¬алерий ‘окин наладил св€зи с ѕольшей и не только

ѕланы јлександринского театра, озвученные его худруком ¬алерием ‘окиным, впечатл€ют географическим размахом и обширностью. “ут вам и фестиваль «јлександринский» со спектакл€ми из ѕольши, √ермании, ≈гипта. » премьеры, которых стоит ждать. » резедентура важного столичного театра «ѕрактика» на Ќовой сцене. » серьезные планы на гр€дущий культурный форум, где ‘окин возглавит секцию «“еатр».

—ама€ впечатл€юща€ новость – это приезд на фестиваль «јлександринский» великого польского режиссера  ристиана Ћюпы, который с весны 2014 года – с момента крымских событий – даже не рассматривал вопросы сотрудничества с –оссией, в том числе и в плане гастролей, отменив даже намеченные проекты с подписанными договорами. ћежду тем, именно спектакль Ћюпы – да не какой-нибудь, а один из хэдлайнеров прошлогоднего јвиньонского фестивал€ под названием «ѕлощадь √ероев» – откроет XI фестиваль национальных театров в ѕетербурге, 1 и 2 сент€бр€. —пектакль поставлен на тему из закоулков исторической пам€ти – можно бы тут добавить «национальной», но дл€ Ћюпы важна как раз универсальность проблемы, тем более, что на сей раз колоссальный пол€к выпустил спектакль не у себ€ на родине, а в Ћитве с известными литовскими артистами.  лассик XX века “омас Ѕернхард написал пьесу «ѕлощадь √ероев» в 1988 году, незадолго до своей смерти – в заголовок вынесено название той самой площади, где фюрер выступал после аншлюса под бурные приветстви€ австрийцев. “огда персонажу пьесы, еврею, профессору Ўустеру и его семье удалось сбежать в јнглию, сейчас, спуст€ 50 лет, семь€ снова готовитс€ к вынужденному отъезду, поскольку крики за окном никак не назовешь двусмысленными: по спектаклю не очень пон€тно, реальны эти вопли нацистского толка, или всего лишь наваждение экономки, но причины, по которым профессор накануне отъезда кончает с собой, – вполне очевидны. ¬се возвращаетс€, причем, в пределах одной человеческой жизни. ј это значит, что дл€ людей так и не существует пон€ти€ "уроки истории". Ћюпа использует тот €зык, который обращаетс€ к зрительскому подсознанию – его спектакли своего рода маги€, котора€ будит дремлющую пам€ть. ѕри этом спектакль, фабула  которого – подготовка к поминкам профессора и сам ритуал – смотритс€ на одном дыхании.

ѕродолжитс€ фестиваль премьерой самой «јлександринки» – спектаклем ¬иктора –ыжакова по «ќптимистической трагедии» ¬севолода ¬ишневского. ≈сть три знаменитых постановки этой пьесы, которые обозначили вехи в истории российского театра. ѕервый – спектакль јлександра “аирова 1933 года, где женщину-комиссара играла жена и муза режиссера јлиса  оонен. “аиров мыслил масштабными метафорами, и историю матросов императорской армии, превратившихс€ в анархистов, а в финале под вли€нием  омиссара – в советский полк, поставил как победу гармонии над хаосом, жизни над смертью. ƒекорации художника –ындина выгл€дели чистой театральной графикой – спиралевидный рельеф планшета сцены сообщал мизансценам устремленность вверх. Ёто был единственный опыт по советской пьесе, который имел в московском  амерном театре, чьим эстетством власти были крайне недовольны, безусловный успех.

—цена из спектакл€
—цена из спектакл€ "ќптимистическа€ трагеди€", режиссер јлександр “аиров, 1933 год

¬ рамки соцреалистической концепции театр никак не укладывалс€, после войны “аиров и  оонен были уволены, театр получил новое им€ – “еатр им. ѕушкина, которое носит и теперь. “еатральные легенды утверждают, что призрак јлисы  оонен частенько беспокоит не только актеров, но врем€ от времени и зрителей.

јлиса  оонен в роли  омиссара в спектакле
јлиса  оонен в роли  омиссара в спектакле "ќптимистическа€ трагеди€", режиссер јлександр “аиров, 1933 год

¬ 1955 году в нынешней јлександринке, а тогда ленинградском “еатре драмы им. ѕушкина «ќптимистическую трагедию» поставил √еоргий “овстоногов, сосредоточившись – при всей жесткости формы – на крупных планах героев, и прежде всего – на образе ¬ожака, отличавшегос€ тупой жестокостью, стремлением унижать и звериной жаждой власти (его сыграл народный артист ———– ёрий “олубеев). —пектакль был впоследствии сыгран на XX cъезде  ѕ——, разоблачившем культ личности, “овстоногов получил высшую награду правительства Ћенинскую премию, а спуст€ три года «ќптимистическа€ трагеди€» отправилась на гастроли в парижский “еатр им. —ары Ѕернар, где прошла при аншлагах и под овации.

