»деально петербургский балетмейстер

03 июн€ 2017, 17:32
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬чера в ѕетербурге в возрасте 55 лет скоропостижно умер —ергей ¬ихарев. Ёто им€ очень много говорит тем, кто св€зан с балетом. » почти ничего, увы, – широкой публике. ¬ ћариинском театре, где он в последние годы скромно работал балетмейстером-репетитором, его смерть, веро€тно, ничего не изменит. “ам все останетс€, как было. Ќо дл€ балета в целом, и дл€ ѕетербурга, и дл€ отечественной культуры эта потер€ невосполнима.

ќн еще должен был раскрытьс€ в полную силу. ќн еще должен был получить насто€щее признание.

¬ихарев мог бы быть символом нашего города – это был идеально петербургский балетмейстер. » он мог бы быть символом ћариинки – он как никто другой воплощал и стилистику, и внутренний дух петербургского балета, классического, свободного и неумирающего, как птица ‘еникс. ќднако ћариинский театр, плоть от плоти которого он был, отнесс€ к нему как к нелюбимому пасынку. ƒа что там говорить – он попросту ¬ихарева отверг.

», хот€ сам характер его творчества не нес в себе никакого конфликта, художественна€ судьба ¬ихарева, не признанного в собственном доме, оказалась несправедливо драматичной.

¬ юности ¬ихарев был блест€щим, из€щнейшим, утонченным танцовщиком – классическим прежде всего, хот€ и не только. «атем, закончив в свой срок карьеру артиста, он стал столь же блест€щим и утонченным балетмейстером редкого направлени€ и уникального дара – реставратором классических балетов. ќн первым стал работать со знаменитыми запис€ми этих балетов, сделанными в начале ’’ века петербургским режиссером Ќиколаем —ергеевым по системе —тепанова и ныне хран€щимис€ в библиотеке √арвардского университета в —Ўј.

¬ 1999 году поставленна€ ¬ихаревым аутентична€ «—п€ща€ красавица» прогремела на весь мир. ј в 2002 году он воссоздал и «Ѕа€дерку», вернув ей утраченный четвертый акт – и первозданный дух петербургского »мператорского балета.

≈го усердие исследовател€, его художественна€ интуици€, такт, безукоризненное чувство стил€ и просто талант сотворили чудо.

¬печатление было фантастическим, ощущение подлинности – ошеломл€ющим. Ёти спектакли, вышедшие из архивных бумаг, меньше всего были похожи на сухие архивные документы. ќни были похожи на волшебное зеркало, через которое прошлый век легко и непринужденно выходил пр€мо к нам – во плоти, во всех своих €ркости и блеске. –овно так, как в балетных сказках нарисованные персонажи сход€т с бледных портретов на сцену насто€щими и живыми.

—поры и ссоры вокруг театральных постановок дело нередкое, но скандалы, сопровождавшие эти академичнейшие ретро-спектакли, были неадекватно €ростными. ѕовод? ¬ихарева обвин€ли в неточност€х и выдумках. ¬се равно, мол, нельз€ по гарвардским запис€м ничего поставить, там ничего не разобрать. » все равно сто лет назад все наверн€ка было не так. » вообще пусть ¬ихарев остаетс€ бывшим танцовщиком, кто он такой! Ќесогласие переходило в обвинени€, непри€тие в ненависть – при всем своем ангелическом облике мир балета бывает весьма агрессивен. » пристрастен: ведь ни фантазии ѕьера Ћакотта, который заново сочин€ет утраченные балеты, ни вольные (и, добавлю, сомнительные) версии классики, предложенные большими артистами с громкими именами, тех же ревнителей чистоты ничуть не смущали.

ѕочему академические постановки вызвали такую бурю – вопрос дл€ социопсихологов, а не дл€ балетоведов: подобные страсти характерны дл€ идеологических, а не художественных баталий. —кажу только, что спектакли ¬ихарева обнажили одну болезненную проблему: ведь вс€ наша «нетленка», вс€ наша велика€ балетна€ классика, с которой мы «впереди планеты всей» и на которой воспитано теперь уже не одно поколение и зрителей, и артистов, на самом деле – не оригинал, а довольно жесткие переделки советских времен.  стати, вихаревские постановки балетов, у которых советских версий нет (‘окин, например, или «ѕробуждение ‘лоры» ѕетипа) такой реакции и не вызывали.

