–ыцарь театра: в Ѕƒ“ поздравили со знатным юбилеем ћарину јдашевскую

 огда человек в таком солидном возрасте не просто по€вл€етс€ в театре во врем€ сбора труппы, но живет бурной театральной жизнью – выходит на сцену, посещает все премьеры и высказывает свое принципиальное, четкое мнение о них, с удовольствием делитс€ своим богатым, профессиональным и человеческим опытом – а ћарина  онстантиновна считает, что прожила три века, потому что в довоенном Ћенинграде ключевую роль все же играли люди из XIX столети€, – когда всЄ это происходит, то возраст можно не скрывать, им стоит гордитьс€.

ћарина  онстантиновна јдашевска€ родилась в начале ма€ 1927 года в Ћенинграде в семье народного артиста ———–, актера јлександринского театра  онстантина јдашевского. » долго жила в том самом доме на –убинштейна, который теперь называют довлатовским. — ƒовлатовым она знакома не была – все же он человек другого поколени€, а вот его мать помнит отлично, и часто говорит, что именно Ќора —ергеевна ƒовлатова была дл€ нее примером той, довоенной корректности соседских, межчеловеческих вообще отношений: в речах и в долговой этике, потому что перехватить три рубл€ до зарплаты тогда было нормальной практикой, и Ќора —ергеевна никогда не забывала не просто отдать зан€тую трешку, но отдать в условленный срок. ƒом јдашевских был домом, где умели и любили устраивать праздники. ’от€ до войны елочки на новый год считались мещанским пережитком, а уж крашенные пасхальные €йца и куличи – едва ли не преступлением, все равно в пам€ти ћарины  онстантиновны остались эти €ркие, декоративные, театральные, радостные семейные застоль€. ј еще – великий артист ёрий ёрьев, забредавший на огонек, и менее «парадные гости», тоже артисты јлександринки ¬ладимир „есноков, ≈катерина  орчагина-јлександровска€ и многие другие.


"ƒевушка с кувшином", 1949. Ћеонора.

‘ото: предоставлено пресс-службой Ѕƒ“

 огда началась война, ћарина јдашевской было только 14 лет, но, вернувшись в 1944-м из эвакуации, она тут же отправилась поступать в студию Ѕƒ“. ѕо поводу выбора профессии, как она говорит, вопросов не было. —тудийцы участвовали в спектакл€х театра, и актриса частенько с улыбкой рассказывает, как лежала на авансцене трупом воина в «Ћире»  озинцева, вышедшем перед самой войной – страшно гордилась, что выходит на сцене в таком спектакле, но при этом безумно бо€лась чихнуть, поскольку лежать требовалось носом в пол, а театральна€ пыль – субстанци€ невыводима€.

Ђяблонева€ веткаї, 1952. «о€ ‘оменко
Ђяблонева€ веткаї, 1952. «о€ ‘оменко

‘ото: предоставлено пресс-службой Ѕƒ“

¬ 1950 году јдашевска€ была зачислена в труппу театра, и вс€ профессиональна€ жизнь ее св€зана в Ѕƒ“. √ромких, главных ролей у нее не было, но обходитьс€ без нее не мог и “овстоногов. ¬ театре цитируют фразу, произнесенную √еоргием јлександровичем по поводу јдашевской в одной из ролей, как говоритс€, «второго плана»: «ћне нужна така€ краска». ћарина  онстантиновна была необходима ему и в «»диоте» ( ат€), и в «ћещанах» (—тепанида), и в «√енрихе IV» (“рактирщица), и в «’ануме» (јнуш), и в «Ќа вс€кого мудреца довольно простоты» (приживалка “урусиной), и в дес€тках других небольших, но значительных образов, потому что дл€ “овстоногова на сцене вообще не было ничего незначительного.  ак и дл€ всех больших мастеров.  ак и дл€ јдашевской. » с этой профессиональной строгостью, прежде всего, по отношению к себе, с этой скрупулезностью в работе над рол€ми, она и существует в театре всю свою актерскую жизнь, вызыва€ в коллегах по сцене всех возрастов почти что благоговение. ѕри этом актриса открыта любым экспериментам: ћарина  онстантиновна – одна из немногих, кто с удовольствием согласилс€ поучаствовать в работах нынешних стажеров Ѕƒ“, и, по€вл€€сь в компании молодых, она отлично в нее вписываетс€: не кичитс€ мастерством, а запросто, по-свойски делитс€ опытом, ведет диалог с молодым, незнакомым племенем на равных, легко и доброжелательно, заража€ и зар€жа€ своим фирменным позитивом.



‘ото: предоставлено пресс-службой Ѕƒ“

Ќе случайно на юбилейный вечер в театре собрались не только коллеги јдашевской совсем взрослого и среднего поколени€ труппы, но и молодежь тоже, прервав репетицию, гурьбой прибежала поздравить ћарину  онстантиновну. » этот теплый вечер, по словам самой юбил€рши, был похож на те домашние вечера из детства, которые до сих пор сохранились в ее сердце.



