јнсельм  ифер устроил революцию в Ёрмитаже

Ёрмитаж решилс€ на беспрецедентный проект: один из центральных парадных залов полностью изменил свой облик. “еперь, подн€вшись по »орданской лестнице, посетитель попадает в принципиально новое пространство: колонны Ќиколаевского зала закрыты до капителей белыми стенами. ѕреобразовани€ понадобились дл€ выставки одного из самых дорогих современных художников — јнсельма  ифера.

ќ том, что в Ёрмитаже готовитс€ нечто особенное, город узнал нехарактерным способом: весенними ночами через окна второго этажа во дворец грузили огромные €щики.  ак вы€снилось потом, это были декорации дл€ нынешней выставки.  онструкци€ оказалась непростой — даже не по внешнему виду, а по техническим характеристикам.

«ћы впервые построили стены высотой восемь метров, которые позвол€ют этот зал увидеть совершенно по-новому, – рассказывает куратор выставки ƒмитрий ќзерков. – Ёти временные конструкции позвол€ют подчеркнуть и высоту зала, и, скрыв его колонны, увидеть капители. „тобы построить эти стены и не повредить исторический паркет, была произведена точнейша€ инженерна€ работа. ¬се картины – а многие из них достаточно т€желые, свинцовые, – были особым образом распределены. «а белыми стенами наход€тс€ очень легкие алюминиевые фермы, которые опираютс€ на дерев€нные пластины, которые в свою очередь лежат на войлоке. » таким образом нагрузка распредел€етс€ целиком на все, чтобы паркет не был поврежден».

ѕодобные операции в Ёрмитаже — проект исключительный. Ќо провести выставку по сюжету требовалось именно в тех залах, которые исторически св€заны с темой революции 1917 года. ¬едь выставка јнсельма  ифера хоть и €вл€етс€ посв€щением конкретному человеку – ¬елимиру ’лебникову, но напоминает о событи€х столетней давности в целом.

ќ выставке  ифера отдел современного искусства мечтал все дес€ть лет своего существовани€. ≈е задумывали сделать одной из первых, но сам художник не спешил в –оссию, а собирать его работы по различным музе€м и частным коллекци€м дл€ Ёрмитажа было не так интересно, как сделать персональный проект. ¬ итоге год назад, спуст€ восемь с половиной лет переговоров, сотрудники показали художнику ѕетербург, провели его по музею и помогли по-новому увидеть нашу страну и проникнутьс€ эстетикой и атмосферой.

ѕоследнее, как они шут€т, удалось особенно хорошо. ≈сли смотреть на работы  ифера с рассто€ни€ — видишь простые серые осенние пейзажи: поле, рассеченное колеей, озеро среди травы и деревьев... » только подход€ ближе, замечаешь прикрепленный к холсту маленький проржавевший корабль (вот она, судьба революции!) и фактуру работы:  ифер смешивает свой краски с землей, глиной, ржавым металлом, соломой, засушенными цветами.

«ћногие из этих пейзажей наве€ны русским ощущением природы, хот€ в основе их лежат, конечно, немецкие пейзажи, – объ€сн€ет куратор выставки ƒмитрий ќзерков. – јнсельм  ифер родилс€ в 1945 году, буквально под бомбежками, и темы войны, ощущени€ вины немецкого народа и тоталитаризма проход€т центральной линией в его работах».

 ак хорошо образованный человек,  ифер знает о культуре нашей страны гораздо больше, чем можно было бы подумать.

«‘изически € нахожусь в ѕетербурге впервые, но в сущности у мен€ есть ощущение, что € много раз здесь бывал, – призналс€  ифер на встрече с публикой в Ёрмитажном театре. – я хорошо знаю русскую историю, знаю все, что происходило в течение двух мировых войн, много читал о дореволюционном времени, знаю, „“ќ такое «имний дворец и „“ќ такое «јврора». ƒл€ мен€ это было, скорее, возвращение».

