У«аложникиФ –езо √игинеишвили: —пасибо, что живой

21 сент€бр€ 2017, 15:56
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате – ««аложники» –езо √игинеишвили. ‘ильм, после выхода которого в русском кино по€вилс€ новый большой режиссер. » это далеко не единственный повод ленту посмотреть.

ќт ««аложников» знающие люди заранее воротили нос. „его хорошего можно ждать от создател€ сахарной залепухи «∆ара» (лет дес€ть назад была така€ лента, манифест молодых и богатых). ƒа еще от режиссера, о котором больше не критики пишут, а светские хроникеры: з€ть ћихалкова, муж Ќади по прозвищу «м€гкие п€точки». ј тут еще и «основано на реальных событи€х» дремучих застойных времен: истории захвата самолета компанией грузинских молодых людей. — попыткой убежать за кордон от совка – к «Ѕитлам», джинсам и жевачкам.

Ћишний раз стоит убедитьс€, что ни в синопсисы, ни в фильмографии верить, как ѕоклонска€ в Ќикола€ ¬торого, не надо. ѕараджанов вон тоже до «“еней забытых предков» снимал развесистую клюкву про веселых колхозников. » от тех же «“еней» – этнографического фильма про гуцулов – ничего хорошего наверн€ка никто не ждал. ј случилс€ прорыв. ќ том, что ««аложники» – совсем не милое ретро, сн€тое пригламуренным пареньком, – первый сигнал поступил зимой. Ћенту вз€ли на Ѕерлинале. ‘естиваль класса «ј», в его программу по знакомству не попадают, тамошние кураторы московских светских хроник не читают. «начит, фильм интересен не только ближнему кругу ћихалковых и ностальгирующим. «начит тут есть еще что-то.

 

 ¬ернее, нет того, чего не надо: √игинеишвили силен скупостью средств, мужской сдержанностью. ѕри остром и бойком сюжете – с выстрелами, убийствами, штурмами – все углы в ««аложниках» сглажены.  ак таковой теракт – угон, захват, штурм – занимает от силы одну п€тую экранного времени. » показано всЄ это без кровожадности и эффектов. ќсновной массив фильма – фактура. ¬ этом смысле √игинеишвили принимает эстафету у »оселиани: порой ««аложники» напоминают его «Ћистопад» и «ƒрозда». ћеланхолией, неспешным ритмом. Ѕольше половины экранного времени герои брод€т по “билиси, дурачатс€, еще купаютс€ на батумском пл€же, празднуют свадьбу, пьют вино, мен€ютс€ пластинками, просто болтают.

ƒругое им€, которое стоит вспомнить в св€зи с ««аложниками» – как ни странно, √ерман. „его-чего, а реконструировать совок русские съемочные группы умеют. Ќагон€т «копеек» с «чайками», нар€д€т в драповые пальто статистов – готова «“аинственна€ страсть». √игинеишвили же работает необычно тонко: каждый предмет, кажда€ дверна€ ручка, кажда€ пара штанов на фоновом персонаже абсолютно достоверны. ƒаже если реквизит «говор€щий», свойственный конкретному времени – он не существует в кадре только как знак эпохи. —рабатывает как художественный образ. «десь есть электронна€ игра «Ќу, погоди» – куда без неЄ в 1984-м. Ќо нужна она не чтобы выдавить ностальгическую слезу. ¬ неЄ здесь играет как раз один из заложников, мальчишка-подросток, чтобы хоть как-то отвлечьс€ от ужаса, крови и дыма, в котором оказалс€. ƒаже музыка срабатывает на реконструкцию эпохи – еЄ дл€ ««аложников» написал √и€  анчели, живой классик академического авангарда. ≈ще больше достоверности добавл€ет этой фактуре полное отсутствие каких-либо знакомых экранных физиономий. ¬се, кто играют в ««аложниках» – новые лица, за исключением снимавшегос€ у √ермана-младшего ћераба Ќинидзе и эпизодических столичных фифочек-стюардесс (конечно, Ќадежда ћихалкова да вечный подросток ћари€ Ўалаева).

««аложники» ценны совсем не только как неожиданна€ работа √игинеишвили. ƒаже если убрать из титров его фамилию – фильм будет €влением исключительным. „тобы объ€снить, почему, – надо идти издалека. ѕоследние кинотеатральные сезоны проход€т под условным знаменем «блокбастера с человеческим лицом». »нтраверт Ќиколай ’омерики сн€л катастрофу «Ћедокол». —оциальный критик јлексей ћизгирев окунулс€ в петербургский миф и вынырнул с трофейным «ƒуэл€нтом». —коро на экраны должен выйти космический фильм «—алют-7», спродюсированный одним из самых сложных авторов современного отечественного кино, Ѕакуром Ѕакурадзе. ¬сЄ это, так или иначе, попытки найти общий €зык с аудиторией. —н€ть фильм дл€ зрител€, задевающий в нем важные струны.  ажда€ из лент напарываетс€ на одну и ту же беду: сделать в –оссии кино дл€ всех невозможно. ѕетербургский миф «ƒуэл€нта» до фени жителю ћахачкалы. »ронический героизм «Ћедокола» по нраву московским ветеранам, но совершенно неинтересен молодым люд€м из, например, “атарстана.  осмическа€ сага тоже наверн€ка будет прин€та благодушно космонавтами и примкнувшими, но остальных не заденет никаким боком.

««аложники» – может, первый за очень долгое врем€ фильм, который заденет всех и каждого.  оторый буквально не может никого оставить равнодушным. √игинеишвили не стремитс€ к масштабу, крутости, монументальности. ќн снимает большое кино, но «дл€ своих»: всЄ-таки это копродукци€ √рузии и –оссии. »м, грузинам, он и напоминает о недавнем прошлом и недавней трагедии. ќ судьбах героев фильма. ќ незаживающей ране советского прошлого. ¬ этом спокойном, доверительном разговоре – така€ энерги€, что даже оператор ¬ладислав ќпель€нц отбрасывает свои вечные клиповые замашки и красивости. —нимает с минимумом света. “оже камерно, интимно. »менно эта интимность вышибает ««аложников» из заколдованного круга ретро-блокбастеров. ƒелает фильм не столько даже зрелищным, сколько трогающим. Ётим свойством прочие отечественные ленты точно похвастатьс€ не могут.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

 уда пойти 28Ц30 €нвар€: ЂЋики/Ћица/ћордыї, «убин ћета в ‘илармонии и шутки от Ѕродского

ѕеред последними €нварскими выходными культурно-петербургскую сферу знатно перетр€сло: дл€ детей доступ в музеи, театры и кино временно воспрещЄн, а Ђвзрослыеї премьеры то и дело отмен€ют из-за болезни артистов. Ђ‘онтанкаї присмотрелась к происход€щему и рассказывает, куда всЄ-таки можно пойти без риска наткнутьс€ на закрытые двери. ¬ гиде на этот уик-энд Ч два дес€тка главных событий, самых интересных лекций и встреч в ѕетербурге.

—татьи

>