
Когда деревья были большими

В Строгановском дворце открылась и будет работать до 30 июня фотовыставка «Анна Азбель. Запечатленное детство». На фоне стартующих одна за другой выставок-блокбастеров экспозиция в цоколе Строгановского дворца радует легкостью и ненавязчивостью, но при этом заставляет задуматься о главном.
При всем пристальном и подчас провокационном внимании российского законодательства к детским фотопортретам упрекнуть работы Анны в «оскорблении» чьих-либо чувств и прочих подобных вещах невозможно — снимки предельно целомудренны. Однако, в детской фотографии легко уйти в другую крайность – «пересластить», перестараться с постановкой и украсть у детей живую непосредственность. «Фонтанка» пообщалась с автором, чтобы выяснить, как Анне удается добиваться разрешения на фото детей в разных уголках планеты и сохранять в снимках динамику, добиваться магического эффекта моментальности и непостановочности снимков.
- На выставке фотографии из самых разных мест. Расскажите, как вы выбираете регионы для съемки?
- Здесь в основном юг Италии, юг Франции, юг Испании (Барселона), Непал. Еще здесь есть снимки из Лапландии. Ну и Санкт-Петербург, естественно. Я нахожу эти места живописными, часто там бываю. Знаю удачные, красивые локации, что для фотографии очень важно. Давно изучила, где и какой свет. Поэтому, когда я хочу сделать красивые фотографии, выбираю эти места. Все они по-своему самобытные: тосканские пейзажи не спутаешь ни с чем, лаванду Прованса – тоже.
- Ну почему, в Крыму тоже есть лаванда.
- Такой, как в Провансе, все равно нет больше нигде. У них уникальная лаванда, это даже по цвету видно. Или, например, бескрайние песчаные пляжи Барселоны тоже очень узнаваемы. В Финляндии – снег, олени.

Анна Азбель
Фото: fb.com
- А как насчет тонкостей работы с детьми? Как вы находите моделей, договариваетесь о съемке? У нас ведь довольно жесткое законодательство насчет детских фотографий.
- Чужих, незнакомых мне детей я фотографирую крайне редко. Например, могу идти по парку, увидеть девочку. А у меня уже камера в руках. И я понимаю: что бы ни произошло, я без фотографии с этой девочкой не уйду. Я нахожу слова, у меня достаточно хороший английский, французский, могу объясниться с родителями, показать сразу свои работы в телефоне, сказать, что сделаю красивые фотографии. Как правило, не отказывают. Хотя бывают ситуации, когда семья куда-то опаздывает, меня предупреждают, что свободного времени всего десять минут, – и то потом остаются на полчаса. Ребенок раскрепощается, ему, как правило, интересно. Я же не ставлю детей к стеночке и не заставляю позировать, я предлагаю им место и пространство для игры, чтобы они были чем-то заняты. А дальше – мне остается просто наблюдать и ловить момент, они все делают сами.
- С кем сложнее работать, с мальчишками или с девчонками?
- С мальчишками. Они вредничают, часто не хотят фотографироваться. У девочек в этом плане по-другому, можно сделать один кадр, показать ей – она увидит, как красиво получилось, и захочет еще. А мальчику обычно нужен какой-то экстрим, чтобы ему было интересно: строгать ветки, разводить костер. Чего мы только ни делали!
- Есть у вас постоянные модели? Может быть, кому-то уже целое модельное портфолио наснимали?
- Да, есть такое. Например, у моей дочери (улыбается). Вот, например, фотография, где она выходит из душа. Это не постановка, она правда мылась в душе, а я знала, что она скоро будет выходить, и представляла, как это будет выглядеть. Ждала ее с обычной мыльницей в руках, то есть это даже не на профессиональную камеру снято. Получился такой кадр. Или девочка с рыжими волосами: ее же невозможно не фотографировать, она волшебная, возвращаюсь к ней от раза к разу. Помню, как бросила клич, что ищу рыжую модель, мне хотелось в золотую осень поснимать девочку с рыжими волосами. Товарищ посоветовал договориться с мамой этой девочки, мы пообщались, мне разрешили снимать.
- Вы упомянули золотую осень. Если говорить о Петербурге – где вам нравится снимать, в каких парках, пригородах?
- Золотая осень у нас, по большому сету, в каждом парке. В городе очень люблю Елагин остров. Из пригородов люблю залив и Комарово.
- Если продолжить тему техники и «мыльниц». Обычно фотографа представляешь с кучей камер и объективов. Как вы работаете?
- Да, у меня куча камер и объективов, я обожаю технику. В новом городе первое место, куда я отправляюсь – это магазин фототехники. Но есть одна любимая камера и любимый объектив, которыми сняты, наверное, 90% всех снимков на выставке. Я работаю только с цифрой. Для меня фотография – это хобби, я никогда специально не училась и с пленкой никогда не работала, даже не видела, как делается проявка. Может быть, как-нибудь попробую.
- Сегодня, когда в каждом планшете есть камера, обязательно ли нужна дорогая фототехника, чтобы сделать снимок, достойный музейных залов?
- Я считаю, можно и на мобильный телефон сделать фотографию, которая будет потом висеть в галереях.
Основные работы, представленные в небольших залах Строгановского дворца – из Прованса, Тосканы, Непала. По задумке музейщиков, фотографии не стали снабжать экспликациями – подробным описанием места и времени съемки. Только кадры из Непала подписаны, чтобы зритель понимал, что это не Въетнам и не павильонные съемки. Такой подход облегчает чисто визуальное восприятие. Вот девочка в искрящемся снегу, вот дети в лавандовых полях. В фотографиях Анны Азбель чувствуется не только материнская нежность, но и уважительное отношение к ребенку – как к маленькому человеку, читается характер героев – шкодливый или робкий, любопытный или пытливый. И действительно не важно, что все они говорят на разных языках и живут в разных концах света, ведь все они дети и все нуждаются в нашей любви, поддержке, защите. И нам у них есть чему поучиться — искренности, бескорыстию, радости жизни, которые мы оставили в нашем детстве, но за которыми никогда не поздно вернуться.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26