Максим Леонидов: «Гаркуша прав - это не юбилей, а совсем другая история»

27 апреля 2013, 04:23
Версия для печати Версия для печати

Тряхнул стариной бит-квартет «Секрет». Хоть и повторял Максим Леонидов, как заклинание, что его не вдохновляет идея воссоединения классического состава (у Макса своя группа Hippoband, отметившая 17-летие), но накатила весна, кровь забурлила, и вот, пожалуйста: в столицах Украины, Беларуси и двух российских мокнут афиши «Секрет. 30 лет»! Леонидов, Фоменко, Заблудовский, Мурашов – честна компания опять с «Приветом» гуляет в лучших залах (в Петербурге впервые – в Ледовом!). О «Секрете» и других секретах Максима Леонидова "Фонтанка" поговорила с музыкантом.

- Максим, помнится год назад, прежде чем дать предъюбилейное интервью "Фонтанке", ваш директор прислал список тем, на которые разговор невозможен, среди которых первым был пункт: отношения с Николаем Фоменко и участниками группы «Секрет». Помните, вы сами говорили мне про возможное юбилейное возрождение бит-квартета: «Думаю, что хватит. Мы же не давали обязательств каждую пятилетку отмечать концертом»… И вот опять взялись за старое! Неужели из-за денег?

- Конечно, нет. Я почувствовал заинтересованность всего коллектива и поддержал идею. Если все заинтересованы, все проявляют какое-то возбуждение по поводу предстоящих юбилейных концертов, странно было бы мне отказываться!

- Вы, как всегда, были крайним из четверых, кто согласился?

- Сейчас уже не помню хронологии, но я согласился после того, как мы поговорили с Колей Фоменко, и он предложил несколько новых песен. Я решил – раз такое дело, почему бы и нет.

- На сколько лет растянулась пауза между старыми и новыми песнями «Секрета»?

- Десять лет назад я написал для «Секрета» песню «Ничего не исчезает», а с Колей Фоменко мы не работали с 1988 года.



Фото: М.Садчиков-мл.

- Двадцать пять лет спустя… Кто бы мог подумать! Но вот уже в «Чартовой дюжине» четвертую неделю подряд на первых местах красуется новая баллада «Все это и есть любовь»… А 26 апреля на iTunes появился новый мини-альбом «Секрет 30» с песнями «Серенада», «Самолеты-поезда», «Забирай мое сердце», «Забей», и «Все это и есть любовь» (в электрической и акустической версиях). Надо понимать, не за горами и полноценный новый альбом?

- Приятно, конечно, что наши новые песни крутят на радио, что мы на iTunes, но мы ничего не планируем, никаких жестких контрактов не подписываем. Просто решили тряхнуть стариной и на юбилейных концертах порадовать зрителей еще и чем-то новым. Надоели эти разговоры, что «Секрет» уже не может выдать ничего нового…

- На записи вы работали с сессионными музыкантами?

- Мы записывали темп-группу сами – и Заблудовский, и Фоменко, и Мурашов, а всю остальную работу проделал Володя Густов (гитарист и аранжировщик группы Hippoband. – Прим. ред.), с которым я много лет работаю. Он стал музыкальным продюсером и программистом новых песен «Секрета».

- Почему в юбилейных концертах на сцену вместе с бит-квартетом выходит еще и весь ваш Hippoband?

- Работаем по той же модели, что и на моем прошлогоднем юбилее (Максиму исполнилось 50, среди множества гостей в БКЗ были и секретовцы. – Прим. ред.): «Секрет» стоит во фронте, играют два барабанщика, и Hippoband нам помогает. Хотя было не просто убедить моих старых друзей, что в наше время «Секрету» лучше звучать именно так, а не аутентично.

 - Интерес к вашему юбилейному туру в России огромный: в Москве назначили дополнительный концерт, в Питере вы впервые шагнули на сцену необъятного Ледового дворца… А почему отменены уже объявленные концерты в прибалтийских странах?

- Насколько мне известно, речь шла не об отмене, а о переносе на осень.



Фото: М.Садчиков-мл.

- Если вы думаете, что юбилейный тур «Секрета» вызвал только положительные эмоции, то ошибаетесь… Ироничный Олег Гаркуша, легенда питерского рок-н-ролла, недавно высказал мне любопытную мысль, что одно дело, когда отмечает тридцати- или сорокалетие группа, выступавшая все эти годы (кстати, его «Аукцыону» в этом году тоже 30!), и совсем другое, когда празднуют круглую дату музыканты, сами же когда-то похоронившие свой проект…

- Знаете, я согласен с Гаркушей, конечно, есть безусловная натяжка. Но скажем так: в данном юбилее – это не столько день рождения, сколько повод собраться всем вместе. Давайте не называть это «юбилей», давайте называть «мы просто собрались, чтобы порадовать себя и окружающих старыми и новыми песнями»… И еще такая мысль: если бы уважаемая мной группа «Аукцыон» распалась 20 лет назад, то сегодня вряд ли бы собрала Ледовый дворец… А «Секрет» как-то очень ярко в свое время появился и так наследил, что люди до сих пор готовы покупать билеты и ходить на концерты группы, которой в общем уже как бы и нет. Поэтому Гаркуша прав, это конечно не юбилей существующего коллектива… Совсем другая история.