ёрий “олубеев в роли ¬ожака в спектакле
ёрий “олубеев в роли ¬ожака в спектакле "ќптимистическа€ трагеди€", режиссер √еоргий “овстоногов, 1955 год

“ретьей ступенью отечественного театрального оптимизма, вполне трагического, стала постановка ћарка «ахарова в Ћенкоме. «ћы продолжаем мучительно раздумывать над нашим прошлым. ƒаже когда устаем размышл€ть о нем, – работает наше подсознание и готовит нам новые мысли. ѕод красивой и €ркой упаковкой застонало и задергалось в пьесе (лично дл€ мен€) что-то очень живое, нужное люд€м всегда и сегодн€ тоже. ќно, это живое начало, подарило множество новых ощущений. ¬ том числе такую простую мысль – жестокую братоубийственную бойню на земле призвана остановить ∆енщина. ¬ойной любоватьс€ не следует. ј что касаетс€ гражданской войны, в ней – сегодн€ мы это хорошо понимаем – погибли те люди, гибель которых мы сегодн€ воспринимаем как невосполнимую утрату. »нтересно, что гражданска€ война в пьесе, по существу, закончилась, поход генерала  аледина отбит, а желание, подла€ инерци€ всегда и во всем действовать по законам войны – остались», – написал позже «ахаров в своей широко известной книге «“еатр без врань€». «ахаров родилс€ в 1933, когда пьесу ¬ишневского поставил “аиров, и вот теперь на новом историческом витке уже он, как когда-то “аиров, оказалс€ перед угрозой сн€ти€ с должности художественного руководител€ театра: «ќптимистическа€ трагеди€» давала шанс остатьс€, и «ахаров, как и “аиров, победил.  омиссара играла »нна „урикова, котора€ по€вл€лась перед публикой в белом платье, на каблучках и с зонтиком (тоже, разумеетс€, белым), а ¬ожака играл Ћеонов – таким своим в доску, оба€тельным мужиком из народа: по ходу действи€ вожаковска€ «народность» оказывалась дурным театром, а женственность  омиссара, наоборот, проходила проверку войной и побеждала.

—цена из спектакл€
—цена из спектакл€ "ќптимистическа€ трагеди€", режиссер ћарк «ахаров, 1983 год

ћарк «ахаров, в отличие от “аирова, своих гонителей пережил, но вот дожил (как и мы все) до момента, когда, несмотр€ на зафиксированную в конституции свободу творчества, псевдонародники то и дело пытаютс€ очень серьезно оскорбитьс€ и потребовать закрыть тот или иной спектакль или внести цензурные коррективы. ¬ это врем€ за текст ¬севолода ¬ишневского вз€лись ¬иктор –ыжаков, глава московского ÷ентра им. ћейерхольда и его команда – причем, режиссер подтвердил, что работа в компании единомышленников дл€ него гораздо важнее самореализации. ѕерезагрузка пьесы осуществл€лась с помощью молодого драматурга јси ¬олошиной – новый ее вариант и спектакль будут называтьс€ «ќптимистическа€ трагеди€. ѕрощальный бал». —ценографи€ – зона ответственности ћарии и јлексе€ “регубовых, молодых, но авторитетных в театральном сообществе художников. ѕри этом режиссер, суд€ по его словам, собираетс€ вписатьс€ в декларируемое ‘окиным посв€щение сезона столетию революции, и посмотреть на историю гибнущего полка как на историю –оссии, начина€ с 1917 года. Ќо при этом не менее "ќптимистическа€ трагеди€" интересует –ыжакова как миф о женщине, пришедшей в мужской мир. ѕремьера намечена на 16 и 17 сент€бр€.

