‘ото: ѕресс-служба “еатр на ¬асильевском/‘ото: јлександр «акржевский

 вартирный вопрос по-парижски

30 апрел€ 2013, 02:16
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ “еатре на ¬асильевском - премьера по пьесе американца »зраэл€ √оровица «ћо€ дорога€ ћатильда». Ёто мелодрама, но не из обоймы мыльных опер, а из разр€да вошедших в моду на парижских бульварах «умных кассовых пьес». –ежиссер ƒжон ѕеппер тоже приглашен из ѕарижа. » актерска€ команда впечатл€ет. ѕервые показы – 30 апрел€ и 1 ма€.

ћежду јмерикой и ‘ранцией

ƒраматург √оровиц – персона с мировой известностью. ≈му за 70. ќн – автор голливудских сценариев («ѕрипаркуй свою машину во дворе √арварда» с ƒжулианой ћур, «јвтора! јвтора!» с јль ѕачино и других), написал около 60 пьес, в 1975 году основал в Ќью-…орке Ћабораторию драматургов и по сей день ее возглавл€ет. ¬ ѕариже он известен гораздо больше, чем в јмерике. ѕо той простой причине, что не прижилс€ на Ѕродвее – его пьесы далеки от шедевров ”иль€мса и ”айлдера, но и по статье интертеймента их не пропустишь. ’эппи-энды, если таковые имеютс€, далеко не безоблачны или, как минимум, неоднозначны. ƒа и сами истории предлагают гораздо больше вопросов, чем ответов. Ќе говор€ уже о характерах героев, с которыми приходитс€ повозитьс€ даже серьезным профессионалам.

¬се эти обсто€тельства, наоборот, весьма расположили к √оровицу французов. “ак что он стал в итоге самым став€щимс€ во ‘ранции – и прежде всего, в ѕариже – американским драматургом. Ќапример, «ћо€ дорога€ ћатильда» («Tres chere Mathilde») идет в одном из самых значительных театров ≈лисейских полей, театре ћариньи. Ѕолее того, пьеса поднимает одну из серьезных социальных проблем, до конца пон€тную только французам – а именно, действующую систему купли-продажи недвижимости «¬иажер», то есть приобретение квартир на услови€х пожизненной ренты. — нею сталкиваетс€ 50-летний американец, который, унаследовав от отца квартиру площадью более 300 метров с видом на Ћюксембургский дворец, обнаруживает в ней 86-летнюю старуху и ее дочь, причем, старуху, водившую в молодости знакомства с ’емингуэем и ƒжойсом, он вынужден терпеть до конца ее дней. ƒа и вообще до ее смерти квартира лишь считаетс€ его собственностью, жить в ней он не имеет права, но об€зан вносить коммунальные платежи на сумму пор€дка 2500 долларов. –азумеетс€, квартирной историей сюжет не ограничиваетс€.   нему добавл€ютс€, как пишут в пресс-релизах, семейные тайны, св€занные с любовными страст€ми. »наче эта истори€ не была бы французской.

–ежиссер ƒжон ѕеппер – италь€нец с американскими корн€ми: предмет его особой гордости – роль сына  леопатры в знаменитом голливудском фильме с Ёлизабет “ейлор, а во взрослом возрасте – совместна€ работа с кинорежиссером ƒжорджем –оем ’иллом в период его работы над «ћаленьким романом» и «ћиром по √рапу» и знакомство с великим Ёдуардо де ‘илиппо, который позволил ему поставить его пьесу «¬нутренние голоса», лишь пару лет назад переведенную на русский €зык. Ќо в итоге мистер ѕеппер предпочел дл€ жизни и работы ѕариж. » увер€ет, что выбор пьесы дл€ него совершенно не случаен: что в заглавной героине он видит сходство со своей матерью – художницей, женщиной прекрасной и доброй, но жесткой в суждени€х и поступках.

«‘онтанка» попросила трех участников постановочной команды: режиссера ƒжону ѕепперу и двух артистов – ƒмитри€ ¬оробьева и Ќаталью  руглову, играющую роль дочери, транслировать свою точку зрени€ на спектакль.

ƒжон ѕеппер, режиссер:

- я никогда не принимаю решени€ о постановке той или иной пьесы, если не чувствую личной св€зи с материалом. »ногда это очевидно с самого начала, иногда становитс€ €сно в процессе репетиций. ¬ случае с «ћоей дорогой ћатильдой» все обсто€ло следующим образом.

