
Люди как боги: гости Open Look, с которыми стоит познакомиться

Фестиваль современного танца Open Look, который с 29 июня по 9 июля пройдет в Петербурге в 19-й раз, привозит в город прежде всего личностей. Людей, которым есть что сказать – и которые умеют разговаривать в танце. Мужчины и женщины, лирики и циники – их будет много в эти дни на Новой сцене Александринки. Финны, израильтяне, швейцарцы, венгры, испанцы, французы – и наш народ из Екатеринбурга и Челябинска, Москвы и Петербурга. У каждого – своя история. «Фонтанка» предлагает читателям представить себя некоторыми из них.
Фуфуа д’Имобилитэ
Сначала вас зовут Фредерик Гафнер. Вы живете в Женеве, ваша мама раньше была звездой в труппе маркиза де Куэваса, а сейчас возглавляет балетную школу. Отец – танцовщик, после травмы переквалифицировавшийся в фотографа. Понятно, что танцам вас начинают учить чуть не с рождения и к пятнадцати годам вы – юная надежда швейцарского балета, немецкие газеты сравнивают вас с Барышниковым, и Марсия Хайде берет вас восемнадцатилетнего в знаменитый на весь мир Штутгартский балет. Труппа любовно хранит наследие Джона Крэнко, ценит драмбалеты, молодежь честно выходит в вариациях и примеряет старинные наряды. Неожиданно вы срываетесь в Нью-Йорк – и не в American Ballet Theatre, что соответствовал бы вашей классической выучке, а к Мерсу Каннингему. Тому самому гениальному безумцу, что презирает все сюжетные заморочки в танце, но крайне заинтересован в танце как исследовании. И вы проходите с ним по его спектаклям – и уже The New York Times поминает в одном абзаце вас и Барышникова с совершенно равной интонацией. Вот в той вещи Каннингема, где вы повторяете и повторяете одно и то же движение – «исключительный», пишет The New York Times. Потом вы меняете имя (Фуфуа д’Имобилитэ – это запоминается, не так ли?) и создаете свою компанию. И вас больше никто ни с кем не сравнивает, это – только ваше.

Сцена из спектакля «Dancewalk», хореограф Фуфуа д’Имобилитэ
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
Саркастический треп на сцене. Скрывающийся под этим трепом острый научный поиск, находящий общие точки у совсем разных стилей танца. Движение, захватывающее город, а не только зрительный зал. В общем, на Open look – два проекта.
"Condanced Histories" – English version – [excerpts 2 minutes] from Neopost Foofwa on Vimeo.
«Dancewalk»: 29 июня, 16.00, Летний сад
«ХореоХроники»: 1 июля, 19.00, Новая сцена Александринского театра
«ХореоХроники»: 3 июля, 19.00, Центр имени Мейерхольда (Москва)
Владимир Луповской
Вы – студент физического факультета МГУ, кафедра общей физики и волновых процессов. И вам нравится ваша наука, и все у вас в порядке. Но вот отец увлекался фотографией, вел в школе фотокружок, вы там занимались. А ровно тогда, когда вы учитесь в МГУ, там переживает период своего расцвета студия пантомимы – и это занятие вам тоже интересно. Студией руководит Саша Пепеляев (сейчас – один из отцов-основателей российского контемпорари, тогда – химик, подавшийся в артисты), в то же время в Москве работают «предки» контемпорари, театр пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса, например. Вы все успеваете – и с физикой, и со школой фоторепортажа при Центральном доме журналиста. Вы ловите в объектив первые движения появляющегося в стране современного танца. Но наступает время, когда кажется, что физика (и фундаментальная наука вообще) в стране умирает – и тогда вы уходите в танец насовсем. И становитесь лучшим фотографом в стране, специализирующимся на контемпорари.

Сцена из спектакля Джозефа Наджа "Полуночники", фото Владимира Луповского
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
Ваши снимки не облизывают артистов, не делают их «красивее» – но на 200 процентов выявляют экспрессию, выявляют талант. На фестивале – выставка.
«Разные поезда. Французский современный танец в России»: с 29 июня 17.00 – 9 июля, Новая сцена Александринского театра
Встреча с Владимиром Луповским: 2 июля 17.30, Новая сцена Александринского театра
Жозеф Надж
Вы – этнический венгр, родились в милой деревушке в бывшей Югославии, которая держит первое место в Европе по статистике самоубийств. Никто не знает, почему – возможно, дело в климате. На том свете уже друзья и знакомые – а вы вовремя уехали во Францию. И стали самым мрачным сочинителем танцев на планете. Вы делаете спектакли о том, как ужасна, тосклива, отвратительна жизнь – и как славно вот так р-раз бритвочкой и решить все проблемы. При этом спектакли эти так хороши, что публика внимает вам зачарованно, выходит в полном ошеломлении, на улице отряхивается и скоро хочет еще. Ваши спектакли – желанные гости на самых громких танцфестивалях мира; дважды вы получали «Золотую маску» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России (выбор был – за весь год!). Теперь вы выпускаете мировую премьеру на фестивале Open Look – «Пензум», и, конечно, она о любви без взаимности и что лучше… ну, вы поняли.

