
«Валериан...»: вторая молодость Люка Бессона

В кинотеатрах – «Валериан и город тысячи планет». Триумфальное — иначе не скажешь – возвращение совсем уже списанного со счетов Люка Бессона.
Когда это было, что Люк Бессон считался молодой надеждой французского кино? Уже не припомнишь времена «Подземки», «Леона» и «Пятого элемента». Эти ленты были в одной весовой категории с картинами Скорсезе и Спилберга. Казалось, еще чуть-чуть – и былая слава Франции как столицы мирового кино вернется. Каракс и Бессон займут в пантеоне священных чудовищ места Годара и Трюффо. Но ничего не вышло. После «Элемента» Бессон сдулся, и каждый его новый фильм был выстрелом вхолостую. И с каждой новой лентой о режиссере и его победах забывали. К сегодняшнему дню он пришел сбитым летчиком. Никто уже ничего от него не ждал. Некогда талантливый автор на пенсии пробавлялся безделушками вроде «Артура и минипутов» – напоминал о своем существовании и только.
Тем более неожиданным стал его новый фильм «Валериан и город тысячи планет». По всем вводным — именно что безделушка от пенсионера. В основе — популярный комикс Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера. Половина действия ленты — анимация: определенно, не сильная сторона бессоновского творчества. В общем, все ждали провала — а получился триумф.
«Валериан» – редкий случай космической саги, в которой собственно футуризм, наука и мир будущего не играют ровным счетом никакой роли. Просто через много лет галактика представляет собой большую коммуналку, населенную разнокалиберными тварями. За порядком на планетах следят агенты полицейских сил. В том числе, Валериан и его красотка-напарница Лорелин. Собственно сюжет — история о том, как им поручили расследовать опасные преступления на межгалактической станции под названием «Город тысячи планет».
Повторюсь, мультики, анимация, компьютерная графика вообще — не сильная сторона Бессона. Но «Валериан» подтверждает старую поговорку, что если зайца бить, он научится зажигать спички. Бессон набил руку — и вуаля: сделал первый за очень долгое время фильм, который не имеет смысла смотреть не в 3D. Вся анимация тут сделана специально для трехмерного изображения. Полеты через коридоры, фантастические миры, падения, крушения — все это подано и нарисовано с каким-то невиданным молодческим азартом. Даже привыкшая к трехмерному изображению публика тут будет визжать — настолько изобретательно продуман фильм именно как визуальное шоу. На фоне этого пиршества нарисованных сцен роль оператора должна бы быть ничтожна. Но нет, постоянный бессоновский соавтор Тьери Арбогаст тоже дает жару — снимает какие-то совершенно запредельные планы с высоты птичьего полета, создает сложнейшую партитуру освещения и цвета.
Но настоящий залог успеха «Валериана» – актеры. Бессон выбрал рискованный, но уж очень козырной ход: все роли тут играют сплошь люди-мемы. Разве что исполнитель главной роли, Валериана — Дейн Дехаан — более-менее спокойная фигура, вокруг которой никогда особого ажиотажа не возникало. Его напарницу играет актриса и модель Кара Делевинь, прославившаяся не столько ролями и фотосессиями, сколько феноменальным чувством юмора и скоростной реакцией: YouTube набит роликами, в которых она дурачится, кривляется, с нереальной скоростью отвечает на любые вопросы (классический пример — ведущая ток-шоу говорит, что ей очень нравится татуировка Кары в ухе. Та мгновенно парирует: «Спасибо, мой папа её ненавидит»).
На втором плане — еще более пестрые персонажи. В «Валериане» есть камео певицы Рианны: ей досталась роль синей слизи, способной приобретать любую форму. В том числе, как таковой Рианны и Элизабет Тэйлор. Звезда электрофанка Херби Хенкок выступает в роли межгалактического чиновника. Преступно заброшенный во второй ряд Клайв Оуэн оказывается прекрасным исполнителем роли главного злодея, солдафона-аппаратчика, способного уничтожить целую планету.
Единственное, что в «Валериане» смущает — юмор. Его слишком уж много, почти как в «Ширли-мырли» каком-нибудь. И какой-то он непозволительный, стыдный. Бессон не стесняется откровенно антисемитских шуток (есть здесь натурально евреи-гуманоиды, с характерным одесским говорком – они всем на свете торгуют и мутят гешефты). Не боится граничащего уже с порнухой эротизма (костюмчики у Делевинь – что надо, все формы наружу). Любому другому автору за такие дела уши надо отрывать. Бессону просто завидуешь. Это ж надо, пузатый дядя пенсионного возраста, а все тот же Бивис и Баттхед. Все так же интересуется телами молодых красоток, шутит про неприличное и не краснеет. Всем бы так!
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36