В Петербурге отметят 63-й день рождения Сергея Курехина

14 июня 2017, 20:55
Версия для печати Версия для печати

16 июня в Петербурге отметят день рождения Сергея Курёхина. В первой половине дня посвященные отправятся на Комаровское кладбище, где нашла последний приют душа «Капитана», а вечером в ЦСИ его имени состоится памятный концерт. Вход на него организаторы объявили свободным.

Начнется он в 19.00 во временном пристанище ЦСИ имени Курёхина (на период реконструкции кинотеатра «Прибой» на Васильевском острове Центр расположился в бывшем Музее Хлеба на Лиговском проспекте, 73). За музыкальное сопровождение вечера отвечает Валерий Алахов – один из основателей легендарной группы «Новые композиторы». В 1985 году они с Сергеем Курёхиным записали экспериментальную пластинку Insect culture, которая вышла два года спустя и была высоко оценена западными авангардистами, в том числе Фрэнком Заппой. Материал именно этой работы, включая еще и неизданные вещи, записанные для этого альбома, и прозвучит для гостей концерта. «Эту музыку мы тогда писали довольно интересно, на квартирах, в обстановке тайны и секретности, ведь речь шла о выпуске пластинки на Западе, – вспоминает Алахов. – У Курехина, единственного в городе, был портативный многоканальный магнитофон – большая редкость в те времена. Альбом вышел немного сумбурным, но у нас получился авангард в чистом виде!». Кроме этого, гостей вечера ожидает фэшн-перфоманс, который специально для праздника делает трэш-футурист и главный художник «Поп-Механики» Сергей Чернов.

Сергей Курехин
Сергей Курехин

Личность с большой буквы, виртуозный пианист, выдающийся композитор, создатель легендарной «Поп-механики», философ, актер, литератор, мистификатор – всех ипостасей Курёхина не перечислишь. Одновременно он – и первый шоумен эпохи 80-90-х годов, и самый серьезный музыкант советского андеграунда, творчество которого во многом определило развитие российской авангардной музыки. О технике его игры ходили мифы. Его творческая фантазия не знала границ настолько, что порой наталкивалась на недопонимание обычных людей. Недопонимание и зависть. «Красивый, гармоничный и академичный человек, который с достоинством и артистизмом нёс свой академизм в виде эпатирующих штучек эстетического хулиганства» – писал о Курёхине в своей книге «Слово за слово» создатель культовой «Ассы» кинорежиссер Сергей Соловьев.

«Популярная Механика» стала расцветом всего ленинградского андеграунда. «Аквариум», «Кино», «Странные Игры», «АукцЫон», «Новые Художники» и некрореалисты, театр Антона Адасинского, фрик-мода Сергея Чернова, перформансы Владика Мамышева-Монро – всех и не упомнить. Безудержное пост-модернистское буйство «Поп-механики» лучше всего отображало хаотичное и беспорядочное время рубежа 80-х и 90-х – время упоения свободой, время вседозволенности и эйфории, время настоящей революции – в искусстве, в сознании, в обществе. «Поп-механика» с большим успехом гастролировала по России, Европе и Японии. Концерты и записи с Джоном Зорном, Биллом Лазвеллом, Генри Кайзером, Дэвидом Моссом ввели Курёхина в круг мировой музыкальной элиты. Ошеломленная публика по всему миру взирала на курехинские выкрутасы со смешанным чувством восхищения, ужаса и недоумения. Ничего подобного на Западе не было тогда, не появилось и сейчас. Дискография Курёхина огромна – она насчитывает с полсотни дисков – и невероятно разнообразна. Сольные фортепианные записи, импровизационные проекты с Зорном, Моссом, Владимиром Чекасиным и Сергеем Летовым, коллаж «Насекомой культуры», авангардный танцевальный проект с берлинским ди-джеем WestBam, электроника «Популярной науки» с Генри Кайзером, синтетические оркестровые проекты типа «Воробьиной оратории» и, конечно же, «Популярная механика».

«Курехин всегда говорил только правду. И нарушил в этой связи гомеостатическое равновесие во Вселенной. С ним поступили так, как поступают с теми, кто нарушает. Его забрали, – вспоминает киновед Сергей Шолохов, с которым Курёхин сделал знаменитый трип «Ленин – Гриб». – Может, чтобы он нарушал что-то дальше. В качестве кого его забрали и зачем, мне неизвестно. Некие пытливые фантасты придумывают этому объяснение. Курёхин совпадал по своей энергетике полностью с той силой, которую я называю третьей, которую чувствовал и проводником которой он пытался быть. Эта сила тогда невероятно влияла на умы».

Кирилл Рейн, "Фонтанка.ру"

Куда пойти 6 — 8 июня: «Сиреневый променад» в Павловске, театральный фестиваль в честь Пушкина и марафон гребли

В наступающие выходные не пропускаем новые театральные постановки на больших и маленьких площадках, любуемся цветением сирени в пригородах и смотрим фильмы под открытым небом.

Статьи

>