Сцена из спектакля «Пензум», хореограф Жозеф Надж
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
История посвящена Йожефу Аттиле – венгерскому поэту, в начале ХХ века решившему свои проблемы самым радикальным способом. Спектакль – дуэт Наджа с контрабасистской Жоэль Леандр, занимающейся новой музыкой. Вы наверняка сделаете зрелище совершенно захватывающим.
«Пензум»: 4 и 5 июля, 20.00, Новая сцена Александринского театра
Творческая встреча с Жозефом Наджем и Жоэль Леандр: 6 июля, 18.00, Школа «Мастерс»
Ольга Пона
Вы окончили автотракторный факультет Челябинского политехнического института. Потом отделение хореографии местного института культуры. В городе, в котором можно дышать, только если ветер дует в сторону самого вонючего завода, а не от него, и в котором местная балетная труппа не приходит в сознание десятилетиями, вы обеспечиваете глоток чистого воздуха для замученных горожан. Сочиняя танцы с начала девяностых, принадлежа к первому поколению контемпорари в стране, вы очень долго пренебрегаете модой на жесткий взгляд, жесткий танец.
Сцена из спектакля «proКИНО», хореограф Ольга Пона
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
Люди на сцене жалеют друг друга, женщины мечтают о домике с садиком, а не о торжестве феминизма во всем мире – и ваши танцы, в которых периодически возникают отзвуки танцев народных (нет, не простодушные – отрефлексированные, умные) долго кажутся старомодными. Пока всю страну не накрывает тот же запах, что никогда не исчезал в Челябинске, пока публика не начинает и в контемпорари искать того убежища, что прежде искала лишь в классическом балете – и внимательнее вглядываться в ваши спектакли.

Сцена из спектакля «proКИНО», хореограф Ольга Пона
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
А там, как в приезжающем в Петербург «proКИНО», компания только что буйно махавшихся мужиков вдруг появляется на алом фоне неуловимыми мстителями, какими они мечтали быть в детстве – и это звучит и утешением, и обещанием. Жизнь еще не прошла, нет.
«proКИНО»: 7 июля, 20.00, Новая сцена Александринского театра
Софья Гайдукова
Вы – внучка ректора московского хореографического училища. И всю жизнь вас готовили быть лебедем в Большом. Желательно первым лебедем. Главным. Но к моменту окончания школы бабушки уже нет на этом свете и в Большой вас не берут. А танцевать хочется. И вы прибиваетесь к труппе, что гоняет по окраинам Китая покоцанные версии старинной русской классики. Труппа называется «Балет Москва». Да, тот самый «Балет Москва», что сейчас у всех на слуху, что собирает коллекцию «Золотых масок» и регулярно работает с интереснейшими хореографами. Просто тогда у него был другой директор (с прозвищем Карабас-Барабас; внешне был очень похож). Ну вот, вы танцуете классику бог весть где, а жизнь идет. И однажды этого директора снимают. И назначают Лену Тупысеву, что до того организовывала жизнь танцевального центра «Цех», где проходили отличные фестивали. И в труппе – раз премьера! Два! И все живет, дышит, движется, и выясняется – и так вот можно, и вот этак! И вы вдруг понимаете, что ваш главный козырь – не академическая выучка, а открытый темперамент и любопытство к новой пластике. И ваша Изольда в спектакле Режиса Обадиа становится чистым пламенем, и зал вопит, как никогда не вопил на «Лебедином озере». И теплившийся и прежде интерес к сочинению танцев вспыхивает в полную мощь. И возникает хореограф Софья Гайдукова.

Сцена из спектакля «Memoriae», хореограф Софья Гайдукова
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
Очень «женский» автор в достаточно жестком мире контемпорари – все про любовь да про то, как жить с этой любовью и без нее. И совершенно не собирающийся отказываться от воспоминаний о балетной школе, пристраивающий их к делу. В общем, «Memoriae», дуэт с Константином Матулевским. Очень честно, очень болезненно, очень ясно.
«Memoriae»: 8 июля, 18.00, Новая сцена Александринского театра
Вим Вандекейбус
Вы – сын ветеринара в бельгийском городишке, где нет и десятка тысяч человек. Как многие подростки, вы собираетесь стать психологом, чтобы разобраться прежде всего в себе. И даже поступаете в Католический Левенский университет на факультет психологии – но в 22 года отправляетесь на прослушивание к Яну Фабру и получаете роль в «Силе театрального безумия». Через год основываете свою компанию «Ultima vez» – и первый же спектакль приносит вам премию «Бесси». Теперь, через тридцать лет, вы в мире контемпорари значите примерно столько же, сколько в мире классики Мариус Петипа.

Сцена из спектакля «Mockumentary of a Contemporary Savior», хореограф Вим Вандекейбус
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look
Создатель корпуса текстов, педагог, сформировавший мозги нескольких поколений авторов, сначала – обожаемый учитель, затем – периодически – объект для тренировки скепсиса молодых и зубастых, при этом регулярно выпускающий спектакли более новаторские, чем юные коллеги. Кроме спектаклей, уже классикой стали ваши фильмы, в которых движение играет главную роль. В Петербург ваша компания привозит недавнюю премьеру – «Mockumentary of a Contemporary Savior».
Человек, в той же степени принадлежащий кино, что и танцу, вы берете в работу жанр мокьюментари – как бы документального кино, придуманного меж тем от начала до конца. И – как психолог – берете в работу нас. Может быть, вы нам поможете.
«Mockumentary of a Contemporary Savior»: 8 и 9 июля, 20.00, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
«Здесь и потом», фильм Вима Вандекейбуса и лекция Виты Хлоповой о хореографе: 4 июля, 17.00, Школа «Мастерс»
«Вим», фильм Лут Вандекейбус о ее брате: 4 июля, 21.00, Новая сцена Александринского театра
«Дикие разумом», фильм Вима Вандекейбуса: 9 июля, 15.00, Новая сцена Александринского театра
Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».