
На экранах новые «Трансформеры»: Старая, старая сказка

В прокате – "Трансформеры. Последний рыцарь", новый виток популярнейшей фантастической саги, на котором она становится куда более форматной и стандартной, чем прежде.
На фоне всех прочих эпопей-блокбастеров "Трансформеры" – белая ворона. Их автор – не студия и не продюсер, а режиссер Майкл Бэй. Самые благодарные зрители – не тинейджеры, а представители профессионального сообщества. Выход первой части десять лет назад изменил представление о кинопроизводстве в целом; показал, что произведение искусства можно создать из какого угодно материала. Бэй играл с цветокоррекцией, монтажом, неожиданными ракурсами, графикой. Стилизовал свою ленту под фантастику шестидесятых годов. Показал, что для блокбастера совершенно не обязательно сочинять фантастический сюжет: вполне можно превратить в кинооперу бытовую историю, населив ее популярными игрушками. Наглядно продемонстрировал, что главную роль, наконец, легко может играть не кумир подростков, а актуальный художник. Например, Шайа ЛаБаф, мастер перформанса вполне в духе Павленского.
Новые «Трансформеры» несколько сдают позиции по части революционности. Бэй адаптировал свое творение под формат условного «большого и кассового кино». Изобретательность и лихость принес в жертву внешним эффектам. Сюжет скачет между разными временными пластами: то отправляется во времена короля Артура, то забегает во Вторую Мировую. Но все это не хитроскроенности ради: только чтобы объяснить главному герою, Кейду Йегеру, а заодно зрителям, откуда трансформеры взялись на нашей планете. Дальше действие движется по стандартнейшему из путей: живописует противостояние людей и машин, в котором выживут либо одни, либо другие. Майкл Бэй, когда-то скидывавший с корабля современности "Терминатора", теперь попросту его переснял. Воспроизвел фирменный конфликт машины и теплокровного млекопитающего.
В актерском плане "Последний рыцарь" тоже разворачивается не в лучшую сторону. Главную роль играет, как и в прошлой части, «Эпохе истребления», Марк Уолберг. Актер борзый и эпатажный, но всё-таки вполне форматный. Хотя внести сумасшедшинку умеет в любой стандарт. По большому счету, все нестандартное, что есть в "Рыцаре" – его рук дело. Остался на месте Стэнли Туччи в роли всесильного Джошуа Джойса, актер из разряда "старый конь борозды не испортит". И в довершение всего, в сагу пришел Энтони Хопкинс, ему досталась роль чопорного британского всезнайки. Само участие актера в блокбастере – диагноз: значит, сага выходит на линию заурядности. Когда не хватает прочих средств – разыгрывают карту породистости и мудрости, используя для этого «приглашенную звезду».
С визуальным решением всё тоже как-то сдулось: иранского художника Амира Мокри, мастера эффектных ходов, неожиданных ракурсов и смелых приемов, в качестве оператора сменил весьма никакой Джонатан Села. Бэй делает ставку не на художественное новаторство, как прежде. Теперь он метит в узнаваемость и удобство. Самое зрелищное, что тут есть – мутации трансформеров, и поданы они почти ученически, нарезками из нескольких планов, снятых с разных точек.
В общем, увы. Рынок никого не щадит, даже самое радикальное искусство рано или поздно становится естественной и малопримечательной частью ландшафта. Десять лет назад Бэй запустил арт-проект, стилизованный под экшн. "Трансформеры" стали любимой сагой студентов киношкол, вызвали массу подражаний. Но одним эстетством сыт не будешь. Любая игра, затянувшись, становится серьезной историей. "Рыцарь" – характерный пример того, что снять "постмодернистский блокбастер" можно один раз. Потом он сам собой превратится в те образцы, которым совсем недавно показывал язык. "Трансформеры" раньше были единственными в своем роде. Ими нестыдно было открывать кинофестивали (что и делал, например, ММКФ, где Никита Михалков обозвал ленту "Трансфермерами"). Теперь они – одни из очень многих.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанка.ру»

Десять театральных премьер года, ради которых стоит съездить в Москву
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 19 мая 2025 - Умер балетмейстер Юрий Григорович, чьи постановки и редакции классических балетов — основа репертуара Большого театра
- 18 мая 2025 - На «Евровидении» победил австрийский контртенор. Он поет в Венской опере
- 16 мая 2025 - Российский книжный союз выступил с заявлением на фоне «дела издателей»
- 16 мая 2025 - Раскрыты участники и программа концерта «Классика на Дворцовой» ко Дню города
- 15 мая 2025 - Бондарчук снимает в Иране сериал «Трудно быть богом». Смотрим первые кадры
Статьи
-
14 мая 2025, 17:30В Петербурге 17 мая — любимое культурное развлечение весны: «Ночь музеев». Тему «Герои» каждая площадка разворачивает по-своему, предлагая задуматься: кого считать героями, какой путь они проходят, во имя чего совершают подвиги, что защищают и чем вдохновляют других. В 2025 году к акции присоединились 11 новых участников, среди них — Центр истории автотранспорта Ленинграда, музей «А музы не молчали», Европейский университет, Дом Струкова и другие. На этих и других площадках, помимо основной экспозиции музеев, посетителей ждут разные активности — концерты, спектакли, необычные экскурсии, мастер-классы и конкурсы.
-
10 мая 2025, 20:09Недалеко от метро «Горьковская», во дворцах Мичуринской улицы, возвышается небольшой замок, в 2005-м приросший к дому 1910-11 годов в стиле модерн (архитектор Леонид Фуфаевский). Над входом в округлую «башню» крупно значится: «Ананов». Внутри — ювелирное производство, а с этого апреля — ещё и Музей пасхальных яиц (два выставочных зала).
-
08 мая 2025, 02:40