“акой культурно-исторический подход к постановкам отличает фокинскую јлександринку – и особенно, спектакли самого ‘окина, начина€ от его первой здешней работы – «–евизора», который до сих пор остаетс€ в репертуаре и пережил уже три редакции. ƒа и недавний фокинский «ћаскарад», который в этом году существует «по особой программе» в св€зи со столетием «ћаскарада» ћейерхольда, ставшего похоронным дл€ императорской –оссии, – вступает с мейерхольдовским шедевром в художественный диалог: содержит в себе как цитаты из спектакл€ 1917 года, так и элементы реконструкции – например, народный артист –оссии ѕетр —емак играет јрбенина так, как играл его у ћейерхольда ёрий ёрьев, вплоть до интонаций, сохранившихс€ на аудиозапис€х. 9 и 10 сент€бр€ «ћаскарад» ‘окина будет сыгран в Ѕольшом театре –оссии, став центральным событием объемной культурно-просветительской программы, включающей в себ€ выставки, лекции, дискуссии. ¬ частности, обсуд€т опыт работы ƒирекции императорских театров, со дн€ закрыти€ которой в этом году тоже исполн€етс€ сто лет. «ћы хотели бы пон€ть, что из этого опыта можно вз€ть в сегодн€шний день», – уточнил ‘окин, и этот вопрос вызывает большой интерес, потому что иде€ административного объединени€ бывших императорских театров вот уже лет п€ть обсуждаетс€ с переменной активностью. Ќо к этой теме, видимо, придетс€ говорить еще не раз, что мы и будем делать, когда по€витс€ информационный повод.

 огда же театр вернетс€ с гастролей и будет сыграна премьера «ќптимистической трагедии», јлександринский фестиваль продолжитс€ еще двум€ гастрольным спектакл€ми. ¬ ѕетербург впервые приедет египетска€ театральна€ труппа со спектаклем по современной пьесе некоего јхмета Ёль јттара «“айна€ вечер€» – смотрите 22 и 23 сент€бр€. ¬ те же числа, но на Ќовой сцене будет показан немецкий перформанс «ѕолночь», визуализаци€ произведений ћоцарта, осуществленна€ молодым режиссером “ильманом ’екером, известным в –оссии как ассистент знаменитого –оберта ”илсона, но уже некоторое врем€ практикующий самосто€тельно и весьма любопытно. “аким будет закрытие јлександринского фестивал€.

—цена из аудиовизуального перформанса
—цена из аудиовизуального перформанса "ѕолночь", копродукци€ “ильмана ’еккера, RADIALSYSTEM V и Mozartsummer Mannheim

‘ото: ѕредоставлено пресс-службой јлександринского театра

„то касаетс€ планов самого ‘окина, то премьера про —талина по документальной пьесе јртура —оломонова, казавша€с€ весьма своевременной, откладываетс€. ѕо словам худрука јлександринки, не по политическим мотивам, а в св€зи с тем, что что-то не сложилось с московской постановкой ‘окина по «Ўвейку» ярослава √ашека – причем, в тот момент, когда уже были готовы макет декораций, музыка и пьеса “ать€ны –ахмановой. Ёта премьера будет сыграна в конце €нвар€ – под названием «Ўвейк. ¬озвращение». «ќна вполне подходит к году столети€ революции, – резюмировал ‘окин. – ј премьера про —талина просто переноситс€ – не думаю, что ее актуальность станет менее острой». Ўутка, стоит заметить, весьма мрачна€, но точна€.

„то до других премьер следующего 261-го сезона, то главный режиссер театра Ќиколай –ощин сразу после ‘окина, начнет репетировать на исторической сцене «—ирано де Ѕержерака», которого покажет в мае. ј в начале декабр€ на Ќовой сцене режиссер из ‘ранции ∆ан Ѕеллорини выпустит известную пьесу израильского драматурга ’аноха Ћевина « рум» о художнике, который, спуст€ много лет приехал в родной город, и обнаружил там «вчерашние, домашние лица» – иными словами, болото.  ак уточнил сам месье Ѕеллорини, присутствовавший на пресс-конференции, дл€ него это истори€ о тех границах существовани€, которые выстраивает человеку жизнь, и которые стоит преодолевать. «Ќесмотр€ на серьезные проблемы, которые решаютс€ в пьесе, дл€ мен€ это – гимн жизни», – за€вил молодой парижский режиссер, и уточнил, что €зык театра – это особый €зык, который объедин€ет всех людей на планете – поэтический €зык.

ћолодежную тему Ќова€ сцена јлександринки тоже т€нет, причем, весьма последовательно. ¬ но€бре на Ќовой сцене јлександринского театра состоитс€ премьера начинающего режиссера јнтона ќконешникова со студентами »вана Ѕлагодера (заведующего кафедрой музыки –√»—»), в основе которой – прелюбопытнейший литературно-музыкальный материал: футуристическа€ опера ћихаила ћатюшина и јлексе€  ручёных «ѕобеда над солнцем» и другие тексты футуристов.

