
На экранах новые «Трансформеры»: Старая, старая сказка

В прокате – "Трансформеры. Последний рыцарь", новый виток популярнейшей фантастической саги, на котором она становится куда более форматной и стандартной, чем прежде.
На фоне всех прочих эпопей-блокбастеров "Трансформеры" – белая ворона. Их автор – не студия и не продюсер, а режиссер Майкл Бэй. Самые благодарные зрители – не тинейджеры, а представители профессионального сообщества. Выход первой части десять лет назад изменил представление о кинопроизводстве в целом; показал, что произведение искусства можно создать из какого угодно материала. Бэй играл с цветокоррекцией, монтажом, неожиданными ракурсами, графикой. Стилизовал свою ленту под фантастику шестидесятых годов. Показал, что для блокбастера совершенно не обязательно сочинять фантастический сюжет: вполне можно превратить в кинооперу бытовую историю, населив ее популярными игрушками. Наглядно продемонстрировал, что главную роль, наконец, легко может играть не кумир подростков, а актуальный художник. Например, Шайа ЛаБаф, мастер перформанса вполне в духе Павленского.
Новые «Трансформеры» несколько сдают позиции по части революционности. Бэй адаптировал свое творение под формат условного «большого и кассового кино». Изобретательность и лихость принес в жертву внешним эффектам. Сюжет скачет между разными временными пластами: то отправляется во времена короля Артура, то забегает во Вторую Мировую. Но все это не хитроскроенности ради: только чтобы объяснить главному герою, Кейду Йегеру, а заодно зрителям, откуда трансформеры взялись на нашей планете. Дальше действие движется по стандартнейшему из путей: живописует противостояние людей и машин, в котором выживут либо одни, либо другие. Майкл Бэй, когда-то скидывавший с корабля современности "Терминатора", теперь попросту его переснял. Воспроизвел фирменный конфликт машины и теплокровного млекопитающего.
В актерском плане "Последний рыцарь" тоже разворачивается не в лучшую сторону. Главную роль играет, как и в прошлой части, «Эпохе истребления», Марк Уолберг. Актер борзый и эпатажный, но всё-таки вполне форматный. Хотя внести сумасшедшинку умеет в любой стандарт. По большому счету, все нестандартное, что есть в "Рыцаре" – его рук дело. Остался на месте Стэнли Туччи в роли всесильного Джошуа Джойса, актер из разряда "старый конь борозды не испортит". И в довершение всего, в сагу пришел Энтони Хопкинс, ему досталась роль чопорного британского всезнайки. Само участие актера в блокбастере – диагноз: значит, сага выходит на линию заурядности. Когда не хватает прочих средств – разыгрывают карту породистости и мудрости, используя для этого «приглашенную звезду».
С визуальным решением всё тоже как-то сдулось: иранского художника Амира Мокри, мастера эффектных ходов, неожиданных ракурсов и смелых приемов, в качестве оператора сменил весьма никакой Джонатан Села. Бэй делает ставку не на художественное новаторство, как прежде. Теперь он метит в узнаваемость и удобство. Самое зрелищное, что тут есть – мутации трансформеров, и поданы они почти ученически, нарезками из нескольких планов, снятых с разных точек.
В общем, увы. Рынок никого не щадит, даже самое радикальное искусство рано или поздно становится естественной и малопримечательной частью ландшафта. Десять лет назад Бэй запустил арт-проект, стилизованный под экшн. "Трансформеры" стали любимой сагой студентов киношкол, вызвали массу подражаний. Но одним эстетством сыт не будешь. Любая игра, затянувшись, становится серьезной историей. "Рыцарь" – характерный пример того, что снять "постмодернистский блокбастер" можно один раз. Потом он сам собой превратится в те образцы, которым совсем недавно показывал язык. "Трансформеры" раньше были единственными в своем роде. Ими нестыдно было открывать кинофестивали (что и делал, например, ММКФ, где Никита Михалков обозвал ленту "Трансфермерами"). Теперь они – одни из очень многих.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».