Люди как боги: гости Open Look, с которыми стоит познакомиться

25 июня 2017, 19:49
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль современного танца Open Look, который с 29 июня по 9 июля пройдет в Петербурге в 19-й раз, привозит в город прежде всего личностей. Людей, которым есть что сказать – и которые умеют разговаривать в танце. Мужчины и женщины, лирики и циники – их будет много в эти дни на Новой сцене Александринки. Финны, израильтяне, швейцарцы, венгры, испанцы, французы – и наш народ из Екатеринбурга и Челябинска, Москвы и Петербурга. У каждого – своя история. «Фонтанка» предлагает читателям представить себя некоторыми из них.

Фуфуа д’Имобилитэ

Сначала вас зовут Фредерик Гафнер. Вы живете в Женеве, ваша мама раньше была звездой в труппе маркиза де Куэваса, а сейчас возглавляет балетную школу. Отец – танцовщик, после травмы переквалифицировавшийся в фотографа. Понятно, что танцам вас начинают учить чуть не с рождения и к пятнадцати годам вы – юная надежда швейцарского балета, немецкие газеты сравнивают вас с Барышниковым, и Марсия Хайде берет вас восемнадцатилетнего в знаменитый на весь мир Штутгартский балет. Труппа любовно хранит наследие Джона Крэнко, ценит драмбалеты, молодежь честно выходит в вариациях и примеряет старинные наряды. Неожиданно вы срываетесь в Нью-Йорк – и не в American Ballet Theatre, что соответствовал бы вашей классической выучке, а к Мерсу Каннингему. Тому самому гениальному безумцу, что презирает все сюжетные заморочки в танце, но крайне заинтересован в танце как исследовании. И вы проходите с ним по его спектаклям – и уже The New York Times поминает в одном абзаце вас и Барышникова с совершенно равной интонацией. Вот в той вещи Каннингема, где вы повторяете и повторяете одно и то же движение – «исключительный», пишет The New York Times. Потом вы меняете имя (Фуфуа д’Имобилитэ – это запоминается, не так ли?) и создаете свою компанию. И вас больше никто ни с кем не сравнивает, это – только ваше.

Сцена из спектакля «Dancewalk», хореограф Фуфуа д’Имобилитэ
Сцена из спектакля «Dancewalk», хореограф Фуфуа д’Имобилитэ

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

Саркастический треп на сцене. Скрывающийся под этим трепом острый научный поиск, находящий общие точки у совсем разных стилей танца. Движение, захватывающее город, а не только зрительный зал. В общем, на Open look – два проекта.

"Condanced Histories" – English version – [excerpts 2 minutes] from Neopost Foofwa on Vimeo.

 

«Dancewalk»: 29 июня, 16.00, Летний сад
«ХореоХроники»: 1 июля, 19.00, Новая сцена Александринского театра
«ХореоХроники»: 3 июля, 19.00, Центр имени Мейерхольда (Москва)

Владимир Луповской

Вы – студент физического факультета МГУ, кафедра общей физики и волновых процессов. И вам нравится ваша наука, и все у вас в порядке. Но вот отец увлекался фотографией, вел в школе фотокружок, вы там занимались. А ровно тогда, когда вы учитесь в МГУ, там переживает период своего расцвета студия пантомимы – и это занятие вам тоже интересно. Студией руководит Саша Пепеляев (сейчас – один из отцов-основателей российского контемпорари, тогда – химик, подавшийся в артисты), в то же время в Москве работают «предки» контемпорари, театр пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса, например. Вы все успеваете – и с физикой, и со школой фоторепортажа при Центральном доме журналиста. Вы ловите в объектив первые движения появляющегося в стране современного танца. Но наступает время, когда кажется, что физика (и фундаментальная наука вообще) в стране умирает – и тогда вы уходите в танец насовсем. И становитесь лучшим фотографом в стране, специализирующимся на контемпорари.

