«Валериан...»: вторая молодость Люка Бессона

10 августа 2017, 15:06
Версия для печати Версия для печати

В кинотеатрах – «Валериан и город тысячи планет». Триумфальное — иначе не скажешь – возвращение совсем уже списанного со счетов Люка Бессона.

Когда это было, что Люк Бессон считался молодой надеждой французского кино? Уже не припомнишь времена «Подземки», «Леона» и «Пятого элемента». Эти ленты были в одной весовой категории с картинами Скорсезе и Спилберга. Казалось, еще чуть-чуть – и былая слава Франции как столицы мирового кино вернется. Каракс и Бессон займут в пантеоне священных чудовищ места Годара и Трюффо. Но ничего не вышло. После «Элемента» Бессон сдулся, и каждый его новый фильм был выстрелом вхолостую. И с каждой новой лентой о режиссере и его победах забывали. К сегодняшнему дню он пришел сбитым летчиком. Никто уже ничего от него не ждал. Некогда талантливый автор на пенсии пробавлялся безделушками вроде «Артура и минипутов» – напоминал о своем существовании и только.

Тем более неожиданным стал его новый фильм «Валериан и город тысячи планет». По всем вводным — именно что безделушка от пенсионера. В основе — популярный комикс Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера. Половина действия ленты — анимация: определенно, не сильная сторона бессоновского творчества. В общем, все ждали провала — а получился триумф.

 

«Валериан» – редкий случай космической саги, в которой собственно футуризм, наука и мир будущего не играют ровным счетом никакой роли. Просто через много лет галактика представляет собой большую коммуналку, населенную разнокалиберными тварями. За порядком на планетах следят агенты полицейских сил. В том числе, Валериан и его красотка-напарница Лорелин. Собственно сюжет — история о том, как им поручили расследовать опасные преступления на межгалактической станции под названием «Город тысячи планет».

Повторюсь, мультики, анимация, компьютерная графика вообще — не сильная сторона Бессона. Но «Валериан» подтверждает старую поговорку, что если зайца бить, он научится зажигать спички. Бессон набил руку — и вуаля: сделал первый за очень долгое время фильм, который не имеет смысла смотреть не в 3D. Вся анимация тут сделана специально для трехмерного изображения. Полеты через коридоры, фантастические миры, падения, крушения — все это подано и нарисовано с каким-то невиданным молодческим азартом. Даже привыкшая к трехмерному изображению публика тут будет визжать — настолько изобретательно продуман фильм именно как визуальное шоу. На фоне этого пиршества нарисованных сцен роль оператора должна бы быть ничтожна. Но нет, постоянный бессоновский соавтор Тьери Арбогаст тоже дает жару — снимает какие-то совершенно запредельные планы с высоты птичьего полета, создает сложнейшую партитуру освещения и цвета.

Но настоящий залог успеха «Валериана» – актеры. Бессон выбрал рискованный, но уж очень козырной ход: все роли тут играют сплошь люди-мемы. Разве что исполнитель главной роли, Валериана — Дейн Дехаан — более-менее спокойная фигура, вокруг которой никогда особого ажиотажа не возникало. Его напарницу играет актриса и модель Кара Делевинь, прославившаяся не столько ролями и фотосессиями, сколько феноменальным чувством юмора и скоростной реакцией: YouTube набит роликами, в которых она дурачится, кривляется, с нереальной скоростью отвечает на любые вопросы (классический пример — ведущая ток-шоу говорит, что ей очень нравится татуировка Кары в ухе. Та мгновенно парирует: «Спасибо, мой папа её ненавидит»).

На втором плане — еще более пестрые персонажи. В «Валериане» есть камео певицы Рианны: ей досталась роль синей слизи, способной приобретать любую форму. В том числе, как таковой Рианны и Элизабет Тэйлор. Звезда электрофанка Херби Хенкок выступает в роли межгалактического чиновника. Преступно заброшенный во второй ряд Клайв Оуэн оказывается прекрасным исполнителем роли главного злодея, солдафона-аппаратчика, способного уничтожить целую планету.

Единственное, что в «Валериане» смущает — юмор. Его слишком уж много, почти как в «Ширли-мырли» каком-нибудь. И какой-то он непозволительный, стыдный. Бессон не стесняется откровенно антисемитских шуток (есть здесь натурально евреи-гуманоиды, с характерным одесским говорком – они всем на свете торгуют и мутят гешефты). Не боится граничащего уже с порнухой эротизма (костюмчики у Делевинь – что надо, все формы наружу). Любому другому автору за такие дела уши надо отрывать. Бессону просто завидуешь. Это ж надо, пузатый дядя пенсионного возраста, а все тот же Бивис и Баттхед. Все так же интересуется телами молодых красоток, шутит про неприличное и не краснеет. Всем бы так!

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>