Новая жизнь любимых вещей: «Терминатор-2» в 3D
В кинотеатрах – «Терминатор-2» Джеймса Кэмерона. Фильм 1991 года выпуска возвращают в прокат – теперь в формате 3D. «Фонтанка» разглядела в этом событии не просто формальный апгрейд засмотренной до дыр кинолетны, а еще и новый тренд, за которым — будущее мировой киноклассики, ее новая жизнь и второе дыхание.
Широкий прокат старого кино в обновленной версии – не совсем новинка. Тот же Кэмерон пару лет назад перевел в трехмерный формат свой «Титаник». Правда, тогда дело ограничилось несколькими показами, это был пробный шар. Ориентирована акция была на эстетов, которым подавай не просто зрелище, а на большом экране, издание исправленное и дополненное. Теперь же дело поставлено на широкую ногу. Копий напечатано достаточно, чтобы обеспечить ими не только отдельные кинотеатры, но и мультиплексы. На экраны «Терминатора» выпускают в последний уикенд августа, когда конкурентов у классики нет. Конечно, никто специально прокатные планы не расчищал: просто традиционно конец лета – глухая пора. Летние хиты – «Дюнкерк» и прочие – все уже посмотрели. Осенний сезон еще не стартовал. На этом безрыбье старый добрый «Аста ла виста, бэби» не может не собрать кассу и, как минимум, не вызвать зрительского интереса.
Кэмерон – уникальный в своем роде режиссер, который ничего, кроме хитов, никогда не снимал. По сути, он автор четырех лент – «Терминатора», «Чужих», «Титаника» и «Аватара». Но каждая из них мгновенно становилась классикой, вростала в массовое сознание. Даже странно, что когда-то ничего из этого не существовало. Когда-то жили люди без веры в то, что в них может залезть жуткое существо, что есть на свете инопланетяне, которые умеют притворяться кем угодно, что на далекой планете живут синие создания, что в 1911 году на «Титанике» плыли именно Ди Каприо с Кейт Уинслетт, а не какие-нибудь безвестные Смиты с мистерами Твистерами. Так что любое кэмероново творение можно смело перевыпускать в какой угодно прокат – зрительский интерес обеспечен.
При всей цепкости кэмероновских лент, лучшего претендента на перерождение в трехмерном формате, чем «Терминатор» – не найти. В «Титанике» все-таки выразительные средства скорее драматургические. Потому фильм и срабатывает раз за разом – я был свидетелем, например, как история корабля и айсберга блокировала работу хачапурной на Лиговском: четыре часа посетители и сотрудники в обнимку рыдали. Какие тархуны с чанахами, когда вода хлещет, Ди Каприо прикован наручниками в трюме, старушка рассказывает подводникам историю любви, и все это под Селин Дион за кадром.
«Терминатор» – другое дело. Это визуальный аттракцион, и впечатляет он, в первую очередь, трюками. Текучей стальной плазмой, способной превращаться во что угодно. Проходами через решетку. Это и на экране мобильника гипнотизирует – что говорить про кинотеатр, да еще в очках, с объемным звуком и картинкой.
Тем более актуально выпускать «Т2» в прокат в России, где его никто толком никогда не видел. В нашем сознании это фильм для видика, с кошмарной, запиленной картинкой и дубляжом Эдуарда Володарского с прищепкой на носу. На большом экране – так, как кино смотреть стоит – «Терминатора» до сегодняшнего дня в России не показывали. Для нас это не произведение искусства, не филигранно придуманная и сделанная штукенция с мотажными рифмами, трюками, игрой со звуком, а явление культуры. Вызвавшее массу подражаний, заставившее подростков вырезать из «Ровесника» плакаты со Шварцем, а президента России шутить про «Айл би бэк».
Точно так же понятно, почему именно второй фильм про инопланетного злодея на Земле выпускают теперь в кино. В отличие от первого, в нем есть размах и масштаб: история вселенной, конфликты больших корпораций, угроза миру, ядерные удары Америки по России. Больше тут уверенности и по части спецэффектов: ими лента буквально нашпигована, в каждой сцене есть что-то эдакое. В диапазоне от классического превращения руки в меч и до материализации терминатора из рисунка линолеума на полу. «Т2» вообще совершенен в визуальном плане – именно оттуда ведь родом канонизированный плакатами и открытками иконический образ: Шварц с красным огоньком вместо глаза и стальной половиной физиономии.
Пионер во всех областях, Кэмерон первым почуял и то, что кино, разменяв первую сотню лет, стало ближе к обычному изобразительному искусству. У него есть своя классика, свой «золотой фонд». Он может гастролировать по миру точно так же, как полотна Леонардо или Рафаэля. Как выстраиваются очереди на «Джоконду», так будут они стоять, поверьте, и на отреставрированного «Потемкина» или «Крестного отца». Фильмы можно выставлять точно так же, как картины. А полотна – свидетельством чему может служить бум мультимедийных выставок – показывать, как фильмы. Кэмерон первым это понял. И сделал первый шаг в сторону музеефикации собственных фильмов. Так же, как сделал он его когда-то в спецэффектах, трехмерном изображении и много в чем еще. Пока что за ним устремлялись толпы. Наверняка так будет и в этот раз. Ждите возвращения на экраны мировой классики. За ней — будущее. Ну или «Вперед, в прошлое!» – как вам будет угодно.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления