Кристиан Люпа: Мы не хотим быть художниками в фашиствующем обществе
Завтра, 1 сентября в Петербурге открывается традиционный осенний международный театральный фестиваль «Александринский», который продлится до 24 сентября. Спектаклем открытия станет «Площадь Героев», поставленная живым классиком, мэтром театральной режиссуры из Польши Кристианом Люпой в Национальном театре Вильнюса. Ее можно посмотреть 1 и 2 сентября.
По словам Люпы, который впервые с момента введения Европой антироссийских санкций приехал в Россию, поставить пьесу австрийского драматурга Томаса Бернхарда ему предложил директор вильнюсского театра, потому что «в стране сложилась плохая ситуация — стала проявляться ненависть к чужим, к другим — директор решил, что настало время для такого текста, и я с ним согласился».
В название пьесы Бернхарда вынесена реально существующая площадь в Вене, на которой во время знаменитого аншлюса выступал Гитлер. Главный герой, ученый, еврей, вынужден был бежать из своего дома, а, вернувшись после войны, принципиально купил дом именно на этой площади. «Художник не может начать новую жизнь вне родины, – считает Люпа. – И поэтому профессор вернулся. Но, вернувшись, он через какое-то время снова обнаружил враждебность и непонимание. Поначалу он решает возвратиться в Оксфорд, где работал в период фашистской оккупации Австрии. Но переживает сильнейшее внутреннее напряжение и совершает самоубийство. Собственно, зрители знакомятся с этим профессором, когда его уже нет на свете».
Кристиан Люпа уверяет, что репетиции шли очень насыщенно и увлеченно. Все участники процесса и он сам периодически впадали в состояние транса, озарения.
- По-моему мнению, – говорит Люпа — герой совершил большую ошибку, купив этот дом, словно назло Гитлеру, фашизму, который стал причиной его изгнания. Пространство, где оказался герой — гигантские комнаты с помпезной архитектурой, в каждой из которых мог бы поместиться целый парк, – пропитано плохой энергией. И это пространство мстит. Нормальный человек не может чувствовать себя в таком пространстве нормально».
Также Кристиан Люпа рассказал, что ситуация в нынешней Польше кажется ему еще более катастрофичной, чем в Литве: «Правящие круги в Польше имеют очень четкое представление о том, какой должна быть культурная политика. С их точки зрения, художник непременно должен быть народным и связанным с религией, с костелом — так они видят будущее культуры. Еще пару лет назад культура в Польше переживала расцвет — в ней торжествовала толерантность и прогрессивные идеи, которые власти поддерживали. Нынешнее правительство имеет националистические тенденции. Я бы даже сказал, что это фашиствующая власть. В результате все те места, где процветала современная, прогрессивная культура, сходят на нет. Чиновники устраивают конкурсы, где побеждают угодные. Год назад я начал ставить в одном из театров во Вроцлаве «Процесс» Кафки — я считаю этот текст чрезвычайно своевременным, полным иронии, которая сейчас так актуальна. Но был устроен конкурс на пост главы театра — и в нем победил человек проправительственных взглядов, от минкульта. В результате в течение года мы были свидетелями падения театра во Вроцлаве. Артисты устраивали демонстрации, но ничего не помогло. В знак протеста я разорвал контракт с театром, наплевав на штрафные санкции, которые мне грозили. Как ни странно, единственный город в Польше, который еще не оккупирован правыми и в котором еще можно что-то делать, — это Варшава. И сейчас приличные люди в Польше не испытывают ничего, кроме разочарования и страха.
«Мы не хотим быть художниками в фашиствующем обществе», – заключил театральный мастер из Польши Кристиан Люпа.
Кроме «Площади Героев» Люпы на фестивале «Александринский» будут показаны премьера Александринского театра «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в постановке Виктора Рыжакова – 19 и 20 сентября, египетский спектакль «Тайная вечеря» – 23 и 24 сентября и немецкий пластический спектакль «Полночь» – 22, 23, 24 сентября на Новой сцене Александринки.
О планах театра на грядущий сезон и театральную программу «Культурного форума», который пройдет в Петербурге с 17 по 19 ноября, читайте в майском материале «Фонтанки».
Фонтанка.ру
Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова
Новости
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24