- А что за забавная ситуация: в пятницу вы сыграли в Москве, в субботу - в Петербурге, а потом снова возвращаетесь в Москву и играете там в воскресенье?

- Получилось случайно: продажи в Москве пошли так хорошо, что устроители попросили нас сделать еще один концерт. Но так как следующее число было уже занято концертом в Петербурге, нам пришлось вернуться в «Крокус Сити Холл» через день. 

- Готовится ли фильм о юбилейном туре?

- Первый канал снимает концерт в Москве.

- Известно, что Фоменко нынче стал автомобильным магнатом, он президент компании Marussia Motors, директор инженерного департамента команды Формулы-1 «Маруся». Алексей Мурашов продолжает играть блюз рок-н-ролл, в том числе и песни «Секрета», со своей группой «По БарабанУ band». Вы уже 17 лет успешно работаете со своей группой Hippoband… А что происходит с Заблудовским? Говорят, он женился, уехал во Францию…

- Андрей живет на две страны – во Франции и России. Довольно много времени проводит на Западе, у него есть некие идеи по поводу концертного агентства, подробностей не знаю, но большая часть его интересов лежит вне России.

- В пятницу вечером вы вместе с Фоменко посетили студию «Вечернего Урганта», и как тут не вспомнить, что в конце 90-х именно вы, Максим, стали продюсером первого альбома Ивана Урганта. Тогда из этой затеи ничего толком не вышло, Иван пошел по другой части – телевизионной, но не так давно неожиданно вернулся в музыку, сделав проект Grisha Urgant. Как вы оцениваете «Гришу Урганта»?

- Симпатично, вполне себе.

- Вас не смущает, что по стилистике, по «закосу» Grisha Urgant плоть от плоти «Секрета»?

- Там есть несколько вещей, которые похожи, но это очень современно и хорошо сделано, никакое не заимствование, не подражательство. А если и обнаруживаются параллели, что же тут удивительного: Ваня был поклонником «Секрета» и до сих пор остается. Когда готовил новый проект, то показывал и мне какие-то наметки, советовался. Ваня очень музыкальный человек, и вообще если что-то делает, то делает хорошо. Ведь сколько лет он молчал после того нашего первого альбома. Надо было очень много трудиться, чтобы выйти на новый уровень.



Фото: М.Садчиков-мл.

- Каким вы видите будущее Урганта?

- Это сложный вопрос. Ваня эрудированный человек, довольно много читает, очень хорошо знает кино, снимается как актер (Максим и Иван играли вместе в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». – Прим. ред.)… Может быть, кино – его будущее? Кинорежиссура, продюсирование?

- Иван на днях отметил юбилей – 35-летие. Это серьезный возраст для мужчины?

- С позиции моих пятидесяти, в общем, не очень серьезный. Но есть свои плюсы: в 35 что-то изменить в жизни намного легче, чем в пятьдесят…

- Однако вы, Максим, сумели и в 50 во многом изменить представления о себе. Сначала сыграли главную роль в мюзикле «Продюсеры», получив несколько театральных премий. А затем и сами написали мюзикл «Растратчики» (по почти забытой пьесе Валентина Катаева), который прошлой осенью поставлен на сцене нового Московского театра мюзикла (Леонидов там еще и играет одну из главных ролей. – Прим. ред.)… Признаюсь, когда вы несколько лет назад впервые заговорили о своем мюзикле, я сомневался в вашем успехе! Одно дело – песня, другое – крупная форма.

- Но я же не просто песенник, у меня за плечами серьезное классическое музыкальное образование (в 1979 году Максим окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле. – Прим. ред.), и это вселяло некую уверенность, что и большую форму тоже потяну. Я же изучал законы написания оперы, знал, с чем столкнусь.

- Но оперы и мюзиклы, как правило, пишутся по заказу – слишком трудное, затратное дело. Несколько лет назад, говоря с Игорем Николаевым, которого Пугачева часто называет «эстрадным Моцартом», я спросил, почему он не пишет мюзикл или оперу, на что Игорь ответил: «Никто не заказывает!» А действительно, ведь страшно для профессионального, состоявшегося музыканта писать в никуда, в стол!

- Да, но если бы все композиторы только и ждали заказа, скольких прекрасных опер мы бы не досчитались. «Растратчики» изначально с моим соавтором Александром Шавриным (он автор либретто. – Прим. ред.) мы делали просто потому, что увлеклись идеей. Писать исключительно под заказ – это все-таки позиция бизнесмена, а не художника.

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

Фото Михаила Садчикова
 

Куда пойти 13–15 декабря: большая ярмарка, «Щелкунчик» на льду, «Евгений Онегин» и «Разговоры» в стихах

В середине декабря отправляемся смотреть первые новогодние представления, не пропускаем премьерные показы «Евгения Онегина» от Руслана Кудашова в БТК и слушаем Хиблу Герзмаву.

Статьи

>