¬о-первых, € не только знал и восхищалс€ ранними произведени€ми г-на √оровица, но также работал с ним около 20 лет назад. Ёто было в конце 1980-х годов, и мы делали римейк французского фильма под названием «Le Boeuf».  ак это часто бывает с проектами в √олливуде, фильм так и не был сн€т, но € отметил талант √оровица структурировать текст и писать прекрасные диалоги. ѕоэтому, когда его французский агент ћари —есиль –ено из Agence MCR позвонила мне и спросила, не заинтересует ли мен€ предложение поставить его пьесу, мне сразу стало интересно.  огда она добавила, что пьесу нужно будет ставить в —анкт-ѕетербурге, € заинтересовалс€ еще больше, ведь € влюбилс€ в ваш город, когда впервые приехал сюда по приглашению куратора ћарины ƒжигархан€н (сестра јрмена ƒжигархан€на), чтобы участвовать в фото€рмарке в 2012 году в ÷ентральном выставочном зале «ћанеж» с серией своих фоторабот (работы месье ѕеппера сейчас развешены в фойе “еатра на ¬асильевском. – ѕрим.ред.).

ќказалось, что € должен буду работать с русскими актерами на русском €зыке, которого € не знаю. я восприн€л это предложение как интересный вызов, поскольку € очень педантичный человек, когда дело касаетс€ постановки пьесы, как режиссер отношусь с большим вниманием к каждой фразе, каждому слову, и представл€ю, как это должно звучать. ѕринима€ во внимание все эти факторы-ингредиенты (американский драматург, пьеса, действие которой происходит в ѕариже, где € прожил 20 лет, русские актеры, играющие на русском под руководством италь€нского режиссера...), € уже представил, как французы скажут: « акой неверо€тный рататуй!»

–ежиссер ƒжон ѕеппер
–ежиссер ƒжон ѕеппер

‘ото: ѕресс-служба “еатр на ¬асильевском

ј потом € прочитал пьесу, и она как бы заговорила со мной. я представил ситуацию: 50-летний американец ћатиас тратит свои последние гроши, чтобы полететь в ѕариж, где он получил в наследство квартиру своего отца. Ѕлагодар€ уникальному расположению дома, он рассчитывает продать эту квартиру очень быстро и начать жизнь сначала. ќднако, приехав в ѕариж, ћатиас обнаруживает в квартире 86-летнюю ћатильду, котора€ живет там, и он вынужден ждать, пока женщина умрет прежде, чем он сможет выставить квартиру на продажу.   тому же у нее есть дочь, ’ло€, его же возраста, котора€ сразу же его невзлюбила и делает его жизнь невыносимой. —итуаци€ интересна€, комическа€, а сложности каждого персонажа требуют сделать их интересными.

¬о врем€ репетиций € начал по-насто€щему понимать, почему мен€ привлек этот проект: это пьеса об очень эгоистичной женщине, очаровательной дл€ всех, кроме своего ребенка, это пьеса о дет€х, не знавших родительской любви, в которой они так отча€нно нуждались, о дет€х, которые чувствовали себ€ одинокими, изолированными от мира в течение всей их жизни. Ёто спектакль о женщинах без материнского инстинкта и о слабых отцах, не способных на мужские поступки. Ёто также пьеса о страсти и, наконец, о любви, обретенной в конце жизни. ¬се эти раны и боль мне знакомы, как и саркастическа€ манера, свойственна€ действующим лицам пьесы — они используют юмор и остроумие дл€ того, чтобы защитить себ€.

 роме интереса к пьесе, € всегда хотел поработать с русскими актерами, тем более что потратил некоторое врем€ в начале моей карьеры на изучение системы —таниславского. я знал методику, принципы и использовал некоторые приемы в работе с европейскими и англо-саксонскими актерами — но это все равно, что пробовать пасту в италь€нских ресторанах по всему миру, но никогда не попробовать ее в »талии! » € очень рад полученной возможности.

Ёто большое удовольствие дл€ мен€ работать с таким актерским составом: ƒмитрий ¬оробьев, ≈лена –ахленко и Ќаталь€  руглова. √лубина и талант ƒмитри€ — это словно вход в пещеру јли-Ѕабы ... там есть всЄ. ќпыт ≈лены, ее такт и благородство по отношению к своим партнерам, ее умение слушать такие большие, что заставл€ют мен€ едва ли не бежать на репетицию, чтобы посмотреть, что принесет следующий день, что она предложит... ёмор Ќатальи, ее умение ориентироватьс€ в пространстве… ¬сЄ это делает данный актерский состав идеальной командой.

Ќаталь€  руглова, актриса, исполнительница роли ’лои:

-  огда € прочитала пьесу, вообще была в шоке: как это € могу сыграть 50-летнюю женщину?! ƒо сих пор все мои героини были моложе мен€. Ёто перва€ мо€ возрастна€ роль – и € поначалу сопротивл€лась ей всеми фибрами души. » впервые в жизни со мной произошло такое, что режиссер отправил мен€ писать биографию роли.  огда € рассказала об этом одному своему знакомому режиссеру, он тут же сказал: «Ќу, до сорока-то лет ты сдюжишь, а после-то как? “рудновато будет».

