Цирк по-королевски: премьера Гии Эрадзе на Фонтанке

10 июня 2017, 08:00
Версия для печати Версия для печати

Новая программа Цирка на Фонтанке «Баронеты», показы которой продлятся до 30 августа, идет три с половиной часа с антрактом. Несмотря на рекордную продолжительность представления, зрители не спешат покинуть зрительный зал. Впервые за последние несколько лет артистам устраивают длительную овацию и даже скандируют «Молодцы!». В чем особенность новой программы петербургского цирка разбиралась, эксперт «Фонтанки».

Автор и создатель программы «Баронеты» Гия Эрадзе, имеющий сразу три полноценных коллектива в составе Росгосцирка, впервые привез ее в Петербург, причем привез на все летние – считающиеся в цирке невыгодными – месяцы. Такой шаг не только упраздняет привычную летнюю паузу в Цирке на Фонтанке, но и подтверждает намерения Росгосцирка сделать петербургский стационар своим флагманским учреждением. В минкульт уже направлено ходатайство о формировании труппы петербургского цирка, а сам Цирк на Фонтанке именно в летние месяцы станет репетиционной базой для следующей программы Гии Эрадзе, которое планируется показать в конце этого года в Большом московском цирке на проспекте Вернадского.

Название представления не имеет ничего общего с английскими наследными титулами. Авторы спектакля переводят его как «королевская свита», апеллируя к обязательной пышности, многочисленности и разнообразности королевских спутников и зрелищ. В прологе, стилизованном под веселый карнавал, появляются Арлекины и Коломбины, клоуны всех мастей, скоморохи на ходулях, шуты на велосипедах, плюшевые и даже живые лошадки. Последующие номера и костюмированные танцевальные увертюры к ним стилизованы каждый под свою, идущую номеру традицию. Так, номер с волками и северными лайками решен в стиле северных народов, а джигиты-наездники представлены в образе апачей. Для жонглерского номера режиссер придумывает историю об английской королеве и трех ее шотландских подданных – в костюме артистки использованы цвета и орнамент британского флага, а ее партнеры носят характерные юбки в клетку и береты. Почти каждый номер предваряет выход богато костюмированного кордебалета. В представлении есть место и цыганской теме (номер «Цыганская любовь» с высшей школой верховой езды и номер «Цыганский табор «Рома» с дрессированными медведями), и русской плясовой (номер «Встречные качели»), и восточному колориту (номер «Райский сад» с дрессированными попугаями и пеликанами).

В отдельных фрагментах шоу создатели программы приближаются к давно угасшему жанру цирковой феерии, всегда имевшей целью поразить именно зрелищностью. Так, впечатляющий номер с хула-хупами «Женихи-невесты» Татьяна Махортова исполняет на большом шаре, полностью декорированном крошечными зеркалами, манеж укрыт белоснежным пушистым покрывалом, которое смотрится, как огромная юбка невесты: кордебалет, пролезая в отверстия в этом покрывале, заставляет всю поверхность манежа волноваться и бурлить, словно бескрайнее пенящееся море. Трюки Махортовой с обручами буквально утопают в ошеломительной красоте декорации, и зритель не успевает, а может, и не должен разбираться в уровне мастерства артистки.

Благодаря антуражу шоу Эразде умело скрывает тех, кто в своем жанре еще не достиг высот и вовремя отступает тогда, когда на манеже появляются истинные мастера, как, например, в номере «Шахматная доска», главные действующие лица которого – шахматные фигуры в исполнении кордебалета, ведомые белым и черным королями в исполнении силовых гимнастов Геворга и Андраника Варданян, ставших в этом году победителями шоу «Минута славы». Свой легендарный, показывающийся только на премьерах и фестивалях, номер – стойку на кинжалах – братья показывали на открытии петербургского цирка два года назад, но обещали изредка показывать его и этим летом. Однако и без этого трюка их дуэт выверен по секундам, отточен до миллиметра и наполнен трюками класса ультра-си.

Столь же филигранно и мастерство Юрия Володченкова, показывающего номер высшей школы верховой езды. Номер решен как танец завлекающего красавицу молодца-цыгана, помощником которому – верный и послушный конь. Володченков работает жестами и интонациями, совершенно не используя повод, и сливается со своим конем буквально как кентавр – в какой-то момент уже не разобрать, где конь, а где человек.

Гия Эрадзе, в прошлом сам дрессировщик, является безусловным апологетом цирка с животными, в котором делает ставку на экзотические аттракционы, более подходящие формату шоу. В «Баронетах» можно увидеть оригинальное сочетание попугаев с пеликанами, волков с лайками, черных пантер с леопардами и тиграми. Номер с дрессированными медведями и номер с кошачьими хищниками – главные аттракционы «Баронетов». Алексей и Екатерина Плотниковы выводят на манеж целое семейство косолапых артистов. Андрей и Наталья Широкаловы работают с двумя пантерами, тремя леопардами и четырьмя тиграми, которые прекрасно смотрятся в манеже просто даже в силу своей разномастности. Эффектная подача животных нередко важнее собственно трюковой составляющей: зрители буквально взвизгивают, когда над их головами, почти хлопая крыльями по макушкам взрослых и детей, слетаются на манеж пеликаны. Или когда черная, как смоль, пантера на обмотанном веревкой бревне взмывает под самый купол цирка.

Чужаками на этом визуальном пиршестве оказываются клоуны и ведущий. Если все артисты выглядят и одеты как участники великосветского карнавала, то клоунская пара «НЭП» кажется нежданным гостем с дешевой ярмарки. Ее инаковость никак не обыграна и не встроена в общий ход «королевского» представления, а ее первое появление кажется прямо-таки недоразумением после красочного пролога, в котором были совсем другие образы клоунов, восходящие к итальянскому карнавалу. Клоунский дуэт «НЭП» выходит на арену с избитой шуткой про вытащенный случайно лифчик и спущенные штаны, но в дальнейшем избегает глупых скабрезностей и незатейливо выполняет свою функцию – отвлекает зрителя от монтажа реквизита на манеже. Ведущий шоу в исполнении Андрея Широкалова и вовсе номинален: он выходит лишь в начале и в конце и изредка, но далеко не всегда, объявляет фамилии артистов. Без него можно было бы и вовсе обойтись, но сработала, видимо, дань цирковой традиции, в которой шпрехшталмейстер должен быть и точка.

Новое представление заявлено как шоу и в рамках этого жанра к нему нет претензий. В Цирке на Фонтанке идет не цирковой спектакль, не привычный и поднадоевший дивертисмент, а именно шоу – красочное, поражающее воображение сногсшибательное действие. Гия Эрадзе как никто в отечественном цирке знает, как завернуть цирковое искусство в блестящую упаковку пышных костюмов, люминисцирующего реквизита, стилизованной музыки, хореографии и спецэффектов и при этом не растерять динамичного ритма зрелища. «Баронеты» – безусловно один из лучших образцов отечественного цирка в этом жанре, и восторги зрителей по окончании представления совершенно обоснованы. «Баронетов», напомним, можно увидеть в Цирке на Фонтанке до 30 августа.

Ирина Селезнёва-Редер, специально для «Фонтанки.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>