
На экранах «Тайна семи сестер»: Новый Старый Свет

В прокате – «Тайна семи сестер», блокбастер про мир будушего, в котором нельзя рожать больше одного ребенка. Фильм достоин куда большего внимания, чем может показаться.
«Тайна» вызывает интерес хотя бы фигурой режиссера. Ленту снял норвежец Томи Виркола, который прославился весьма неожиданным образом. Благодаря не фестивалям или громким проектам, а хайпу, шумихе. Несколько лет назад Виркола снял картину «Операция Мертвый снег». Примечательную ни больше ни меньше, как дичайшим, трэшевым сюжетом. В Норвегии наших дней обнаруживаются фашисты. Ну да, национал-социалисты, подданные Третьего Рейха. В виде зомби. С которыми главные герои и сражаются. Дичь вызвала невероятный интерес, да и фильм был вполне себе неплохо сделан. В итоге, от Вирколы ждали какого-то развития карьеры. А оно всё не наступало. Сиквел «Операции» оказался пшиком. И вот теперь, когда на Вирколу уже почти было махнули рукой, его карьера делает лихой вираж. Выходит его первый серьезный, взрослый фильм. В котором всё не понарошку и не для стеба.
Действие разворачивается в мире будущего, где человечество столкнулось с уймой проблем. ГМО, рост числа близнецов, перенаселение планеты. В итоге, правительство нашло единственный выход. Запретить гражданам иметь больше одного ребенка. Если появляется еще один – его из семьи изымают и погружают в криосон. Чтобы спустя многие годы пробудить, так сказать, для новой жизни.
Весь этот фантастический фон Виркола раскрывает перед нами не сразу – частями. Год действия – 2073 – проясняется вообще в одном из последних эпизодов. Место – государство под названием Европейская Федерация – обозначается лишь с течением сюжета. Это уже тонкая сценарная работа. Что уж и говорить о непосредственно действии, которое развивается в заботливо и хитро скроенных декорациях!
Нуми Рапас, одна из самых востребованных скандинавских актрис, звезда «Девушки с татуировкой…», получает роль мечты. Играет сразу семь сестер-близнецов, родившихся у одной женщины. Мать, естественно, при родах умирает, девочек прячет в своем доме дед (эта роль досталась Уиллему Дефо). Дает каждой из них имя по одному из дней недели и придумывает, как скрыть от правительства существование такой оравы детей. Из дома они выходят только в одиночку. Для всего мира сестры – один человек. Банковская девушка-менеджер.
Рапас можно только позавидовать – естественно, каждая из сестер, которую она играет, обладает своим характером, типажом, мимикой и пластикой. Пятница – очкастая умница, компьютерный гений. Понедельник – женщина-вамп. Вторник – тихоня. Воскресенье – буч, бой-баба. И так далее. Каждый их образов Рапас решает старательно, разрабатывает в малейших деталях. В каждой роли перевоплощается полностью, меняется до неузнаваемости, вплоть до роста и комплекции.
Роль выгодна не только разнообразием фактуры – «Тайна» и драматургически вещь очень сильная. Из того обстоятельства, что семь сестер изображают одного человека, Виркола выжимает максимум. Отношения между героинями непростые, они многое друг от друга скрывают. И, стоит им поменяться днями недели, начинается путаница. Выясняется, что они втайне друг от друга крутят романы, заключают сделки и так далее.
Не Рапас единой сильна «Тайна» – Виркола тут, конечно, иронизирует, но тонко, очень эстетски. Пришпиливает к ленте целый шлейф ассоциаций и аллюзий: героинь наделяет фирменными именами гангстеров (есть классический детектив Честертона, «Человек, который был четвергом»), да еще их семь – как самураев или ковбоев. Само действие строит по «агатакристиевскому» принципу «Десяти негритят» – сестры исчезают, оставшиеся ищут пропавших.
Качество фильма – ладно, видели мы много тонко сделанных блокбастеров. «Тайна» впечатляет вселенским размахом. Это поистине глобалистское кино. Режиссер – норвежец, исполнительница главных ролей – шведка, в других ролях – американцы Уиллем Дефо и Гленн Клоуз. Продюсер – Рафаэлла де Лаурентис, дочь хозяина европейской киноиндустрии, начальника Феллини и Антониони Дино де Лаурентиса. Вся эта сборная Европы демонстрирует первый за очень долгое время достойный блокбастер Старого Света. Умный, тонкий, детально проработанный.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29