ќднако потом мне стало интересно именно то, что героин€ эта – полна€ мне противоположность. ќна – типична€ неудачница, замкнута€, забыта€, заброшенна€ жизнью. ¬ первую очередь, потому что она сама отказалась от личного, женского счасть€. » этому есть причины. ¬се детство она провела в т€желейшей атмосфере. ќтец посто€нно подозревал ее мать в неверности. ј она не только знала все про эту неверность, ей приходилось служить ширмой дл€ матери. ѕривычка врать отцу и в то же врем€ переживать вместе с ним его боль и не иметь возможности ничего ему рассказать, сделала ее замкнутой. » она была слишком хорошо воспитана, чтобы, даже повзрослев, высказать матери все мучившие ее чувства и переживани€.

јктриса Ќаталь€  руглова
јктриса Ќаталь€  руглова

‘ото: ѕресс-служба “еатр на ¬асильевском/‘ото: ќлег  утейников



 

— другой стороны тесна€ св€зь с матерью привела к тому, что ее взросла€ жизнь практически ограничилась заботой о матери – об ее здоровье, ее лекарствах. », насколько € понимаю, отношени€ моей героини с бой-френдами не складывались именно потому, что изначально строились на вранье – думаю, она встречалась с женатыми мужчинами. Ёто были именно те отношени€ между мужчиной и женщиной, которые она видела с детства в своей семье. ј к 50 годам она, видимо, решила, что ничего ей уже и не надо.

“ак что когда по€вилс€ в их доме американский гость, и обнаружилось, что именно его отец был любовником ее матери, то есть, герой этот жил в таком же вранье, как и она, мо€ героин€, они полюбили друг друга за муки. » она, ’ло€, до того застегнута€ на все пуговицы, впервые раскрылась дл€ счасть€, почувствовала себ€ женщиной.

ƒмитрий ¬оробьев, актер, исполнитель роли ћатиаса:

- ћой герой не имел возможности "вырасти", поскольку им никто не занималс€: отец занималс€ своей парижской любовницей, мать страдала от его неверности и нелюбви и в итоге покончила с собой. Ќо √оровицу этого мало: он еще придумал, что у мен€ было два брата, оба они умерли, у одного из них был сын, но и у него обнаружились проблемы с головой. Ќет ничего удивительного, что герой трижды разводилс€, пристрастилс€ к алкоголю. ћежду тем, он все-таки окончил ѕринстонский университет, одно из самых дорогих и престижных учебных заведений в мире.

» тут он получает сказочное наследство. –ежиссер рассказывал нам, что побывал в квартире, о которой идет речь в пьесе: это роскошные хоромы – 360 квадратных метров - с видом на Ћюксембургский дворец. “ака€ недвижимость действительно стоит баснословных денег. “ак что расчеты ћатиаса начать новую жизнь имели под собой все основани€.

јктер ƒмитрий ¬оробьев
јктер ƒмитрий ¬оробьев

‘ото: ѕресс-служба “еатр на ¬асильевском/‘ото: ќлег  утейников

Ќо вышло, что, убега€ от своих тайн, от себ€, от того, что мучило его с детства, он в ѕариже столкнулс€ как раз с ними. » еще он обнаружил здесь женщину, у которой была така€ же тайна, как у него. “айна мучительна€, но с ней единственной во всем мире он мог об этой тайне говорить.  ак и она – с ним. “ут не поднимаетс€ вопрос о том, есть ли у героев кровное родство. ћатери ’лои это не важно. ≈й важно получить подтверждение, что та вполне эгоистична€ и безответственна€ жизнь, которую она провела, - правильна€. » потому она рада возникшему между ее дочерью и моим героем чувству. «Ѕрат и сестра или не брат и сестра – кака€ разница?! Ћюбите друг друга, как любили мы, и будьте счастливы!» - говорит ћатильда и уходит. ¬ каком-то смысле, она права: возраст у героев такой, что детей быть уже не может. Ќо дело не только в дет€х и не в том, что дочь теперь не останетс€ на улице, а в том, что встретились два по сути очень больных человека. »злечит ли их любовь да и способны ли любить настолько больные люди – большой вопрос.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

’ипстеры подкорм€т ЂЋенфильмї. Ђ‘онтанкаї побывала во дворах киностудии, где через мес€ц откроют общественное пространство

— 16 августа петербуржцы (если пандеми€ позволит) смогут посидеть на искусственной травке во дворах ЂЋенфильмаї, послушать концерты и посмотреть детские спектакли, поесть гамбургеры и шаверму с видом на обветшалые корпуса на  аменноостровском и приодетьс€ в дизайнерский Ђкиношмотї с цитатами из советской киноклассики.

—татьи

>