‘ото: јлександр Ќиколаев/»нтерпресс

Ђƒень ƒї в ѕетербурге наладил св€зь времен

11 сент€бр€ 2017, 09:42
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕрошедший уик-энд в ѕетербурге был под зав€зку наполнен событи€ми нового городского праздника «ƒн€ ƒ», св€занного с именем писател€ —ерге€ ƒовлатова и инициированного командой энтузиастов под предводительством историка Ћьва Ћурье.

¬ этом году «ƒень ƒ» прошел во второй раз – и обрел «особую тему»: нынче не просто вспоминали —ерге€ ƒовлатова, а помещали его в контекст очень короткой по прот€женности, но весьма значительной дл€ истории русской культуры советского периода эпохи «второй оттепели» – от сн€ти€ ’рущева до €нвар€ 1968 года, когда после вечера творческой молодежи в ленинградском ƒоме писателей на Ўпалерной, оглушительно успешного дл€ ƒовлатова, был написан донос в р€д партийных инстанций, поставивший крест на писательской карьере ƒовлатова, Ѕродского и ”фл€нда в ———–.

Ћев Ћурье
Ћев Ћурье

‘ото: јлександр Ќиколаев/»нтерпресс

“рехдневный праздник разделилс€ как бы на две параллельные и дополн€ющие друг друга программы.

— одной стороны – преимущественно в воскресный день – народные довлатовские гул€ни€ на улице –убинштейна с общедоступными развлечени€ми: бесплатными экскурси€ми по довлатовским местам (включа€ экскурсии самого Ћьва Ћурье), уличными играми – шахматами, шашками и домино, разгл€дыванием ретро-фотографий и ретро-объектов с неизменным «”ндервудом», на котором ƒовлатов «настукивал» свои журналистские и литературные тексты, открытой сценой в курдонере дома є23, с которой звучали довлатовские афористичные новеллы – на сей раз в сочном исполнении —ерге€ ћигицко и јлександра ‘илиппенко, парадом фокстерьеров – в пам€ть «важном члене семьи», четвероногой любимице ƒовлатова √лаше, и много чего другого, вполне изысканного: например, аудиовизуальна€ инсталл€ци€ ¬ладимира –аннева и ћарины јлексеевой «”лет» – в процессе которой сквозь огромные окна всех п€ти этажей «черной лестницы» в одном из дворов довлатовского дома взлетала вверх, точно ракета, —пасска€ башн€  ремл€, и во врем€ полета от нее отпадали и летели вниз артефакты довлатовских времен – этикетка пива «∆игулевское», авоська с пакетом молока и буханкой хлеба, папиросы «Ѕеломор», etc. – все это под оригинальную музыку –аннева. «авершилась официальна€ часть в кафе «–убинштейн», где прозвучала кантата «¬се люди брать€», которую никак не может дописать известный герой пьесы ¬ампилова 1967 года «—тарший сын» —арафанов, музыкант похоронного оркестра, и которую дописал петербургский музыкант-виртуоз ¬ладимир ¬олков и исполнил ее на контрабасе под вампиловский текст, произносимый режиссером —еменом јлександровским.



‘ото: јлександр Ќиколаев/»нтерпресс

— другой – цикл встреч и лекций, который проходил в —ѕб√” и в актовом зале отремонтированного ƒома журналиста. Ёто были не просто воспоминани€ с ностальгическими придыхани€ми, а попытка анализа, осмыслени€ и переосмыслени€ прошлого, довлатовского и нашего, его соотнесени€ с современностью. ѕисатель ¬ладимир ¬ойнович провел пр€мые параллели между арестом и судом над —ин€вским и ƒаниэлем и арестом  ирилла —еребренникова и его коллег по проекту «ѕлатформа». “ать€на “олста€ вспомнила про унизительные сеансы общени€ студентов университета с обкомовскими работниками – именно чтобы их избежать будуща€ писательница выбрала специализацию «классическа€ филологи€» и учила мертвые €зыки. »сторик литературы »горь —ухих, напомнив о том, что ƒовлатов, поступа€ в университет в 1959-м, писал сочинение на тему «ќбраз лишнего человека в русской литературе XIX века» (кстати, эту же тему, по ее собственному признанию, выбрала “ать€на “олста€, поступа€ в —ѕб√” в 1968 году), процитировал строку ƒовлатова из письма ≈фимову, выдающую в нем насто€щего филолога и представл€ющую собой фактически формулу подлинного художника довлатовской эпохи: «¬се мы более или менее лишние. » все проблемы – неразрешимые». ј вот кинорежиссер —ергей —оловьев, приехавший на фестиваль с фильмом √еннади€ Ўпаликова «ƒолга€ счастлива€ жизнь» 1966 года – единственной режиссерской работы Ўпаликова, – в своем выступлении настаивал на том, что, несмотр€ на трагическую судьбу и Ўпаликова, и ƒовлатова, их объедин€ло «счастливейшее устройство сознани€, позвол€вшее относитьс€ к окружавшей их реальности, как к неверо€тно смешному театру теней».



‘ото: јлександр Ќиколаев/»нтерпресс

¬ свою очередь, друг —ерге€ ƒовлатова јндрей јрьев, редактор журнала ««везда», высказал мысль о том, что «вс€ литература ƒовлатова была направлена на то, чтобы мы пон€ли: есть свободные люди, которые решили жить не по лжи – пусть они сто€т у пивного ларька или сид€т в кочегарке, но они есть». ј люди «на котурнах», на трибунах всегда становились предметом довлатовской насмешки. «ѕотому его и не печатали, что функционеры, сидевшие в редакци€х и издательствах в то врем€, прекрасно понимали, что за —ережиными рассказами стоит такой мир, в котором им места нет. » поэтому ƒовлатов всегда будет любимцем молодежи».

Ёту сентенцию подтвердил Ћев Ћурье, завершивший встречу словами: «я работаю учителем в классической гимназии. ”читель € довольно строгий. » если € вижу, что ученик под партой читает книгу, € ее изымаю, «топчу ногами» и громко кричу. ѕервый выпуск у нас в гимназии был в 95 году. — тех пор были разные волны книжных увлечений — мне приходилось изымать Ћимонова, “олкиена, «√арри ѕоттера», даже —ел»на. ≈динственный писатель, которого читали всегда и продолжают читать, – —ергей ƒовлатов».

  слову, на встречу с участием Ћурье, “олстой, —оловьева, јрьева, —ухих, проходившую в актовом зале филфака —ѕб√”, записалось 800 студентов. » это внушает надежду, что ничего, подобного тому, что произошло в этом зале в 1949 году и именуемого разгромом филологического факультета, на тот момент сильнейшего в стране, не повторитс€. ƒл€ этого, видимо, и необходимо вспоминать.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»
 

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>