
«Чужой. Завет» на экранах: Фассбендер против Фассбендера

В прокате – «Чужой. Завет», продолжение и перерождение одной из лучших киноэпопей в истории. К тому же, снятое её создателем, Ридли Скоттом. Джордж Лукас возродил «Звездные войны», Джордж Миллер успешно вернул в кино «Безумного Макса». Рано или поздно должны были обрести новую жизнь в новых обстоятельствах и главные кровососущие уроды мирового кино.
Возвращение «Чужого» на экраны именно сейчас выглядит закономерно: все побежали, и Скотт побежал. По степени укорененности в массовом сознании с «Чужими» могут соревноваться разве что «Войны» – но и те, очевидно, уйдут побитыми. Культуре в самом широком смысле сага дала очень и очень много. Один знакомый врач-физиотерапевт рассказывал, что пациентка, насмотревшись «Чужих», билась в истерике, когда ей делали электрофорез. Думала, из нее сейчас всякие гады будут лезть. Чем не признание элементарной убедительности саги – обыватель готов больше верить ей, чем здравому смыслу и собственному врачу?
Такая экстраординарная значимость автоматически ставит в непростое положение нового «Чужого». Любой сиквел всегда будут сравнивать с оригиналом в пользу последнего. Тем более, такой. Мол, чужие не такие страшные, Сигурни Уивер нету, космос не такой холодный, сюжет не такой увлекательный. Ридли Скотт, видимо, из-за страха таких сравнений вернулся к «Чужому» не сразу, со второй попытки. Пять лет назад он уже снял осторожный приквел к «Завету» – «Прометей». Теперь собрался с силами и сразу отметает любые попытки сравнивать новый фильм с чем бы то ни было.
Если что тут и перезапускается – по смыслу – то не тема чужих, которые разлагают своих. Она исчерпана – да и странно в 2017 году что-то подобное создавать, и так ксенофобии хватает. На первый план здесь выходит главный мотив любого фантастического кино – тема искусственного разума, вернее, различий между живыми и мертвыми, роботом и человеком. Сюжет, знакомый по «Одиссее» Кубрика и «Близким контактам третьей степени» Спилберга, вернувшийся в кино, реактуализированный в последнее время в самых разных формах – от исторической драмы про Алана Тьюринга «Игра в имитацию» до недавнего хита «Прибытие».
На первый план в «Завете» выходит фигура андроида Дэвида. Он отправляется в межгалактическое путешествие, следит за состоянием корабля, будит команду, когда происходит авария. Он выводит команду корабля на планету, где та сталкивается с кровососущими уродами. Даже по фассбендеровским меркам эта роль – его персональный бенефис, наглядная демонстрация талантов и возможностей. Андроид – стопроцентно его, пластичного, гибкого, «телесного» актера (кто видел «Стыд» и «Голод» – знает, насколько Фассбендер умеет ловко играть, скажем, задницей, животом или даже мизинцем).
Мало того, «Чужой. Завет» – уникальный случай, когда один и тот же актер играет и главного героя, и его антагониста. Ключевой злодей «Завета» – тоже его персонаж и тоже андроид. Скотт вытягивает из этого приема столько аттракционов, сколько возможно: Фассбендер и Фассбендер дерутся, целуются, учат друг друга играть на флейте. В итоге, последний и главный козырь – неотличимость одного его персонажа от другого – оставляет на сладкое, делает главным детонатором развязки сюжета.
На фоне этого бенефиса Фассбендера все прочие персонажи отходят в тень. Две звезды равного Фассбендеру масштаба – Джеймс Франко и Нуми Рапас – появляются на экране всего на пару секунд, не каждый зритель их и заметит (герой Франко умирает, не успев открыть рот, персонажа Рапас мы и вовсе видим на фотографиях). Остальные актеры попросту теряются на экране. Исполнительница главной роли, похожая на неказистого подростка Кэтрин Уотерсон, не столько сражается с чужими, сколько чудом спасается от них.
Такая расстановка сил и решает драматургию «Завета» в целом: это не про поединок человека с чудовищами. Скотт начинает и заканчивает ленту отрывком из вагнеровского «Золота Рейна» – шествием богов в Валхаллу. «Чужой» – действительно про богов и про то, как жалки и бессильны люди перед их бездушностью. Андроиды и чужие намного колоритнее аморфных астронавтов, врачей и ученых. Пожалуй, впервые поединок живого и мертвого на экране решается настолько беспощадно по отношению к человечеству. Скотт ставит планете Земля самый жирный из возможных нолей, если выражаться кокетливым языком Ренаты Литвиновой. Некоторые люди в поединке с машинами и инопланетянами выживают, но это вовсе не значит, что земляне сильнее, лучше или культурнее. Так, чистая случайность. Нет сомнений: следующий раз чужие обязательно победят.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26