"Пушкинский союз" прописал искусству импортозамещение

11 сентября 2017, 17:42
Версия для печати Версия для печати

В распоряжении «Фонтанки» оказалось письмо министерства культуры в подведомственные концертные организации и музыкальные коллективы с просьбой отчитаться об исполнении русской классики.

Перед началом сезона руководители концертных организаций, самостоятельных музыкальных коллективов, а также театров, подведомственных министерству культуры (хотя в документе о театрах нет ни слова), получили письмо за подписью статс-секретаря — заместителя министра Александра Журавского. Ссылаясь на реализацию нового совместного проекта минкульта и РПЦ – «Пушкинский Союз», – анонсированного в июле, чиновник попросил отчитаться об общем количестве мероприятий, проведенных в 2016 году, о том, сколько из них были посвящены русской классике, сколько зрителей посетили эти мероприятия в первом и втором случае, а также предоставить поименный список авторов, чьи произведения исполнялись (до 10 фамилий).

Срок предоставления данных, с учетом того, что в половине учреждений культуры еще не начался сезон, дали гуманный: чуть менее двух недель — этот срок истекает 11 сентября. Копии письма требуется направить сотрудникам ФГБУК «Роскультпроект» – проектного офиса минкульта, полное название которого расшифровывается как «Центр культурных стратегий и проектного управления». Основным видом деятельности «Роскультпроекта» является «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», однако, если заглянуть в систему СПАРК, выяснится, что ранее организация называлась «Государственным республиканским центром русского фольклора».

Что в министерстве понимают под «русской классикой» – поясняется мелким шрифтом в примечании: «общепризнанные как ценность для национальной культуры произведения искусства и литературы, созданные до Советского периода в российской истории» (определение разработано «Роскультпроектом»).

Почему революция оказалась тем Рубиконом, который не смогли преодолеть чиновники от минкульта, не объясняется. Однако из-за этого композиторы, которые до сей поры считались вполне общепризнанными классиками, пережили «раздвоение личности». Например, Игорь Стравинский периода «Петрушки» и «Весны священной» – является русским классиком, а он же, но времен «Свадебки» и «Похождений повесы», – уже нет. Точно так же: почему-то Третий концерт Рахманинова годится для статистики минкульта, а Четвертый и блистательные «Симфонические танцы» в эти рамки не вписываются. И как вообще быть с первой симфонией Прокофьева, которая даже по своему названию – «Классическая», и была начата в 1916 году, завершена осенью 1917-го, а впервые исполнена — в 1918-м?

«У нас с коллегами начались обсуждения: допустим, у нас концерт не полностью из произведений русской классики данного периода — мы его должны включать в отчет или нет? – рассказал «Фонтанке» о реакции на данное письмо в петербургской Филармонии заместитель художественного руководителя Евгений Петровский. – Предположим, маэстро Темирканов играл концерт в мае: в первом отделении – первый концерт Брамса, во втором — пятая симфония Чайковского. Такой концерт попадает под пропаганду русской классики, или его из-за Брамса не включать?»

«Но юмор юмором, а я свое отношение к этому обозначу: зримое или незримое присутствие РПЦ смущает», – отметил он, допустив, что изначальные намерения пропагандировать русскую культуру наверняка были благими.

В министерстве культуры на запрос «Фонтанки» ответили, что данные, полученные в ходе мониторинга русской классики в федеральных и региональных учреждениях культуры, «планируется использовать для общего анализа представленности русской классики в репертуарах учреждений, который будет проведен проектным офисом министерства культуры – ФГБУК «Роскультпроект»». И «ни о каких санкциях в отношении организаций речь не идет», а «итоговые выводы будут сделаны только после получения аналитических результатов».

Мониторинг и анализ того, как представлена русская классика в федеральных и региональных учреждениях культуры, действительно, значился в плане основных мероприятий минкультуры России и «Пушкинского союза» – сделать это «Роскультпроект» должен был еще в июне. В числе иных пунктов плана значатся: «Поддержка постановок, осуществляемых региональными театрами по произведениям отечественной классической литературы и драматургии», «Поддержка молодых режиссеров, осуществляющих постановки по произведениям отечественной классической литературы и драматургии в региональных театрах», «Приоритетная поддержка кинематографических проектов и сериалов на телевидении по русской классике», «Приоритет поддержки киносценариев по произведениям классики» и «Поддержка создания игровых, неигровых и анимационных фильмов по отечественной классике (в том числе, по мотивам произведений А.С.Пушкина)».

В общем, мало не покажется (классики). Можно предсказать, что поставленные в жесткие финансовые рамки региональные коллективы с охотой возьмутся за русскую классику, чтобы элементарно получить средства на постановку, которых катастрофически не хватает, а чиновники с легкостью отчитаются о росте количества постановок Пушкина и опер Римского-Корсакова на российской сцене.

Кстати, еще один интересный пункт плана минкультуры и РПЦ – «Включение в состав экспертных советов министерства культуры России по отбору театральных, литературных, образовательных, кинематографических и музейных проектов представителей оргкомитета «Пушкинского союза»». При этом о самом «Пушкинском союзе» известно немногое: кто входит в этот самый оргкомитет — неизвестно, текст соглашения о его создании «Фонтанке» минкульт за пять рабочих дней после поступления редакционного запроса не предоставил, как и полный список планируемых мероприятий.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>