ѕри ћахаре ¬азиеве, возглавл€вшем ћариинский балет в дев€ностые-нулевые, балеты ¬ихарева были частью €ркой репертуарной концепции театра. ѕричем на сцене в очередь шли оба варианта «—п€щей» и «Ѕа€дерки»: и обычный, привычный, и оригинальный, вихаревский, приглаша€ к сравнению и дава€ срез сразу нескольких эпох. Ќо потом, после ухода ¬азиева, уникальные спектакли ¬ихарева убрали, и больше его на родную сцену никто не звал. «вали кого угодно, но не его. ј его приглашали в другие города и страны. Ќо, как сказал один мой умный коллега, «дело ведь не в стенах: где ¬ихарев, там и будет насто€щий ћариинский театр». » насто€щий ћариинский театр в эти дев€ть лет побывал в ћилане, где ¬ихарев делал «–аймонду», в Ћа —кала, и в ћоскве, где он делал « оппелию» в Ѕольшом, и в японии, где он ставил легендарные балеты ћихаила ‘окина, и в ≈катеринбурге, где им была создана восхитительна€, блистательно остроумна€ «“щетна€ предосторожность». » сейчас он снова был там же, в ≈катеринбурге, в этом набирающем силу театре. ќн готовил там «ѕахиту», которую ждали как большого событи€, и не одни только уральцы: каждый вихаревский спектакль вызывал насто€щее паломничество из ћосквы, ѕетербурга и других балетных городов мира. —амое поразительное, что его работа не была эксплуатацией однажды найденной идеи, как можно было бы ожидать. ¬ каждом его новом балете была сво€, нова€ художественна€ интрига.

√овор€т, екатеринбургска€ труппа его просто обожала.

ќн скончалс€ вчера – совершенно внезапно, в возрасте 55 лет, в самом расцвете творческих сил, посреди долгожданной захватывающей работы.

ј нам-то, в ѕетербурге, все казалось, что еще что-то может изменитьс€. „то вот сейчас опомн€тс€, позовут, дадут работать, и произойдет нова€ увлекательна€ идентификаци€ ћариинского театра. ѕотому что на самом деле место его было здесь.

ѕоздно, реб€та. ѕроворонили.

–епетитором (и педагогом) он тоже был блест€щим. я видела некоторые его репетиции. Ќапример, как он делал «ƒон- ихота» с приехавшими в ћихайловский театр Ќатальей ќсиповой и »ваном ¬асильевым. » как пр€мо на глазах в лихой и бесшабашный танец этих прекрасных артистов вплавл€лс€ филигранный, неуловимо петербургский рисунок. » становилось вдруг совершенно нагл€дным, что сначала балет этот был поставлен академистом ћариусом ѕетипа и только потом переделан реформатором √орским.

„то еще сказать? я была с ¬ихаревым немного знакома. ќба€тельный, достойный и очень скромный человек. »нтеллигентный, умный, ироничный, глубоко образованный. Ћишенный вс€кой позы, полный внутренней легкости и артистизма.  ак же его бесконечно жаль! » как жаль упущенных – теперь уже навсегда – возможностей.

Ёх, любимый мой ћариинский театр, как же ты просчиталс€!

»нна —кл€ревска€, специально дл€ «‘онтанки.ру»

Ђ”видеть в самом обыкновенном необыкновенноеї. „то осталось за кадром портфолио јлександра –одченко

¬ ƒоме –адио 25 окт€бр€ открылась выставка јлександра –одченко Ч мастера, чьи фотографии вошли в учебники, став зеркалом русского авангарда 1920Ц1930-х. Ђ‘онтанкаї посмотрела работы и расспросила куратора, какие сюжеты складывались за созданием произведений.

—татьи

>