“акже здесь, на Ќовой сцене заработает «Ћаборатори€ 17» – проект, призванный отчасти решить острую проблему режиссерских дебютов в ѕетербурге. ‘окин объ€снил, что 30 июн€ на сайте по€витс€ положение о проекте и начнут приниматьс€ за€вки на участие. ј 30 сент€бр€ на основе этих за€вок среди режиссеров-выпускников будут выбраны п€ть кандидатов, которым предложат список из современных пьес и декорационный модуль, из которого, по словам ‘окина, можно собрать любую декорацию: комнату, кабинет, лестницу, etc. ¬ этих услови€х молодые люди покажут эскизы: из п€ти в итоге будет отобрано два, которые в какой-то форме продолжат свою жизнь на Ќовой сцене. «Ќам важно, – подчеркнул ‘окин, – чтобы нова€ сцена жила своей, особенной, экспериментальной жизнью, и ни в коем случае не стала филиалом историческом сцены». Ќа эту же идею работает аль€нс Ќовой сцены с театром – активным участником московского театрально-экспериментального процесса «ѕрактика», где с недавних пор обосновались еще и выпускники авторитетного режиссера и педагога ƒмитри€ Ѕрусникина во главе с мастером. ‘окин называет это сотрудничество театральных институций двух столиц «резедентурой театра «ѕрактика». ѕланируетс€, что она станет регул€рной.

—цена из спектакл€
—цена из спектакл€ "„апаев и ѕустота", режиссер ћаксим ƒиденко, театр "ѕрактика"

‘ото: praktikatheatre.ru

— 10 по 16 апрел€ петербургские зрители увид€т две работы режиссера ћаксима ƒиденко – «„апаев и пустота» по одноименному роману ¬. ѕелевина (10-13 сент€бр€) и « онарми€» по ». Ѕабелю (14-16 сент€бр€). ¬ эти же дни в камерном пространстве „ерного зала будет показаны спектакли «ѕётр и ‘еврони€ ћуромские» режиссера —ветланы «емл€ковой (10-13 сент€бр€) и Black&Simpson режиссера  азимира Ћиске (14-16 сент€бр€), в котором как актер зан€т и сам Ѕрусникин. ƒва спектакл€ из четырех в ѕетербурге уже показывались в разные периоды, однако спрос на них тогда превысил предложение, и у тех, кто не попал прежде, теперь така€ возможность по€витс€.

Ќаконец, добрались до культурного форума, который и в этом году нас не минует, правда, отодвинут подальше от рождественско-новогодних торжеств, с декабр€ на 17-19 но€бр€. ¬алерий ‘окин, демонстрирующий чудеса менеджерской активности, и тут оказалс€ в лидерах: он будет первым российским театральным де€телем, который во второй раз возглавит секцию «“еатр». ќ полной ее программе разговор пойдет, пон€тно, позже. Ќо вот театральную афишу ‘окин представил уже сейчас. » тут – что отдельно удивительно – тоже пол€ки. ќбещан спектакль «ƒз€ды» “еатра Ќародовы, который отказалс€ от любых конатктов с –оссией тогда же и по той же причине, что и  ристиан Ћюпа, с истории которого эта стать€ начинаетс€. » тут несложно заметить забавное совпадение: если Ћюпа поставил спектакль с литовскими актерами, то главный театр ѕольши привезет в –оссии постановку мрачного литовского гени€, Ёймнтаса Ќ€крошюса.  роме того, мастер-класс дл€ желающих даст видный представитель современного польского театра, режиссер  шиштоф ¬арликовский, в лучшие времена не раз представл€вший в –оссии свои работы. ƒва других заграничных спектакл€, которые представ€т в программе ‘орума – нова€ работа живого классика €понского театра “адаши —удзуки и « рокодил» самого ‘окина (по сатирической повести ƒостоевского), поставленный им в ¬енгрии.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»
.

 

 

 

 

Ђ¬торой отецї ћэрилин ћонро и Ђтроцкистї, друживший с ’амфри Ѕогартом. ѕ€ть петербуржцев, покоривших √олливуд

Ђ–усский √олливудї дл€ наших соотечественников Ч уже давний предмет гордости. Ќо петербургский (ленинградский) √олливуд Ч отдельное Ђпоселениеї. “ут не только артисты, игравшие с Ёнтони ’опкинсом и Ћуи де ‘юнесом и злодей из первого сериала про Ѕэтмена, но и педагог, который помог  линту »ствуду стать ковбоем, а ћэрилин ћонро научил правильно приподнимать юбку. » русска€ парижанка, сумевша€ Ђотобратьї премию Ђќскарї у √лэдис  упер. » это ещЄ не все.

—татьи

>