Умерла Тамара Миансарова

13 июля 2017, 09:05
Версия для печати Версия для печати

На 86-м году жизни в Москве скончалась Тамара Миансарова, народная артистка России, легенда советской эстрады, первая исполнительница хитов «Черный кот», «Летка-енка», «Рыжик», «Пусть всегда будет солнце».

Её родители и две тетки пели в церковном хоре. Дебютировала Тамара в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры одновременно пение, танец и художественное чтение. Война застала семью в Минске, где некоторое время они провели в оккупации. Но даже в то трудное время она не расставалась с музыкой.

В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской, в класс профессора Оборина. Со второго курса стала заниматься и на вокальном отделении у Доры Белявской. По окончании консерватории работала в ГИТИСе концертмейстером. Но вскоре ушла на эстраду.

В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где покорила жюри исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле. В 1960 году она уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле «Когда зажигаются звезды» вместе с Марком Бернесом. А через два года по чистой случайности (заменяя заболевшего артиста) победила на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. В 1963-м Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Успех был буквально ошеломляющим, 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской певице стоя.

«Каждая песня в ее исполнении – это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придает произведению иногда совершенно необычное, но в то же время очень сильное по эмоциональному воздействию звучание» – писали газеты.

 

В начале 1970-х слава сменилась забвением и певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт «Солнечная баллада» положили на полку. Ходили слухи, что певица уехала в Израиль. В 1996 году Тамара Миансарова становится Народной артисткой России.

Многочисленные встречи со зрителями, новые песенные программы, судейство в музыкальных фестивалях, преподавание в ГИТИСе, выпуск пластинок…

«Сейчас ведь никому нет дела до качества исполнения. Почему в моде шоу со всевозможными спецэффектами? Потому что это отвлекающий манёвр, за которым легко спрятать отсутствие профессионализма. Уберите дым, свет, подтанцовки — и король останется голым. Слушать нечего, так хоть на шоу зритель посмотрит. Мы потеряли зрителя, знающего толк в хорошей эстраде, которого воспитывали десятилетиями» – говорила она. Книга Тамары Миансаровой «И в жизни, и на сцене», вышедшая в 2012 году — воспоминания, рассказы, исповедь. Сквозь призму частной человеческой судьбы высвечивается путь целого поколения — талантливого, яркого, сумевшего создать золотой фонд советской эстрады.

Всего в репертуаре Тамары Миансаровой осталось более 140 песен: «Московские улицы», «Мелодия любви», «Глаза на песке», «Для тебя», «Город спит», «Летка Енка», «Первые шаги», «Рыжик», «Давай никогда не ссориться», «Черный кот» и многие, многие другие.
 

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>