«Мумия» на экранах: Арабская весна мертвецов

08 июня 2017, 14:00
Версия для печати Версия для печати

В прокате – «Мумия», громкий перезапуск одного из самых ходовых сюжетов фантастического кино. С Томом Крузом, Расселом Кроу и актуальным подтекстом.

Студия Universal решила вернуть себе любимое детище. В век перезапусков и возвращений ход логичный. Другое дело, что с сюжетом про древнее проклятье фараонов голливудский мейджор не работал без малого шестьдесят лет (а если по гамбургскому счету – семьдесят: последняя юниверсаловская «Мумия» была комедийной пародией). Срок внушительный: тем более понятно, почему студия, в первую очередь, реактуализирует архаичный сюжет – наполняет схематичную историю борьбы современного ученого с древним проклятьем подтекстами, аллюзиями и намеками.

 

Звездная команда сценаристов – Двид Кепп и Кристофер Маккуори (у них на счету и «Пираты Карибского моря», и «Человек-паук» и много чего еще) мастерски с задачей акутализации сюжета справляется. Пусть и выкладывают главный козырь в самом начале: главный персонаж, которого играет Круз, офицер Ник Мортон, гоняет по Ближнему Востоку и набивает вещмешок сокровищами мировой культуры. Всё равно разрушения и хищения потом спишут на варварство запрещенного ИГИЛа, а антиквариат можно продать на черном рынке. Доходит здесь и до своеобразной социальной критики: в гробницу Аманет лезут не из научного интереса, а из самых меркантильных соображений. И Мортон, и девушка-ученый Дженни везут мумию в Лондон только чтобы получить выгоду. Каждый – свою.

Более того, «Юниверсал» силами Кеппа и Маккуори убивает сразу двух зайцев. Помимо «Мумии», вернулись к еще одному почти забытому сюжету – «Джекилу и Хайду». Роль злодея и добряка в одном теле – завидная для любого актера, какой лицедей не мечтает сыграть одним махом всё на свете внутри одного кадра. Здесь это счастье досталось Расселу Кроу, актеру большому во всех смыслах, который играет исследователя как раз с таким именем – Доктор Джекил. Но к «Джекилу и Хайду» возвращаются не только на уровне сверхзадач: смысл «Мумии» – тоже оттуда. Фильм – про раздвоение личности, про зло, которое содержится в каждом. Раздвоение тут играют, так или иначе, все. И Круз, героя которого мумия пытается сделать своим рабом, тоже.

Актеры – вторая после бойкого и обещающего бурное продолжение сюжета сильная сторона новой «Мумии». Круз вообще впервые за очень долгое время хоть что-то играет, а не просто показывает, как классно можно выглядеть в пятьдесят четыре года. Да, тут он именно что актер, а не симпатичная мордашка: сеансы гипноза, перерождения, галлюцинации, всё это он отыгрывает действительно отлично.

Совершенно оправдала выбор её на роль мумии египетская танцовщица и актриса София Бутелла: она не только здорово играет пятитысячелетней выдержки трупак пластически, но умудряется при этом придавать сюжету некоторый эротизм. Эпизоды с ней все построены на скольжении камеры по спине, шее, плечам, ляжкам смуглой красотки.

Не подкачала и проверенная техника переманивания в блокбастер сериальных звёзд. Барышню-ученого тут играет Аннабелль Уоллис, роковая красотка из «Острых козырьков». И лишний раз подтверждает, что британская актерская школа на сегодняшний день – сильнейшая и самая кинематографичная.

Одна беда – тех, кто ждет от «Мумии» события, чего-то нового, яркого и неожиданного, ждет облом. Планка здесь ставилась не слишком высокая, цели — вполне коммерческие: перезапустить старый сюжет, наобещать побольше всего в продолжении, которое обязательно последует. Свидетельство тому – бесхитростный выбор на должность режиссера Алекса Куртцмана, для которого это только вторая работа в большом кино. Он осторожен, старается не слишком выделяться и не мешать актерам отыгрывать сильные драматические ходы. Здесь нет игры со стилем, как в десятилетней давности трилогии Стивена Соммерса. Это, если угодно, очень длинный трейлер – событие впереди.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»  

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>