 7 октября. И мы его от души поздравляем с юбилеем!

Андрей Могучий:

- 2012 год. Москва. Большой театр. Церемония вручения премии «Золотая маска». Вручают премию «За вклад в театральное искусство». На сцене Кочергин. Получает «маску», зал встает – аплодисменты, цветы, ну и прочее, Кочергин говорит ответное слово. Снова аплодисменты, цветы. Это финал. Занавес. После – уже в зале – по центральному проходу, против общего движения к выпивке и закуске, пробивается Эдуард Степанович, подходит ко мне – я его поздравляю, он меня поздравляет, хвалит нас с Шишкиным (Александр Шишкин, театральный художник, неоднократный соавтор Могучего. – Прим.ред) за все хорошее, мне приятно и даже как-то неловко, потом мы долго говорим о том, о сем, о профессии, о не профессии. Подходит тетенька (как сказал бы Эдуард Степанович) и вежливо намекает: мол, не пора ли. Оказывается, все уже давно ушли – мы одни остались стоять посреди зала. Так я познакомился с человеком-легендой, главным художником Товстоногова Эдуардом Степановичем Кочергиным.

Тогда еще я не знал, что судьба сделает так, что мы будем служить в одном театре, историю которого Кочергин писал вместе с Товстоноговым.

Первые задачи, которые я должен был решать, когда пришел в БДТ, носили далеко нетворческий характер. В театре полным ходом шел ремонт. Каждый знает, что такое ремонт в квартире, а что такое ремонт в федеральном театре догадываются не все. Официально этот процесс битвы за восстановление театра назывался «Реконструкция, реставрация и техническое перевооружение Большого Драматического театра имени Г.А. Товстоногова». И первым человеком, который оказался рядом, был Кочергин, стоявший у истоков идеи реконструкции театра. Именно Кочергин вместе с Кириллом Лавровым и легендарным бэдэтэшным завпостом Кувариным сочинили замечательный новаторский проект по переоснащению будущего сценического пространства БДТ, проект, который опережал время, использовал новейшие театральные технологии. Но по никому неведомым причинам после того, как Лавров ушел из жизни, проект «затерялся», Кочергина об этом в известность не поставили, и реконструкция пошла по совершенно другой, «хозяйственной» логике. В первый год моей службы в БДТ практически каждый наш рабочий день начинался с обхода театра, с ожесточенных диалогов, что можно вернуть из того знаменитого проекта, что еще можно исправить, а что – нет. Главным яблоком раздора была Большая сцена, Не знаю, чем бы все кончилось, если бы не масштаб личности, не характер, упорство, иногда упрямство Эдуарда Степановича. Мы работали так, как будто делаем спектакль как режиссер и художник. Художественная логика сменила логику завхозов – думаю, строители не совсем были готовы к этому. Художественная логика подразумевает перфекционизм, заточенный на решение прежде всего художественных задач, и в этой борьбе нам было очень важно, но и трудно доказать целесообразность своих решений. И только непререкаемый авторитет Кочергина помог решить этот вопрос, нас поддержали художники-сценографы Порай-Кошиц, Мессерер, Орлов, Бархин, Шишкин. Конечно, Кочергин решал не только технологические вопросы, все реставрационные работы шли под его художественным приглядом – все цветовые гаммы, полутона, каждый светильник, каждое зеркало – все согласовывалось с ним, и дело пошло на лад.

Кочергин – человек, владеющий, как он это называет, «ремеслухой», т.е. доскональным знанием профессии, знанием до мельчайших нюансов и тайн. Придирчивый и всегда строгий и точный в своих решениях, он при этом удивительно гибкий, тонко чувствующий время человек. Всегда быть «в теме», соответствовать контексту времени – возведено в принцип. Я вспоминаю первые документальные кадры раннего фильма Владимира Бортко «Единожды солгав», тот фрагмент, где молодой Кочергин вместе с Товстоноговым пришли на выставку молодых советских художников-нонконформистов. Мне почему-то кажется, что это Кочергин затащил Товстоногова на эту выставку, что это была его инициатива (не знаю, почему-то не спрашивал его об этом, но обязательно спрошу при встрече).

Он – настоящий Главный Художник Театра. Я не помню точно, кто это сказал из молодых приглашенных художников, попав в костюмерный цех БДТ: «Как чувствуется, что в этом театре много лет есть главный художник». Вопрос качества и художественной ответственности, как неотъемлемая часть «ремеслухи». Когда мы делали «Грозу», пришел Кочергин и сказал: «надо арлекин приподнять на 40 сантиметров и все будет нормально», хотя нам все казалось выверенным и точным по картинке. Прошло время, и он оказался прав – арлекин подняли на 40 см. Подобное случается практически на всех спектаклях с приглашенными художниками. Приходит Кочергин, говорит какую-нибудь «мелочь» и практически всегда в точку. Это, конечно, поражает воображение.

Но, думаю, самым парадоксальным для меня фактом является его литературный талант, открывшийся в уже зрелом возрасте. Литературное сообщество сразу приняло его «за своего» и наградило множеством литературных премий. Но дело не в премиях, хотя это, конечно, очень важный факт признания, и не в том, что его книги действительно очень интересно читать, а в том, что удивительный его литературный язык, принадлежащий, казалось бы, исключительно искусству словесности, оказался абсолютно театральным, сценическим. Сейчас на Малой сцене БДТ идет спектакль «Крещенные крестами». Так же называется книга Эдуарда Степановича, где он описывает свое, совершенное в 10-летнем возрасте, бегство из детприемника НКВД и последующее путешествие из Сибири на родину, в Ленинград, в поисках мамы. Спектакль «Крещенные крестами» уже который месяц идет с переаншлагами, билеты на него раскупаются мгновенно. Это важно. Значит, градус искренности, подлинности и невероятности при этом в нем так высоки, что рождают у зрителя жажду к сопереживанию и состраданию истории маленького польского мальчика по фамилии Кочергин. Моя 14-летняя дочка, впервые посмотрев этот спектакль, пораженная, спросила: «Неужели это все и вправду произошло с Кочергиным в детстве?» Действительно, трудно поверить в такую переполненную невероятными событиями жизнь человека, у которого ты вчера дома пил чай с пирожками, и разговаривал о том, о сем. Человека, который вот сейчас прямо рядом с тобой сидит, как ни в чем не бывало, и творит историю.

Подготовила Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

15 телесериалов декабря: «Сто лет одиночества», «Игра в кальмара-2», Джоан Роулинг и Юра Борисов — выбор «Фонтанки»

Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».

Статьи

>