Сцена из спектакля Джозефа Наджа
Сцена из спектакля Джозефа Наджа "Полуночники", фото Владимира Луповского

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

Ваши снимки не облизывают артистов, не делают их «красивее» – но на 200 процентов выявляют экспрессию, выявляют талант. На фестивале – выставка.

«Разные поезда. Французский современный танец в России»: с 29 июня 17.00 – 9 июля, Новая сцена Александринского театра
Встреча с Владимиром Луповским: 2 июля 17.30, Новая сцена Александринского театра

Жозеф Надж

Вы – этнический венгр, родились в милой деревушке в бывшей Югославии, которая держит первое место в Европе по статистике самоубийств. Никто не знает, почему – возможно, дело в климате. На том свете уже друзья и знакомые – а вы вовремя уехали во Францию. И стали самым мрачным сочинителем танцев на планете. Вы делаете спектакли о том, как ужасна, тосклива, отвратительна жизнь – и как славно вот так р-раз бритвочкой и решить все проблемы. При этом спектакли эти так хороши, что публика внимает вам зачарованно, выходит в полном ошеломлении, на улице отряхивается и скоро хочет еще. Ваши спектакли – желанные гости на самых громких танцфестивалях мира; дважды вы получали «Золотую маску» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России (выбор был – за весь год!). Теперь вы выпускаете мировую премьеру на фестивале Open Look – «Пензум», и, конечно, она о любви без взаимности и что лучше… ну, вы поняли.

Сцена из спектакля «Пензум», хореограф Жозеф Надж
Сцена из спектакля «Пензум», хореограф Жозеф Надж

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

История посвящена Йожефу Аттиле – венгерскому поэту, в начале ХХ века решившему свои проблемы самым радикальным способом. Спектакль – дуэт Наджа с контрабасистской Жоэль Леандр, занимающейся новой музыкой. Вы наверняка сделаете зрелище совершенно захватывающим.

«Пензум»: 4 и 5 июля, 20.00, Новая сцена Александринского театра
Творческая встреча с Жозефом Наджем и Жоэль Леандр: 6 июля, 18.00, Школа «Мастерс»

Ольга Пона

Вы окончили автотракторный факультет Челябинского политехнического института. Потом отделение хореографии местного института культуры. В городе, в котором можно дышать, только если ветер дует в сторону самого вонючего завода, а не от него, и в котором местная балетная труппа не приходит в сознание десятилетиями, вы обеспечиваете глоток чистого воздуха для замученных горожан. Сочиняя танцы с начала девяностых, принадлежа к первому поколению контемпорари в стране, вы очень долго пренебрегаете модой на жесткий взгляд, жесткий танец.

Сцена из спектакля «proКИНО», хореограф Ольга Пона
Сцена из спектакля «proКИНО», хореограф Ольга Пона

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

Люди на сцене жалеют друг друга, женщины мечтают о домике с садиком, а не о торжестве феминизма во всем мире – и ваши танцы, в которых периодически возникают отзвуки танцев народных (нет, не простодушные – отрефлексированные, умные) долго кажутся старомодными. Пока всю страну не накрывает тот же запах, что никогда не исчезал в Челябинске, пока публика не начинает и в контемпорари искать того убежища, что прежде искала лишь в классическом балете – и внимательнее вглядываться в ваши спектакли.

Сцена из спектакля «proКИНО», хореограф Ольга Пона
Сцена из спектакля «proКИНО», хореограф Ольга Пона

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

А там, как в приезжающем в Петербург «proКИНО», компания только что буйно махавшихся мужиков вдруг появляется на алом фоне неуловимыми мстителями, какими они мечтали быть в детстве – и это звучит и утешением, и обещанием. Жизнь еще не прошла, нет.

