Артхаусный прокат на этом закончится

29 августа 2017, 12:40
Версия для печати Версия для печати

Опубликован подготовленный минкультом законопроект, согласно которому прокатчики кино должны будут вносить за прокатное удостоверение сбор, размером в пять миллионов рублей — деньги будто бы пойдут на развитие отечественной кинематографии. Минкульт уверяет, что ему интересно обсуждение документа – «Фонтанка» расспросила экспертов, как нововведение скажется на зрителях.

100 сеансов — это просто издевательство

Обнародованный проект изменений в закон о господдержке кинематографии вызвал бурю в кинематографическом сообществе. О разработке документа глава минкульта Владимир Мединский ранее уже рассказывал, и эта информация из ведомства уже давала профессиональному сообществу повод для беспокойства. Но итоговый текст так удивил участников рынка, что одни предложили закупить в минкульт калькуляторы, а другие заподозрили госизмену.

Неоднозначная часть документа состоит в следующем: с 1 января 2018 года обладатель прокатного удостоверения на показ полнометражного художественного или анимационного фильма в кинотеатрах должен будет вносить 5 миллионов рублей в некий специальный резерв денежных средств на развитие кинематографии (сокращенно — специальный резерв кинематографии) в течение 30 дней после того, как количество показов перевалит за 100.

Одна из основных целей, которую поставили перед собой авторы документа, – «изыскание дополнительных внебюджетных средств на производство и прокат национальных фильмов». В пояснительной записке сказано, что введение механизма позволит собрать дополнительно порядка 2,2 миллиарда рублей в год — в том числе 1,4 миллиарда с иностранных фильмов. И направить их на поддержку отечественного кинематографа. А при этом — отсечь около 50 «низкопробных зарубежных фильмов, не имеющих ни художественных достоинств, ни кассового потенциала». При этом организация, формирующая этот резерв (ее еще предстоит создать), вправе использовать на административно-управленческие расходы до 1 процента поступающих в нее за год средств. То есть порядка 20 миллионов рублей.

Причем если раньше обсуждалось, что для российских фильмов, а также высокохудожественных иностранных лент будет сделано исключение, то в нынешнем документе льгот ни для отечественных картин, ни для иностранного артхауса вообще не предусмотрено. Вернее, о том, что взносы за российское кино будут позднее компенсированы, сказано, – но лишь в пояснительной записке к тексту законопроекта, а не в нем самом.

Интересно, что цифра «100» звучала в качестве порога для назначения сбора и ранее. Но речь шла о 100 экранах, а не показах. Как говорится, почувствуйте разницу.

«Может быть, перепутали? – предположил в беседе с «Фонтанкой» Станислав Ершов, председатель правления Фонда «Кино & Театр». – 100 экранов – тоже мало, конечно, но 100 сеансов — это просто издевательство, полное неуважение как зрителей, так и профессионального сообщества, связанного с авторским и фестивальным кино. Сосчитать очень просто. Взять наш небольшой зал Angleterre Cinema Lounge: когда мы берем картину в прокат, мы ее держим как минимум пару уик-эндов, то есть пару недель. Соответственно, только наш зал дает 12-15 сеансов за две недели. С утренними повторами — все 20 или 25. А в Петербурге есть еще десяток площадок, которые показывают авторское кино. Значит, уже только один Петербург может обеспечить несколько сотен сеансов — а это мы еще не брали в расчет ни Москву, ни другие города России».

При этом если, допустим, случайно превысить это число, последствия будут серьезными.

«Допустим, прокатчик организовал у нас и в других залах 101 сеанс — соответственно, чтобы выплатить 5 миллионов, он должен примерно 50 тысяч с каждого сеанса в среднем отдать, но не каждый сеанс приносит такие деньги, – продолжает Ершов. – Что такое 50 тысяч? У нас в зале на 180 мест либо я должен «задрать» цену билета в 1000 рублей и выше, либо мы оставляем регулярные цены (обычная цена билета на площадке 300-350 рублей — прим.ред.), и практически весь сбор уйдет Министерству культуры, даже при условии аншлага и максимального сбора 54-64 тысячи за сеанс. У нас скоро 1 сентября, и я бы все руководство Министерства отправил за парту. Или, может, нам скинуться на калькуляторы для них?»

Впрочем, в Минкульте считают, что цены на билеты не вырастут: даже в пояснительной записке к документу сказано, что они уже достигли своего потолка с учетом платежеспособности населения.

О том, что выйти за лимит в 100 сеансов прокатчик может чисто случайно, говорит Олег Березин, глава компании «Невафильм».

«Дистрибьютор не может контролировать количество сеансов, потому что ключи, которые позволяют управлять правами на показ, определяют даты, а сеансов в это время может быть множество – учитывая, что крупные кинотеатры получают один ключ на все кинозалы, – объяснил он. – Никто не запрещает кинотеатру, имея ключ, сделать еще один дополнительный сеанс — если вдруг он увидел всплеск интереса. И что получается: я как продюсер расписал 99 сеансов, и в этот момент какой-нибудь кинотеатр в силу многочисленных просьб зрителей взял и поставил еще пять сеансов. Они отчитались через единую систему контроля билетов, и минкульт видит: «Ага, у вас уже 104 сеанса, с вас пять миллионов!»

Прокатчик называет неверным сам посыл, которым министерство объясняет введение новых норм.