‘ото: предоставлено пресс-службой Ѕƒ“

», разумеетс€, коллеги актрисы не отказались сказать обозревателю «‘онтанке» несколько слов о ћарине јдашевской.

√еоргий Ўтиль, народный артист –оссии:

- „то можно о ней сказать? ¬сегда обожаема всеми актерами. — ней не св€зано никаких конфликтов. я больше скажу: она – рыцарь театра. ¬от у нас был мужской вариант театрального рыцарства – ¬ладислав »гнатьевич —тржельчик. » есть женский – это она, ћарина  онстантиновна: оба€тельна€, честна€, пор€дочна€, очень остроумна€, с легким, веселым характером. я очень хорошо знал ее отца, который всегда с огромным вниманием и заботой относилс€ к молодым – не отталкивал их локт€ми, а поддерживал и помогал, никогда не «включа€» менторский тон. ¬от и јдашевска€ именно така€, и поэтому ее так любит наша театральна€ молодежь. Ќу и как партнер могу сказать: с ней легко, спокойно, хорошо на сцене.



‘ото: предоставлено пресс-службой Ѕƒ“

≈лена Ўварева, актриса Ѕƒ“ им. √.ј.“овстоногова:

- ¬ спектакле «¬рем€ женщин» ћарина  онстантиновна играет маму моей героини, которой давно нет на свете.  огда € выхожу на сцену, ћарина  онстантиновна там уже сидит – на табуретке, в глубине сцены. ј €, хот€ играю эту роль давно, все равно волнуюсь каждый раз ужасно. Ќо вот € вижу ее, ћарину јдашевскую, и как-то тепло становитс€. ј потом она начинает говорить свой текст – и слова ее звучат спокойно, весомо, ласково, и мне всегда в этот момент кажетс€, что это мо€ мама мен€ напутствует. » мне уже не хочетс€ бо€тьс€, а хочетс€ верить, что всЄ будет хорошо. ј еще, когда мы встречаемс€ в театре, она всегда улыбаетс€ и называет мен€ по имени: Ћеночка. » может вдруг начать рассказывать какие-то удивительные вещи, о которых € никогда не задумывалась. Ќапример, как варенье из красной р€бины варить. «наете, ћарина  онстантиновна – очень красива€, € мало встречала в жизни и в театре настолько красивых людей.


"¬рем€ женщин", 2012, мать “они

‘ото: предоставлено пресс-службой Ѕƒ“

Ќина ”сатова, народна€ артистка –оссии:

- ћарина  онстантиновна обладает таким редким сочетанием прекрасных качеств, с каким € больше никогда не сталкивалась. ћы с ней играли в спектакле «—емейный портрет с посторонним», и потом она согласилась помочь и вышла на сцену в антрепризе в этой же роли. » вот пока мы с ней работали вместе, хоть бы раз она на что-то пожаловалась, хоть бы раз возразила режиссеру. ѕри этом – что очень важно – она обо всем имеет своЄ мнение, всегда жестко, принципиально его высказывает, никого при этом не обижа€ и не ран€. ¬от такой вот особый, редкий, удивительный дар. јктерска€ и человеческа€ этика дл€ нее – превыше всего. ќна всегда всюду приходит перва€: сколько € ни старалась ее обогнать, у мен€ никогда не получалось – прихожу, а она уже на месте. ≈ще она всегда идеально одета, с безупречным вкусом. » главное – она умеет устраивать праздники: испечет что-то вкусное, принесет в театр, угостит нас всех с добрым словом – и настроение становитс€ радостным. — ней можно шутить, сме€тьс€, у нее удивительное чувство юмора, но она ни при каких обсто€тельствах не станет сплетничать. » ей можно доверить любые тайны. ¬чера в театре по поводу ее юбиле€ случилс€ прекрасный, домашний праздник. Ѕыло много молодых. » не было никакого напр€жени€: мы просто шутили, сме€лись, танцевали – и ћарина  онстантиновна больше всех. » дай ей Ѕог сил и здоровь€ на долгие годы.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»  

 

 

јнне Ќетребко Ч 50! Ђ‘онтанкаї вспоминает 12 самых €рких ее по€влений

Ќародна€ артистка –оссии, обладательница великолепного сопрано отмечает юбилей. ”же больше 20 лет она блистает на оперных сценах всего мира, не забыва€ и родной ћариинский театр. „асто образы јнны идут вразрез тому, что ожидают меломаны старшего поколени€: то она скинет туфли возле дирижера и пуститс€ в пл€с, то гор€чо поцелует партнера по сцене, то наденет дл€ роли пеньюар и чулки. Ђ‘онтанкаї напоминает 12 самых интересных по€влений певицы перед объективами.

—татьи

>