Ночь забытых музеев
«Фонтанка» побывала в тех музеях, которые в обычное время незаслуженно остаются в стороне, хотя их экспозиции способны рассказать массу интересного.
«Мы идем в гости к художнику Чистякову», – пожилая пара ведет маленького мальчика по дорожке сада и объясняет ребенку, зачем они пришли сюда в поздний час. «А что я буду рисовать?» – размышляет он. «Рисовать ничего не придется, это музей».
Дом-музей художника и педагога Павла Петровича Чистякова – дебютант «Ночи музеев» этого года, и участвовать в акции там захотели именно для того, чтобы о музее узнало как можно большее число людей. О фигуре профессора Императорской академии художеств, у которого занимались Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Савинский, Серов, Врубель, Рябушкин, Борисов -Мусатов и многие другие, сегодня просто не помнят. Между тем собрание музея включает подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, также есть кинозал, в котором показывают фильм о Павле Чистякове.
Музей находится на дальней окраине Пушкина, в деревянном доме, окруженном садом, неподалеку от большого пруда – в общем, идеальное место для прогулок. Однако индивидуальных посетителей на осмотр экспозиции сюда добирается совсем мало, буквально по нескольку человек в день. Да и сам музей работает только три дня в неделю – по средам, субботам и воскресеньям. Зато сюда регулярно приезжают экскурсии – особенно те, кто знает, что здесь работают люди, способные своей любовью к музею заражать посетителей. Заведующая домом-музеем Ирина Тихонова рассказывает, как родители мальчика, до того не увлекавшегося в своей жизни ничем, кроме компьютера, звонили ей и благодарили: ребенок весь вечер дома только и говорил об искусстве.
Обстановка внутри абсолютно домашняя, это действительно дом-музей: на ступеньках гостей встречает большой серый кот, на экспозициях нет ограждающих ленточек, посетители могут подходить к мольберту с красками и письменному столу, на котором лежат бумаги и очки. А смотрители музея и его заведующая радостно встречают каждого, признаваясь, что даже не надеялись на то, что «Ночь музеев» приведет к ним столько новых гостей. Конечно, очередей здесь нет, это далеко не самый популярный пункт в программе, хотя на сайте акции его в свои списки внесли полторы тысячи человек (для сравнения, самый популярный участник акции, Ботанический сад, выразили желание посетить свыше шести тысяч человек). Но в масштабах этого музея заполненные залы во время киносеансов – это уже событие.
Еще один музей, также в Пушкине, находящийся в тени Екатерининского дворца и парка – «Царскосельская коллекция». Многие видели небольшой сказочного вида особнячок, который встречается на пути, если идти от остановки городского автобуса до дворца. В этом музее признаются, что посетителей у них бывает человек по 12 в день, но, правда, как и в музее Павла Чистякова, проводятся художественные занятия. В уютном здании с увенчанным башенкой эркером представлена коллекция современного искусства – произведения художников ленинградского авангарда 1920-1990х годов, отдельная экспозиция – художники Арефьевского круга. В «Ночь музеев» здесь тоже рады посетителям: первые полтора десятка гостей получают возможность узнать не только историю коллекции, но и художественные принципы Малевича, и даже принять участие в сборе инсталляции в саду.
Впрочем, судя по вопросам на кассе, ряд посетителей все равно рассматривают музей как один из пунктов, способных дополнить посещение музея-заповедника «Царское село».
«А в Екатерининский дворец по этому билету можно? Как нельзя, он что, не музей что ли?» – удивляются посетители, не разобравшиеся в списке участников акции.
В самом Петербурге картина уже совсем другая. Во дворе литературного музея «ХХ век» и наверху, в квартире Михаила Зощенко, толпы экскурсантов едва успевают сменять друг друга. Здесь обещан День дворника – правда, человек в костюме дворника заметен только один, и тот на поверку оказывается заместителем директора музея.
«Барин поехал!» – театрально снимает он шляпу и кланяется, приветствуя пассажиров дорогой иномарки, выезжающей из двора.
О дворниках рассказывает экспозиция и экскурсоводы. Так, горожане узнают, что в старину бы дворники не только были бы вынуждены платить штраф, если на их территории происходило преступление, виновники которого не были найдены, но еще и оформляли загранпаспорта жильцам.
Сходная картина и в Музее-квартире семьи Аллилуевых на 10-й Советской: обычно здесь бывает, по словам смотрителей, порядка 100 человек в месяц. Теперь же в квартире по три театрализованных экскурсии одновременно – по одной в каждой в каждой комнате. Тут вам и Ленин загадки задает, и Зинаида Гиппиус с Владимиром Маяковским стихи читают. В общем, жизнь бьет ключом – настолько, что за 10 минут до окончания работы музея в него врывается соседка с обещанием нажаловаться на шумных жильцов. «Ну раз в год ведь, через 10 минут закончим!» – оправдываются музейщики.
А вот скверик Музея петербургского авангарда – уже давно излюбленное место для тех, кто «Ночь музеев» проводит в культурном забеге. К ежегодному наплыву филиал Музея истории Санкт-Петербурга, в обычное время очень тихий музей, расположенный в деревянном доме и окруженный садом (и это – в центре Петроградской стороны!), готовится загодя, приглашая уличные театры. В этот раз звездой программы стал «Театр имени Которого Нельзя Называть», приготовивший дым-машину, стрелявшую кольцами дыма , на радость детям.
«Начинается самое интересное: остались самые стойкие», – подшучивают над посетителями сотрудники и волонтеры в Музее почвоведения им. В.В. Докучаева, предлагая сомнамбулически блуждающим по музею посетителям во втором часу ночи то экскурсию, то фильм про ежика посмотреть. Фильм действительно оказывается интересным, кто-то от него просыпается и идет дальше сравнивать каштановую и красную ферритную почву. Кто-то, как одна бодрая школьница, разыскивающая с помощью других посетителей «картину археологических находок» (в полвторого ночи!) и вовсе не думает засыпать. Как и молодежь, устроившая вечеринку возле Ростральных колонн, от которой окна музея дребезжат, грозя вылететь.
Конечно, от посещения музеев совсем глубокой ночью посетители по большей части не обретают новых глубоких знаний. Но могут понять, какие музеи им интересны на будущее, – если, конечно, рискуют пойти по новым непроверенным маршрутам.
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30