«Разговор про якобы мусор, который, по мнению министра, занимает экранное время, свидетельство неграмотности, – говорит он. – Фильмов, которые собирают меньше 10 миллионов рублей в прокате за прошлый год, – действительно, примерно половина от тех, что выходили в прокат. Но по количеству экранного времени они занимают меньше одного процента. То есть никакой «расчистки» экранного времени новый закон не обеспечит, это прикрытие для обывателя. Якобы, нас заполонило иностранное кино. Но мы не показываем миллионы иностранных фильмов, которые выходят в мире. Дураков-то нет, всё же за свои деньги делаем, в отличие от госпродюсеров. Поэтому никто не будет выпускать заведомо бездарное кино».

По мнению Березина, вместо заявленных целей, закон приведет к тотальному доминированию голливудского кино, потому что пять миллионов смогут заплатить только прокатчики блокбастеров. «Надо еще спросить у ФСБ, нет ли в этом законопроекте признаков нарушения государственных интересов», – доводит до абсурда продюсер.

Минкульт перекрывает доступ культуры в регионы

«Невафильм» занимается в том числе показами фильмов-опер и фильмов-выставок, где сопроводительные тексты читают Михаил Пиотровский, Владимир Познер... В случае, если законопроект будет принят в нынешнем виде, прокатчик будет вынужден уместиться в 100 сеансов — а значит, за пределами Петербурга и Москвы никто в России не увидит красот галереи Уффици, не насладится «Лебединым озером» Мариинского театра в 3D и не услышит с большого экрана голоса Анны Нетребко.

«Министерство культуры занимается тем, что перекрывает доступ мировой культуры в регионы страны – наверное, в этом и есть его задача, всё в лучших традициях Оруэлла и Рэя Бредбери, – написал на своей странице в «Фейсбук» кинодистрибьютор Сэм Клебанов. – Хотя на самом деле не только в регионы – потому что ни один нормальный прокатчик не захочет выпускать фильм на 100 сеансах – смысла в этом всё равно нет никакого, поэтому никакого авторского кино не будет ни в Москве, ни в Питере. Ну, то есть будут какие-то "спецпоказы" и разовые мероприятия, но реальный независимый артхаусный прокат на этом закончится. Спасибо, друзья, было приятно показывать вам хорошее кино на протяжении последних 19 лет».

Представитель одной из лидирующих компаний-дистрибьюторов, которой принадлежат 27 процентов на российском рынке, рассказал «Фонтанке», какова схема работы у них, добавив, что 5 миллионов для крупной компании — это «слону дробина», а вот для независимых дистрибьюторов — просто убийство:

«В каждой крупной компании есть общий вал: можно уйти в минус на фестивальном, артхаусном фильме, и добрать на блокбастере. Тогда ты все равно уходишь в плюс, но при этом сохраняется имидж, что ты прокатываешь и отечественное кино, и фестивальное, что позволяет дальше развиваться. А что делать маленьким компаниям, которые специализируются на фестивальном кино? Которые сами приезжают на Каннский фестиваль, покупают там фильм за свои деньги, выводят на российский рынок, а с них теперь требуют еще пять миллионов?»

А не цензура ли это?

Некоторые участники рынка видят в новом законопроекте элемент цензурного механизма, имеющего целью ограничить показ неугодных лент.

При этом одним из выходов из ситуации называют увеличение числа фестивалей — при условии, что фестивальные показы будут освобождены от прокатных удостоверений, как это уже давно обещают: успеть получить их в условиях, когда картина поступает в последний момент, все равно нереально.

Продюсер Петр Зайцев подтвердил в разговоре с «Фонтанкой», что на данный момент понятие фестиваля четко не регламентировано:

«Были разговоры, что фестиваль должен продолжаться от шести и не больше 10-11 дней, обязательно должен быть конкурс, призы, жюри, – рассказывает Зайцев. – Сейчас фестивалями называются все, кому не лень, даже разовые показы классики. Люди пишут в договоре, что это однодневный фестиваль. По большому счету, если начнут проверять, придраться могут к чему угодно».

В министерстве культуры на просьбу «Фонтанки» прокомментировать, как сочетаются между собой стремление законотворцев ограничить зарубежный артхаус 100 показами по всей стране и необходимость предоставить отечественному зрителю весь спектр качественного мирового кино ответили уклончиво:

«Проект нормативно-правового акта вывешен на общественное обсуждение, что предполагает готовность специалистов ведомства учесть конструктивные предложения относительно его положений. Это касается и указанной цифры «100» в части максимального порога бесплатного показа».

Если говорить о международном опыте поддержки национального кино, на который ссылается в том числе и минкульт, — во Франции существует система налогов с продажи билетов в кинотеатры (10,7%), с дистрибьюторов телеуслуг и интернет-провайдеров (0,5-4,5%), с телеканалов (5,5%), а также налог на видео (2%), которые направляются на развитие национальной кинематографии. В Польше на развитие кинематографии направляются налоги с продажи билетов в кинотеатрах (1,5%), доходов от продажи и аренды кинофильмов (1,5%), с дистрибьюторов телеуслуг и интернет-провайдеров (1,5%), с доходов от показа рекламы по телевидению (1,5%). А в Финляндии и Великобритании на кино и искусство вообще идут доходы от игорного бизнеса.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

 

 

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>