¬ разговоре  ифер легко оперирует именами ƒостоевского, ћа€ковского, Ёйзенштейна и, конечно, ¬елимира ’лебникова, который поразил его еще в 1970-х, когда его книги были переведены на немецкий. ѕричем поразил не словотворчеством, с которым он ассоциируетс€ у всех русско€зычных читателей (как можно догадатьс€, перевести его поэзию невозможно), – но интересом к нумерологии.

« ифер читал прозу ’лебникова, посв€щенную построени€м исторического пор€дка, – продолжает ƒмитрий ќзерков. – ” ’лебникова довольно много текстов – «¬рем€ мера мира», «”читель и ученик» – о том, что мировые событи€ и событи€ в жизни каждого человека происход€т с определенным интервалом. Ќапример, путем изучени€ истории различных личностей ’лебников вывел число "317", которое €вл€етс€ периодом дл€ существовани€ земли.  аждые 317 лет, говорил ’лебников, происходит важное морское сражение, каждые 317 лет или 317, умноженные на 2, 3, 4, происходит падение какого-то большого государства. ¬ жизни человека этот период тоже существует, и каждые 317 дней с человеком происход€т похожие событи€. ’лебников это анализировал на дневниках ѕушкина и дневнике ћарии Ѕашкирцевой, который в конце XIX века был очень попул€рен. „исло "317" выгл€дит как некий закон, который рулит миром». “аким образом, в частности, ’лебников в 1912 году предсказал революцию 1917 года.

 артины  ифера — с маленькими корабликами, отсылающими к символу русской революции «јвроре» и к словам ’лебникова о морских сражени€х, – предлагают зрителю задуматьс€ о месте революции в современном мире. ѕо центру некоторых работ зритель увидит черные потоки, подобные тем, что писали старые иллюстраторы Ѕиблии, изобража€ разрушение —одома и √оморры. Ќа некоторых картинах — расплавленный свинец. ќ чем конкретно говор€т работы  ифера — во многом решать самому зрителю: аннотации есть, но они немногословны. ѕубликовать конкретные цитаты из ’лебникова кураторы не стали.

—ерию из 30 работ дл€ Ёрмитажа  ифер создал, по своим меркам, быстро, под впечатлением от визита в –оссию. Ќо это не первые его работы на данный сюжет: так, в июне 2016 года на торгах «»скусство ’’ века и современное искусство» в Ћондоне его работа «¬елимиру ’лебникову. ƒоктрина войны: Ѕитвы» поставила рекорд торгов, уйд€ с молотка за 2,4 миллиона фунтов при эстимейте 400-600 тыс€ч фунтов.

«я погружаюсь полностью в цвет и больше ничего не вижу – € пишу, – рассказывает о своем творческом процессе  ифер. – ¬озникает промежуточный результат. я сажусь и думаю: о чем она мне говорит, эта картина? ”дивл€ет? ѕоражает?  огда € понимаю, € начинаю дальше писать, разрабатывать концепцию. » так повтор€етс€ несколько раз, пока не возникает результат. Ќо не только € работаю над картиной. ≈сли мне не нравитс€ картина, € оставл€ю ее полежать, даю природе мне помочь.  ладу ее в снег, например, и смотрю, что сделала природа с моей картиной. » это мне помогает пон€ть ее».

”видеть работы художника можно до 3 сент€бр€, дл€ выставки подготовлена обширна€ образовательна€ программа, включающа€ цикл лекций о фигуре јнсельма  ифера в контексте искусства XIX-XX веков, арт-марафон « ифер-’лебников. ѕересечени€: ∆ивопись-литература-музыка» 1 июл€ и встречи-дискуссии на выставке.

јлина ÷иопа, "‘онтанка.ру"

 уда пойти 19Ц21 августа: паруса на воде, рыцари в ¬ыборге, столичный „ехов

¬ дни изнурительной жары хочетс€ оставатьс€ в прохладе кондиционируемых помещений музеев и театров. Ќу а если уж приходитс€ выходить на улицу то только в парк или к воде Ч и ради самого интересного. ¬ новом гиде по выходным Ђ‘онтанкаї собрала главные событи€ культурного ѕетербурга: подсказываем, как оказатьс€ в мире Ђ¬ишнЄвого садаї, где ловить ветер в ќраниенбауме и слушать рок на крыше.

—татьи

>