На экранах новые «Трансформеры»: Старая, старая сказка
В прокате – "Трансформеры. Последний рыцарь", новый виток популярнейшей фантастической саги, на котором она становится куда более форматной и стандартной, чем прежде.
На фоне всех прочих эпопей-блокбастеров "Трансформеры" – белая ворона. Их автор – не студия и не продюсер, а режиссер Майкл Бэй. Самые благодарные зрители – не тинейджеры, а представители профессионального сообщества. Выход первой части десять лет назад изменил представление о кинопроизводстве в целом; показал, что произведение искусства можно создать из какого угодно материала. Бэй играл с цветокоррекцией, монтажом, неожиданными ракурсами, графикой. Стилизовал свою ленту под фантастику шестидесятых годов. Показал, что для блокбастера совершенно не обязательно сочинять фантастический сюжет: вполне можно превратить в кинооперу бытовую историю, населив ее популярными игрушками. Наглядно продемонстрировал, что главную роль, наконец, легко может играть не кумир подростков, а актуальный художник. Например, Шайа ЛаБаф, мастер перформанса вполне в духе Павленского.
Новые «Трансформеры» несколько сдают позиции по части революционности. Бэй адаптировал свое творение под формат условного «большого и кассового кино». Изобретательность и лихость принес в жертву внешним эффектам. Сюжет скачет между разными временными пластами: то отправляется во времена короля Артура, то забегает во Вторую Мировую. Но все это не хитроскроенности ради: только чтобы объяснить главному герою, Кейду Йегеру, а заодно зрителям, откуда трансформеры взялись на нашей планете. Дальше действие движется по стандартнейшему из путей: живописует противостояние людей и машин, в котором выживут либо одни, либо другие. Майкл Бэй, когда-то скидывавший с корабля современности "Терминатора", теперь попросту его переснял. Воспроизвел фирменный конфликт машины и теплокровного млекопитающего.
В актерском плане "Последний рыцарь" тоже разворачивается не в лучшую сторону. Главную роль играет, как и в прошлой части, «Эпохе истребления», Марк Уолберг. Актер борзый и эпатажный, но всё-таки вполне форматный. Хотя внести сумасшедшинку умеет в любой стандарт. По большому счету, все нестандартное, что есть в "Рыцаре" – его рук дело. Остался на месте Стэнли Туччи в роли всесильного Джошуа Джойса, актер из разряда "старый конь борозды не испортит". И в довершение всего, в сагу пришел Энтони Хопкинс, ему досталась роль чопорного британского всезнайки. Само участие актера в блокбастере – диагноз: значит, сага выходит на линию заурядности. Когда не хватает прочих средств – разыгрывают карту породистости и мудрости, используя для этого «приглашенную звезду».
С визуальным решением всё тоже как-то сдулось: иранского художника Амира Мокри, мастера эффектных ходов, неожиданных ракурсов и смелых приемов, в качестве оператора сменил весьма никакой Джонатан Села. Бэй делает ставку не на художественное новаторство, как прежде. Теперь он метит в узнаваемость и удобство. Самое зрелищное, что тут есть – мутации трансформеров, и поданы они почти ученически, нарезками из нескольких планов, снятых с разных точек.
В общем, увы. Рынок никого не щадит, даже самое радикальное искусство рано или поздно становится естественной и малопримечательной частью ландшафта. Десять лет назад Бэй запустил арт-проект, стилизованный под экшн. "Трансформеры" стали любимой сагой студентов киношкол, вызвали массу подражаний. Но одним эстетством сыт не будешь. Любая игра, затянувшись, становится серьезной историей. "Рыцарь" – характерный пример того, что снять "постмодернистский блокбастер" можно один раз. Потом он сам собой превратится в те образцы, которым совсем недавно показывал язык. "Трансформеры" раньше были единственными в своем роде. Ими нестыдно было открывать кинофестивали (что и делал, например, ММКФ, где Никита Михалков обозвал ленту "Трансфермерами"). Теперь они – одни из очень многих.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.