Вышла новая книга лауреата «Нацбеста» Эдуарда Кочергина «Россия, кто здесь крайний?»

В издательстве Вита Нова вышла новая книга театрального художника, народного художника России Эдуарда Кочергина, который, начиная с рубежа веков, стал еще и выдающимся писателем. «Россия, кто здесь крайний?» – это, как и предыдущие кочергинские сборники — россыпь разных историй из жизни, «бывальщин», как определяет их автор — но изложенных таким образным, емким языком — языком «рисовального человека», который превращает их в эпические поэмы в прозе, в мифологию невероятной страны, которая совсем недавно занимала шестую часть суши.
Рассказы внутри книги объединены в разделы: первый так и озаглавлен «Российские бывальщины», дальше следуют «Дети моста лейтенанта Шмидта» (о подростках любимого Кочергиным Васильевского острова, где он прожил большую часть жизни и который знает досконально), «Подмостки жизни», где объединены истории, связанные с театром, «Хранители памяти» – о людях из древнего польского дворянского рода Одыцов, связанного с родом Мицкевичей, откуда произошла родительница Кочергина Бронислава Одынец, матка Броня, отсидевшая свою «десятку» в сталинских лагерях.
«Россия, кто здесь крайний» – не будем раскрывать интригу названия — пятая художественная книга Эдуарда Кочергина. Ей предшествовали «Ангелова кукла» о послевоенных деклассированных обитателях Васильевского острова, инвалидах-«обрубках», проститутках, городских сумасшедших. «Крещенные крестами» – книга-лауреат премии «Национальный бестселлер» об адовом детстве Кочергина, проведенном отчасти в детприемниках-распределителях НКВД, отчасти в бегах по бескрайней родине с «воровской братией», которая, разглядев в юнце художественный талант, а точнее, талант рисовальщика карт (на воровской фене – цветух) и татуировок, взяла его под свою защиту. «Записки планшетной крысы» – сборник историй о театральных умельцах, куда также вошла книга воспоминаний Кочергина о БДТ «Медный Гога» (Кочергин работает главный художником Большого драматического театра более полувека). «Завирухи Шишова переулка» – Василеостровский сказы о домовых, чей социальный уклад местами до смешного напоминает человечий.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35