«proКИНО»: 7 июля, 20.00, Новая сцена Александринского театра

Софья Гайдукова

Вы – внучка ректора московского хореографического училища. И всю жизнь вас готовили быть лебедем в Большом. Желательно первым лебедем. Главным. Но к моменту окончания школы бабушки уже нет на этом свете и в Большой вас не берут. А танцевать хочется. И вы прибиваетесь к труппе, что гоняет по окраинам Китая покоцанные версии старинной русской классики. Труппа называется «Балет Москва». Да, тот самый «Балет Москва», что сейчас у всех на слуху, что собирает коллекцию «Золотых масок» и регулярно работает с интереснейшими хореографами. Просто тогда у него был другой директор (с прозвищем Карабас-Барабас; внешне был очень похож). Ну вот, вы танцуете классику бог весть где, а жизнь идет. И однажды этого директора снимают. И назначают Лену Тупысеву, что до того организовывала жизнь танцевального центра «Цех», где проходили отличные фестивали. И в труппе – раз премьера! Два! И все живет, дышит, движется, и выясняется – и так вот можно, и вот этак! И вы вдруг понимаете, что ваш главный козырь – не академическая выучка, а открытый темперамент и любопытство к новой пластике. И ваша Изольда в спектакле Режиса Обадиа становится чистым пламенем, и зал вопит, как никогда не вопил на «Лебедином озере». И теплившийся и прежде интерес к сочинению танцев вспыхивает в полную мощь. И возникает хореограф Софья Гайдукова.

Сцена из спектакля «Memoriae», хореограф Софья Гайдукова
Сцена из спектакля «Memoriae», хореограф Софья Гайдукова

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

Очень «женский» автор в достаточно жестком мире контемпорари – все про любовь да про то, как жить с этой любовью и без нее. И совершенно не собирающийся отказываться от воспоминаний о балетной школе, пристраивающий их к делу. В общем, «Memoriae», дуэт с Константином Матулевским. Очень честно, очень болезненно, очень ясно.

«Memoriae»: 8 июля, 18.00, Новая сцена Александринского театра

Вим Вандекейбус

Вы – сын ветеринара в бельгийском городишке, где нет и десятка тысяч человек. Как многие подростки, вы собираетесь стать психологом, чтобы разобраться прежде всего в себе. И даже поступаете в Католический Левенский университет на факультет психологии – но в 22 года отправляетесь на прослушивание к Яну Фабру и получаете роль в «Силе театрального безумия». Через год основываете свою компанию «Ultima vez» – и первый же спектакль приносит вам премию «Бесси». Теперь, через тридцать лет, вы в мире контемпорари значите примерно столько же, сколько в мире классики Мариус Петипа.

Сцена из спектакля «Mockumentary of a Contemporary Savior», хореограф Вим Вандекейбус
Сцена из спектакля «Mockumentary of a Contemporary Savior», хореограф Вим Вандекейбус

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Open Look

Создатель корпуса текстов, педагог, сформировавший мозги нескольких поколений авторов, сначала – обожаемый учитель, затем – периодически – объект для тренировки скепсиса молодых и зубастых, при этом регулярно выпускающий спектакли более новаторские, чем юные коллеги. Кроме спектаклей, уже классикой стали ваши фильмы, в которых движение играет главную роль. В Петербург ваша компания привозит недавнюю премьеру – «Mockumentary of a Contemporary Savior».

Человек, в той же степени принадлежащий кино, что и танцу, вы берете в работу жанр мокьюментари – как бы документального кино, придуманного меж тем от начала до конца. И – как психолог – берете в работу нас. Может быть, вы нам поможете.

«Mockumentary of a Contemporary Savior»: 8 и 9 июля, 20.00, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
«Здесь и потом», фильм Вима Вандекейбуса и лекция Виты Хлоповой о хореографе: 4 июля, 17.00, Школа «Мастерс»
«Вим», фильм Лут Вандекейбус о ее брате: 4 июля, 21.00, Новая сцена Александринского театра
«Дикие разумом», фильм Вима Вандекейбуса: 9 июля, 15.00, Новая сцена Александринского театра

Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>