Церковь Екатерининского дворца возрождают - впервые после войны

Церковь Воскресения Христова, освященная в 1756 году — она же церковь Екатерининского дворца в Царском селе, чьи интерьеры создавали Растрелли и Стасов – провела без реставрации больше полутора веков: после войны, когда срочно восстанавливали другие интерьеры дворца, церковь была в наиболее пригодном состоянии, однако, доступ посетителей был возможен только на хоры.
Теперь время сказало свое веское слово, и реставрация потребовалась незамедлительно: декор церкви «обжили» насекомые и даже птицы, чьи гнезда нашли в плафоне (вероятно, они появились в тот послевоенный период, когда здание стояло без окон). Холст, натянутый на потолке, провис под весом 20 килограммов мусора, местами его пришлось зашивать при помощи не только иголки и нитки, но и хирургических инструментов — слишком труднодоступным было место работ. Теперь «Слава Святого Духа» с головками ангелочков кисти Андрея Беллоли снова радует глаз.
Средства на восстановление интерьеров, которые в разные годы создавали Растрелли и Стасов, — около 1 миллиарда рублей — были выделены «Газпромом» в 2015 году. Сначала за воссоздание объекта взялся скандальный «Балтстрой», но, выполнив только начальный этап работ (правда, самый долгий и дешевый, как говорят в «Царском Селе»), – установку лесов и подбор специалистов-реставраторов со всей России, – компания стала срывать сроки и с ней расстались. Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова утверждает, что финансовых потерь для музея это не принесло: платили им только по факту выполненных работ. С марта 2017 года восстановлением интерьеров занимается Царскосельская янтарная мастерская.
В данный момент работы примерно на середине: завершить их планируется в декабре 2018 года. Восстанавливать будут не всё: в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, утраты будут восстанавливать только в том случае, если детали были необходимы для конструкции — а не только служили украшением.
Отсутствующие детали могут восстановить в деревянной резьбе — чтобы сразу было понятно, что это не подлинные украшения. Точно так же не будут маскировать под подлинники бра – их выполнят из мастики, а затем позолотят, и это будет заметно, потому что настоящая реставрация ведется «без грамма позолоты» (согласно контракту).
Что касается восстановления утраченной живописи — вопрос о ней будет решаться на заседании реставрационного совета 6 октября: показывать церковь без утраченных икон (а их было больше сотни, сохранилось лишь две) — будет некрасиво, и в ближайшее время специалисты решат, использовать ли современную живопись или стилизацию в историческом ключе. Один из плафонов был утрачен, второй в настоящее время восстанавливают реставраторы, коих на проекте работает порядка 70.
В ходе работ, как обычно бывает при реставрации, музейщиков ждал сюрприз: когда кто-то из мастеров уронил за панель свой мобильный телефон, там (за панелью) обнаружилось порядка 150 элементов декора — резьбы и папье-маше. Эти детали позволили восстановить в оригинале украшения царских врат. Заместитель директора музея по реставрации Наталья Кудрявцева предположила, что детали были сложены туда уже в советское время: музейщики, очевидно, хотели позже вернуть их на свои места, однако потом это забылось.
Но главное, чем удивит церковь первых посетителей — это выделенный реставраторами редкий глубокий синий цвет стен, соответствующий изображениям на исторических акварелях — цвет «берлинской лазури», который заказывала еще Елизавета Петровна в 1749 году, и на фоне которого позолота смотрелась особенно выигрышно.
Справка «Фонтанки»
Дворовая церковь Воскресенья Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена в присутствии Елизаветы Петровны 30 июля 1756 года. Оформленная по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли, она дважды горела — в 1820 и 1863 годах, после чего реставрировалась.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30