На экранах новые «Трансформеры»: Старая, старая сказка
В прокате – "Трансформеры. Последний рыцарь", новый виток популярнейшей фантастической саги, на котором она становится куда более форматной и стандартной, чем прежде.
На фоне всех прочих эпопей-блокбастеров "Трансформеры" – белая ворона. Их автор – не студия и не продюсер, а режиссер Майкл Бэй. Самые благодарные зрители – не тинейджеры, а представители профессионального сообщества. Выход первой части десять лет назад изменил представление о кинопроизводстве в целом; показал, что произведение искусства можно создать из какого угодно материала. Бэй играл с цветокоррекцией, монтажом, неожиданными ракурсами, графикой. Стилизовал свою ленту под фантастику шестидесятых годов. Показал, что для блокбастера совершенно не обязательно сочинять фантастический сюжет: вполне можно превратить в кинооперу бытовую историю, населив ее популярными игрушками. Наглядно продемонстрировал, что главную роль, наконец, легко может играть не кумир подростков, а актуальный художник. Например, Шайа ЛаБаф, мастер перформанса вполне в духе Павленского.
Новые «Трансформеры» несколько сдают позиции по части революционности. Бэй адаптировал свое творение под формат условного «большого и кассового кино». Изобретательность и лихость принес в жертву внешним эффектам. Сюжет скачет между разными временными пластами: то отправляется во времена короля Артура, то забегает во Вторую Мировую. Но все это не хитроскроенности ради: только чтобы объяснить главному герою, Кейду Йегеру, а заодно зрителям, откуда трансформеры взялись на нашей планете. Дальше действие движется по стандартнейшему из путей: живописует противостояние людей и машин, в котором выживут либо одни, либо другие. Майкл Бэй, когда-то скидывавший с корабля современности "Терминатора", теперь попросту его переснял. Воспроизвел фирменный конфликт машины и теплокровного млекопитающего.
В актерском плане "Последний рыцарь" тоже разворачивается не в лучшую сторону. Главную роль играет, как и в прошлой части, «Эпохе истребления», Марк Уолберг. Актер борзый и эпатажный, но всё-таки вполне форматный. Хотя внести сумасшедшинку умеет в любой стандарт. По большому счету, все нестандартное, что есть в "Рыцаре" – его рук дело. Остался на месте Стэнли Туччи в роли всесильного Джошуа Джойса, актер из разряда "старый конь борозды не испортит". И в довершение всего, в сагу пришел Энтони Хопкинс, ему досталась роль чопорного британского всезнайки. Само участие актера в блокбастере – диагноз: значит, сага выходит на линию заурядности. Когда не хватает прочих средств – разыгрывают карту породистости и мудрости, используя для этого «приглашенную звезду».
С визуальным решением всё тоже как-то сдулось: иранского художника Амира Мокри, мастера эффектных ходов, неожиданных ракурсов и смелых приемов, в качестве оператора сменил весьма никакой Джонатан Села. Бэй делает ставку не на художественное новаторство, как прежде. Теперь он метит в узнаваемость и удобство. Самое зрелищное, что тут есть – мутации трансформеров, и поданы они почти ученически, нарезками из нескольких планов, снятых с разных точек.
В общем, увы. Рынок никого не щадит, даже самое радикальное искусство рано или поздно становится естественной и малопримечательной частью ландшафта. Десять лет назад Бэй запустил арт-проект, стилизованный под экшн. "Трансформеры" стали любимой сагой студентов киношкол, вызвали массу подражаний. Но одним эстетством сыт не будешь. Любая игра, затянувшись, становится серьезной историей. "Рыцарь" – характерный пример того, что снять "постмодернистский блокбастер" можно один раз. Потом он сам собой превратится в те образцы, которым совсем недавно показывал язык. "Трансформеры" раньше были единственными в своем роде. Ими нестыдно было открывать кинофестивали (что и делал, например, ММКФ, где Никита Михалков обозвал ленту "Трансфермерами"). Теперь они – одни из очень многих.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны