На экранах новые «Трансформеры»: Старая, старая сказка
В прокате – "Трансформеры. Последний рыцарь", новый виток популярнейшей фантастической саги, на котором она становится куда более форматной и стандартной, чем прежде.
На фоне всех прочих эпопей-блокбастеров "Трансформеры" – белая ворона. Их автор – не студия и не продюсер, а режиссер Майкл Бэй. Самые благодарные зрители – не тинейджеры, а представители профессионального сообщества. Выход первой части десять лет назад изменил представление о кинопроизводстве в целом; показал, что произведение искусства можно создать из какого угодно материала. Бэй играл с цветокоррекцией, монтажом, неожиданными ракурсами, графикой. Стилизовал свою ленту под фантастику шестидесятых годов. Показал, что для блокбастера совершенно не обязательно сочинять фантастический сюжет: вполне можно превратить в кинооперу бытовую историю, населив ее популярными игрушками. Наглядно продемонстрировал, что главную роль, наконец, легко может играть не кумир подростков, а актуальный художник. Например, Шайа ЛаБаф, мастер перформанса вполне в духе Павленского.
Новые «Трансформеры» несколько сдают позиции по части революционности. Бэй адаптировал свое творение под формат условного «большого и кассового кино». Изобретательность и лихость принес в жертву внешним эффектам. Сюжет скачет между разными временными пластами: то отправляется во времена короля Артура, то забегает во Вторую Мировую. Но все это не хитроскроенности ради: только чтобы объяснить главному герою, Кейду Йегеру, а заодно зрителям, откуда трансформеры взялись на нашей планете. Дальше действие движется по стандартнейшему из путей: живописует противостояние людей и машин, в котором выживут либо одни, либо другие. Майкл Бэй, когда-то скидывавший с корабля современности "Терминатора", теперь попросту его переснял. Воспроизвел фирменный конфликт машины и теплокровного млекопитающего.
В актерском плане "Последний рыцарь" тоже разворачивается не в лучшую сторону. Главную роль играет, как и в прошлой части, «Эпохе истребления», Марк Уолберг. Актер борзый и эпатажный, но всё-таки вполне форматный. Хотя внести сумасшедшинку умеет в любой стандарт. По большому счету, все нестандартное, что есть в "Рыцаре" – его рук дело. Остался на месте Стэнли Туччи в роли всесильного Джошуа Джойса, актер из разряда "старый конь борозды не испортит". И в довершение всего, в сагу пришел Энтони Хопкинс, ему досталась роль чопорного британского всезнайки. Само участие актера в блокбастере – диагноз: значит, сага выходит на линию заурядности. Когда не хватает прочих средств – разыгрывают карту породистости и мудрости, используя для этого «приглашенную звезду».
С визуальным решением всё тоже как-то сдулось: иранского художника Амира Мокри, мастера эффектных ходов, неожиданных ракурсов и смелых приемов, в качестве оператора сменил весьма никакой Джонатан Села. Бэй делает ставку не на художественное новаторство, как прежде. Теперь он метит в узнаваемость и удобство. Самое зрелищное, что тут есть – мутации трансформеров, и поданы они почти ученически, нарезками из нескольких планов, снятых с разных точек.
В общем, увы. Рынок никого не щадит, даже самое радикальное искусство рано или поздно становится естественной и малопримечательной частью ландшафта. Десять лет назад Бэй запустил арт-проект, стилизованный под экшн. "Трансформеры" стали любимой сагой студентов киношкол, вызвали массу подражаний. Но одним эстетством сыт не будешь. Любая игра, затянувшись, становится серьезной историей. "Рыцарь" – характерный пример того, что снять "постмодернистский блокбастер" можно один раз. Потом он сам собой превратится в те образцы, которым совсем недавно показывал язык. "Трансформеры" раньше были единственными в своем роде. Ими нестыдно было открывать кинофестивали (что и делал, например, ММКФ, где Никита Михалков обозвал ленту "Трансфермерами"). Теперь они – одни из очень многих.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанка.ру»
Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова
Новости
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24