«Опера – всем»: четыре – ноль в пользу театра
На Парадном плацу Екатерининского дворца постановкой «Кармен» завершился фестиваль «Опера – всем». Прокатившийся по Петербургу за несколько часов до премьеры мощный град не напугал слушателей: тысячи человек внимали музыке стоя, сидя, лежа и даже… во сне.
Что в Царском Селе будут бесплатно исполнять оперу – было понятно еще на выходе из метро «Московская»: в автобус садились нарядные молодые пары и сосредоточенные пожилые дамы с табуретками в руках. Зазвучали типично петербургские разговоры: «А ведь на «Риголетто», я слышала, была давка!» «Так конечно, выходной же! И сегодня вот выходной, все приехали в Царское село гулять».
«Не напираем! Проход только на оперу», – пытался упорядочить толпу меломанов охранник уже на входе в Церковные ворота, ведущие на плац. Газон к тому времени по плотности заполнения стал похож на крымские пляжи: пересечь его можно было только перешагивая через десятки ног пригревшихся на непривычном летнем солнце петербуржцев.
Впрочем, гостей города было тоже немало: на громкие звуки музыки пришли китайские экскурсанты. А у ограждения, отделявшего служебную зону, туристки из Италии просили танцовщиков в костюмах тореадоров – участников спектакля – сфотографироваться с ними, пока у них оставалось еще немного времени до выхода на сцену.
«Кармен» Бизе была завершающим фестиваль «Опера – всем» спектаклем: до этого публика слушала «Руслана и Людмилу» в Петропавловской крепости, «Риголетто» на улице Зодчего Росси и «Вольного стрелка» на Елагином острове. Музыкальный руководитель фестиваля, художественный руководитель театра Мюзик-холл Фабио Мастранджело привлек к исполнению опер несколько музыкальных коллективов, в том числе иностранных. Так, в «Кармен» под его управлением и с его оркестром «Северная симфония» пел Оперный хор Ниццы. За пару дней до этого зарубежный коллектив дал концерт в Англиканской церкви на Английской набережной – в новом концертном пространстве, которое тоже развивает Мюзик-холл. Выступления были приурочены к 20-летию дружбы городов-побратимов: Ниццы и Петербурга.
Еще один зарубежный участник постановки «Кармен» — солист из Италии Франческо Пио Галассо, исполнявший партию Хозе. Публика в беседах между собой отмечала необычный и интересный тембр этого итальянского певца, как и солиста театра «Зазеркалье» Владимира Целебровского, исполнявшего партию тореадора.
Сценическое решение, сообразно условиям постановки, было минималистичным, костюмы решены по большей части в нейтральной гамме. С черно-белыми образами сотрудниц фабрики и главной героини (Юлия Герцева) и униформой солдат контрастировал золотой костюм тореадора и обязательные в этой опере красные с черным широкие юбки танцовщиц — дань условности — такая же, как тачка с головой быка, которую под смех зала катали в одной из мизансцен тореадоры, «нападая» друг на друга.
Драматическое освещение обеспечила природа: чем ближе к развязке приближался сюжет, тем темнее сгущались набежавшие тучи. В какой-то момент самые беспокойные зрители не выдержали и предпочли покинуть плац, боясь намокнуть. Но порывы ветра так и не принесли с собой дождя до самого конца спектакля.
«В этом году в соревновании «театр против погоды» – 4:0, мы ее просто разгромили, – пошутил Фабио Мастранджело, когда спектакль завершился.
Исполнение «Кармен» он в беседе с «Фонтанкой» оценил, как «огромный успех».
«Фантастический хор, великолепные солисты, Кармен — просто супер, фантастический Дон Хозе, Микаэла — Софья Некрасова, Юлия Ложевская, Александра Попандопуло — все сегодня на высоте, могут петь на любом фестивале Европы и мира, — оценил он проделанную работу. — Оркестр играл с большим вниманием, даже возникло ощущение, что мы играли в театре — потому что мы сделали всю динамику возможной: от трех «пиано» до четырех «форте» — включая то, что посредине. Это знак хорошего уровня оркестра».
Также дирижер поблагодарил публику, которая пришла в этом году на концерты фестиваля — за ее энтузиазм и готовность делиться эмоциями: «Люди приходят, несмотря на угрозу дождя, многие восхищаются, даже дарят подарки, и это для нас самое важное — ведь мы для них и делаем этот фестиваль».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления